В Приаралье традиция исполнять песни и жыры под аккомпанемент гармони берет начало с Нартая, который перенял ее у своего наставника Тайжана, племянника Укили Ыбырая. Родившаяся в далекой Германии и впервые прозвучавшая на знаменитой Кояндинской ярмарке гармонь в конце XIX века уверенно и прочно вошла в жизнь и быт казахов и стала, можно сказать, поистине народным инструментом.
До того, как создать ансамбль, положивший начало возникновению областной филармонии, Нартай Бекежанов в 30-х годах прошлого века стал признанным в степи певцом и композитором и завоевал сердца слушателей благодаря мастерскому исполнению песен прославленных казахских композиторов. Красивый и статный парень с неизменной гармонью в руках стал самым желанным гостем празднеств и тоев.
Как и многие другие композиторы из народной среды, он не владел нотной грамотой. Истоки его композиторского таланта – в необыкновенной музыкальной одаренности, в глубоком знании канонов народной песни. С юности увлеченный музыкой, Нартай вместе с торговыми караванами не раз бывал в Узбекистане, Таджикистане и научился песням и танцам родственных народов, прекрасно владел дутаром, наем, рубапом, наизусть исполнял лучшие образцы классической восточной литературы – поэтические легенды о любви «Лейли и Меджнун», «Тахир и Зухра», «Сейфульмалик», героические «Рустем-дастан», «Ескендир Зулкарнай», киссы «Бахрам», «Абушахма» и другие. Когда в 1926 году в Кызылорде, которая была тогда столицей республики, открылся первый профессиональный театр, со всей страны собрались самодеятельные артисты в надежде быть принятыми в его труппу. Был среди них и Нартай. Жесткий отбор прошел тогда только Курманбек Жандарбеков.
Звезда славы Нартая взошла на Первом всеказахстанском слете народных талантов в Алма-Ате в 1934 году. Со сцены Казахского государственного театра оперы и балета прозвучала песня Нартая «Толқын». Как писал академик Ахмет Жубанов, «размашистый характер, присущий песням Нартая, сочетается здесь с проникновенным лиризмом и особым гуманизмом».
Вдохновленные общей идеей
Каждый из членов концертно-эстрадной бригады Нартая был своеобразной творческой личностью с присущим ему творческим стилем и почерком. Работая в ансамбле, артисты выступали порой сразу в нескольких амплуа.
Жырши Кундебай Алдонгаров был приглашен в концертную бригаду Нартая в 1940 году и стал душой коллектива. С юных лет он блестяще исполнял сатирические стихи Турмагамбета, Нартая, Аскара Токмагамбетова. В предвкушении удачной шутки зрители всегда с нетерпением ждали выхода на сцену Кундебая акына. Искусствоведом Жанузаковой в ходе экспедиции по сбору фольклора земли Сыра были записаны терме и толгау «Зілғараның әні», «Жеңіс жыры», «Көктем», «Мен келген Қармақшыдан қартың едім», «Мәншүк туралы ән», принадлежащие известным жырау Приаралья в исполнении К. Алдонгарова. В художественном фильме «Мы из Жетысу» он сыграл роль батрака Отена.
Об одном случае из жизни К.Алдонгарова рассказал ветеран культуры, жырау Жумабек Аккулов:
– Осенью 1969 года в Кызылорде торжественно отмечали 60-летие Абдильды Тажибаева. Среди прибывших на юбилей именитых гостей был и писатель Габиден Мустафин. После официальных мероприятий состоялся обед в честь гостей. Вел застолье член бригады Нартая Кундебай акын. Весельчак и балагур, душа компании, он сыпал остротами, меткими фразами и прибаутками, вызывая улыбки на лицах гостей. Когда гости устроились на ночлег, Габиден Мустафин долго не мог заснуть и вышел на свежий воздух. Расхаживавшего вокруг юрт в накинутом на плечи пиджаке гостя заметил Абдильда Тажибаев. Он спросил его о причине бессонницы, и Г.Мустафин поделился с мыслями, взволновавшими его. Отметив талант Алдонгарова, он высказал мысль о том, что в аулах живут истинные мастера слова, незаметные, скромные. «Когда вернусь домой, обязательно напишу о нем книгу», – сказал гость. К сожалению, он не успел воплотить в жизнь свой замысел. Вскоре после этого случая он ушел из жизни.
