В IX-X веках в бассейне нижнего течения Сырдарьи сложилось крупное государственное объединение огузов, которое позже было вытеснено кипчаками, образовавшими новое сильное государство тюркоязычных племен – Кипчакское ханство. Доказательством того, что в нижнем течении Сырдарьи уже в раннее средневековье существовала развитая городская культура, являются развалины городищ Жанкент, Сыганак, Жент, Баршынкент, некогда огромных и процветающих очагов средневековой цивилизации. Эти города, возникшие на маршрутах величайшей торговой магистрали древности, Великом Шелковом пути, хранят память о мудрых и коварных правителях, жестоких и кровопролитных войнах, смелых и отважных батырах, искусных певцах и сказителях.
В Жанакорганском районе, в десяти километрах к западу от аула Акжол, сохранились развалины древнего города Озгент, которые занимают площадь около 250-300 квадратных метров. В ходе раскопок археологи установили, что это был хорошо укрепленный город, окруженный крепостными стенами, а вдоль левой стены сохранились остатки 15 сторожевых вышек. Для защиты города от набегов вражеских войск, вокруг был вырыт ров глубиной в два и шириной около 10 метров. В город можно было попасть только через ворота шириной около 8-10 метров, расположенные в восточной части.
Первые упоминания об Озгенте, или Огизкенте, сохранились в записях средневековых арабских авторов, которые называли его крупным торговым центром на левом берегу Сырдарьи. В записях арабских путешественников Озгент упоминается как крупный торговый центр на Великом Шелковом пути. В некоторых источниках город встречается под названием Узжан. Через Озгент шел путь торгового люда из Мавераннахра в Туркестан. Аль-Истрахи называет Озгент последним городом Мавераннахра, Ибн-Хордадбек пишет, что город, в котором жили люди, поклоняющиеся огню, существовал во времена прибытия в Великую степь арабских миссионеров. В город ступали ноги предков, особо почитаемых народом, святых Абдижалела баба, Ходжа Ахмета Яссауи, автора «Бақырғани кітабы» Сулеймена Бакыргани, принесших в Великую степь религиозное учение ислам.
Впервые развалины Озгента исследовал в 1900 году член Туркестанского любительского кружка археологов, востоковед и исследователь Южного Казахстана Василий Каллаур. После окончания Санкт-Петербургского военного училища для дальнейшего прохождения службы он был направлен в Туркестан, и в 90-х годах XIX столетия его назначили начальником Аулие-Атинского уезда. Тогда же он заинтересовался местными археологическими памятниками, подробно описал средневековые памятники архитектурного зодчества – мавзолеи Айша Биби, Карахана и Даутбека. В.Каллаур знал арабский язык, что позволило ему составить «Родословную Карахана» и перевести с арабского надписи на древних памятниках и мавзолеях Южного Казахстана. В начале прошлого столетия развалины Озгента исследовал русский археолог, историк и путешественник французского происхождения Иосиф Кастанье. Результаты своих исследований он опубликовал в книге «Древности киргизской степи и Оренбургского края».
В 70-х годах прошлого столетия исследования на развалинах города проводила Отрарская археологическая экспедиция Института археологии имени Алькея Маргулана. После обретения Казахстаном независимости в 2004 году исследованиями на развалинах Озгента занималась археологическая группа «Туран» под руководством доктора исторических наук Мадияра Елеуова.
Найденные во время раскопок предметы указывают, что город предположительно существовал в VIII-XII веках. По мнению В.Каллаура, сохранившиеся развалины свидетельствуют о существовании двух периодов в истории города. Он разделил развалины города на внутренний Озгент и внешний Озгент. Развалины внутреннего Озгента относятся к более раннему периоду, предшествовавшему монгольскому нашествию. Небольшая крепость располагалась на берегу реки Озгент, притока Сырдарьи. Судя по остаткам, здесь не было крупных строений, сохранились только остатки мечети, окрестности густо заросли саксаулом. Развалины натолкнули Каллаура на мысль о существовании Озгента более позднего периода, относящегося к эпохе Золотой Орды. Следы многочисленных арыков дают основание предположить, что в городе существовала хорошо развитая ирригационная система, сохранились следы крупных построек и улиц.
Более поздний период города относится, по мнению ученых, к XIII-XVIII векам. Город был описан русскими ориенталистами и путешественниками – капитаном Олегом Домбровским в статье «Древняя башня (минарет) в селении Узгент» и Николаем Маллицким в труде «Несколько слов о древностях Узгента».
В целом, существовавшие в период раннего средневековья в низовьях Сырдарьи, города отличались развитой городской инфраструктурой, ремесленничеством и высокой культурой. Судя по найденным на месте раскопок обломкам керамики, можно предположить, что в Озгенте было хорошо развито гончарное ремесло, ковроткачество. Горожане занимались еще и земледелием, о чем говорят следы остатков арычной системы.
Своего наивысшего расцвета Озгент достиг к середине XIII века. В развитии экономики городов нижнего течения Сырдарьи немаловажную роль сыграло то, что в начале XIV века они вошли в состав Ак Орды, которая стала первым крупным государственным образованием, сложившимся в послемонгольский период на территории современного Казахстана.
В.Каллаур писал, что во время нередких в этих краях степных ветров и буранов люди находили на месте города медные монеты. В 1900 году Сеит кожа и Менли кожа нашли монеты с надписью «Әлһәмділлә – 761» (1358 г.). Многие из них относились к XIV веку и были отчеканены в столице Ак Орды Сыганаке. Найдены также монеты, выпущенные в Хорезме, Самарканде, Баршынкенте, Бухаре и даже китайском государстве Северный Сун. Монеты были украшены узорами, изображениями животных и птиц, надписями на арабском языке с именами казахских ханов Узбека, Уруса, Тохтамыша. Найдены также тамги, серебряные и медные денежные знаки знаменитого эмира Тимура. На лицевой стороне одной из найденных монет была надпись «Султан правосудный Тохтамыш хан», на оборотной – «Чекан Узгента 783 (1381г.)», что доказывает, что в Озгенте был собственный монетный двор. Все это свидетельствует о том, что город был крупным торговым центром на маршруте Великого Шелкового пути, где возникли товарно-денежные отношения, вытеснившие существовавший ранее товарный обмен.
До монгольского нашествия город был в составе кипчакского государства. Как и другие центры средневековой культуры, он был полностью уничтожен войсками Чингисхана. Позднее, в период правления Касым хана, Озгент был возрожден и вернул былую славу, вошел в состав Казахского ханства и находился под гегемонией столицы Ак Орды Сыганака. Относительно причины исчезновения города, ученые строят различные предположения и догадки. По версии В.Каллаура, город навсегда исчез с исторической арены из-за опустошительных набегов калмыкских джунгар и кровопролитных сражений с войсками Тамерлана и его потомков.
В 2018 году была определена охранная зона памятника истории и культуры, установлена табличка с QR-кодом.
Возможно, дальнейшее исследование и изучение развалин городища позволит пролить свет на еще неразгаданные тайны и открыть неизвестные доселе страницы истории края.
Жанна БАЛМАГАНБЕТОВА