Своим неподражаемым искусством, даром красноречия Кундебай восхитил публику на республиканских айтысах, состоявшихся в Алма-Ате в 1943,1945 годах. Выступая на айтысе, посвященном 100-летию Жамбыла Жабаева, он получил высокую оценку мастеров поэтического слова Аскара Токмагамбетова, Абдильды Тажибаева, Нартая Бекежанова.
В концертной бригаде Нартая работали известные кюйши и жырши, один из них – талантливый композитор и исполнитель-виртуоз Досжан Курак. Он родился в 1878 году в ауле, который носит ныне имя Наги Ильясова. Его отец Наурызбай умер, когда мальчику было всего четыре года. Вскоре он потерял и мать. Осиротевшего внука взял на воспитание дед со стороны матери Курак, который был известным в округе батыром, пользовавшимся уважением и почетом сородичей. Был он и горячим поклонником искусства. Приезжавшие в эти края салы и сери всегда подолгу гостили в его доме. Приехав поздней осенью, они иногда уезжали только весной, проводя в гостеприимном доме Курака всю зиму.
Воспитывавшийся в атмосфере почитания искусства, Досжан очень рано взял в руки домбру, чем несказанно обрадовал деда. Звучавшие в доме Курака старинные дастаны, киссы, кюи и жыры запали в восприимчивую душу юного Досжана. Тяжелым ударом для мальчика стала потеря старого Курака. Долго он не мог примириться со смертью единственного родного человека. Слабо действовали на него утешения умудренных жизненным опытом аксакалов. Утешение он находил в музыке. Уже в пятнадцать лет он покорял слушателей виртуозным исполнением произведений Казангапа, Альшекея, Шалмырзы.
Грамотный юноша, он знал на-изусть жыры Жусупа, Омара, Турмагамбета и стал почетным гостем празднеств и тоев, проводившихся в степи. В 1939 году в составе группы артистов из Кызылорды Досжан принимал участие в культурной программе Всесоюзной выставки достижений народного хозяйства СССР в Москве, тогда его и заприметил Нартай Бекежанов и пригласил в свой ансамбль. Незадолго до войны Досжан создал в ауле Ширкейли оркестр народных инструментов, который неоднократно становился победителем многих конкурсов. В составе оркестра было 25 артистов, среди них Рахматулла Султанов, Рамиш Абдрахманова, Сламбек Скаков, Шаки Оспанов. С началом Великой Отечественной войны в 1941 году многие из них были призваны на фронт, вернулись в родные края не все. Сам кюйши умер в 1944 году. Его кюи «Кыпың», «Кербез төре», «Бармақ баспай», «Ақбоз ат», «Бипыл», «Құлан қақпай», «Бұқтым» и другие сегодня занимают достойное место в репертуаре многих оркестров и ансамблей народных инструментов.
В составе ансамбля Нартая особое место принадлежало мастерам традиционного жанра жырау. С неизменным успехом проходили выступления мастеров поэтической импровизации, исполнителей жыров, дастанов, терме и толгау Музарапа Жусипулы, Абдилды Жургенбаева, Балкашбая Жусупова, Рахмета Мазхожаева, Сабыта Музарапулы, Акмырзы Туякбаева.
Продолжателем песенных традиций своего отца, известного жырау Приаралья Кете Жусипа Ешниязулы стал его сын Музарап Жусипулы. Акын, композитор, певец, собиратель фольклора Музарап Жусипулы родился в ауле имени Турмагамбета Кармакшинского района, который называют аулом жырау. Ученик Турмагамбета Изтлеуова, на основе народных сказок и преданий он создал дастаны «Тамшы», «Үш насихат», «Үш жұмыртқа», «Самұрық», «Бақытты бала», кюи «Балымша», «Тасқын», «Мұзараптың әні», «Көркем қыз», «Тәнтен», «Шаттық» и другие. В 1962 году были записаны на диск 34 кюя в исполнении Музарапа. Он собрал и сдал в фонд около десяти тысяч неизвестных ранее кюев композиторов земли Сыра.
С жырау и великолепным домбристом Акмырзой Туякбаевым случай свел Нартая в Москве в 1939 году на Декаде казахской литературы и искусства. Тогда он руководил народным театром в местности Тамды в Узбекистане. Он был первым исполнителем дастана Турмагамбета «Рауа Бану». Встреча с Нартаем сыграла решающую роль в жизни Акмырзы. Он принимает предложение Нартая вернуться на родину и начинает работать в составе его ансамбля. Его супруга Фатима также пела в ансамбле, проникновенно исполняя полюбившиеся слушателям песни военных лет «Кестелі орамал», «Солдат сағынышы».
С концертной бригады Нартая начался путь в творчество молодой певицы Турсынкуль Баяхановой. Она родилась в 1923 году в ауле Караултобе Сырдарьинского района. Ее имя хорошо знакомо любителям народной музыки старшего поколения. Репертуар певицы был представлен народными песнями. Аккомпанируя себе на гармони, она мастерски исполняла народные песни «Қамажай», «Гәкку», «Әпиток», а также почти все песни своего наставника Нартая. Многие его песни дошли до слушателя в ее исполнении. В составе ансамбля она выступала во многих регионах республики, хорошо знали ее в Узбекистане, Таджикистане, Туркмении. Вместе с супругом Сарсенбаем Баяхановым она работала в ансамбле до его закрытия, после продолжила концертную деятельность певицей областной филармонии. В 90-х годах прошлого века выступала вместе с ансамблем «Сырдария», созданным А.Туякбаевым при областной филармонии.
Продолжателем музыкально-поэтических традиций акынов Приаралья стала жырау Шамшат Толепова. Она родилась в 1930 году в ауле имени Комекбаева Кармакшинского района. В тяжелые годы военного лихолетья двенадцатилетней девочкой устраивала для односельчан импровизированные концерты, исполняя жыры и толгау своих знаменитых земляков-жырау. Вместе с Рустембеком Жиенбаевым еще совсем девчонкой была принята в ансамбль Нартая. Расцвет ее таланта пришелся на 60-70-е годы прошлого века. Как вспоминали ее современники, перед ее талантом преклонялись многие. Она выходила на сцену и буквально завораживала зрителей своим мелодичным голосом, особой манерой исполнения, всем своим обликом. Ее хотелось слушать снова и снова, и долго не стихал шум аплодисментов после ее выхода на сцену.
Ш.Толепова внесла особый вклад в популяризацию искусства жырау, сохранение и развитие этого самобытного жанра традиционного народного творчества. В 1986 году она открыла при Доме культуры Кармакшинского района Школу жырау, где обучала учеников старинным макамам и жырам. Многие воспитанники Шамшат пошли по ее стопам, стали известными в области и за его пределами жырау. Ее труд был отмечен многими наградами, она была удостоена звания заслуженного деятеля культуры КазССР.
Бессменным аккомпаниатором в 1940-1950-е годы работал в ансамбле Нартая Бары Рахматуллин. Без его участия не обходился ни один концерт. Став одним из незаменимых членов коллектива, он великолепно исполнял на баяне русские, татарские, казахские народные песни, вызывая восторг публики.
«Әнші-таксист» певец-таксист) прозвали кызылординцы Ануарбека Мамбетова. Он родился в 1936 году в ауле №6 имени Сталина (ныне аул Когалыколь) Сырдарьинского района. После окончания средней школы, отслужив в армии, Ануарбек устроился таксистом в таксомоторный парк в Кызылорде, а заодно пел в ансамбле Нартая. Он обладал хорошим голосом, чем полюбился зрителям. На одном из конкурсов художественной самодеятельности его заметил известный казахстанский певец, народный артист Казахстана Бекен Жылысбаев. С этого момента творческая карьера Ануарбека пошла вверх. По приглашению Б.Жылысбаева он приехал в Алма-Ату, поступил в Казахскую национальную консерваторию имени Курмангазы, после окончания которой был принят солистом в «Казахконцерт», был удостоен звания заслуженного артиста Казахстана. Не забывал он и о родной Кызылорде. С гастролями выезжал в колхозы и совхозы области, радуя земляков своим талантом.
Жанна БАЛМАГАНБЕТОВА
(Продолжение следует)