Навеки в памяти народной - «Кызылординские Вести»

Навеки в памяти народной

03.10.2020

3919 0

poedinok batyrov

В казахской степи было немало ярких личностей, совершавших великие подвиги и в трудный час ставших щитом для народа. Гордый дух предков всегда жил в народе, унаследовавшем богатейшее культурное наследие, традиции и образ жизни номадов.

Институт батыров – феномен степи

Во все времена в казахской степи воплощением чести и доблести, отваги и мужества, патриотизма и беззаветного служения своему народу были батыры. Ратные подвиги героев, отдавших свои жизни за свободу и независимость, хранятся в народной памяти и передаются от поколения к поколению. В степной иерархии, составляя особую касту профессиональных воинов, они выполняли важные функции. Они были не только воинами и полководцами, зачастую многие из них, стяжав славу непревзойденных ораторов, были известными биями и даже стояли во главе целых племен.

По существу, такого рода сословие существовало у всех народов. Так, например, на Руси во времена правления царя Ивана Грозного важное место в политической жизни страны и развитии государственности принадлежало опричникам. Фанатизмом и преданностью султану отличались турецкие янычары, военную силу и мощь олицетворяли египетские мамлюки, искусными воинами, отличавшимися бесстрашием и необыкновенной силой духа были японские самураи.

В казахской степи феномен батыров – оригинальное явление, которое гораздо шире рамок профессионального воина. Обладая высоким статусом, батыры пользовались особыми привилегиями. Они были народными любимцами, которым многое прощалось и потому батыры могли открыто выражать свое мнение, не опасаясь гнева или немилости ханов и султанов. В степи, где все было открыто, как на ладони, право называться батыром нужно было заслужить. Титул батыра нельзя было купить за деньги, получить с помощью родственных связей или по наследству, как, например, у самураев или янычар. Только личная храбрость и геройские поступки, признанные народом, давали право называться батыром. Это могла быть победа над противником в поединке жекпе-жек или неоднократные смелые действия в первых рядах во время боя с врагами, захват большого количества пленных, удачный угон скота у противника или другие воинские подвиги.

У батыров существовали свои правила военной тактики, секреты единоборств, свой кодекс чести. Не зафиксированные письменно и не столь известные, как «бусидо» самураев или рыцарский «кодекс круглого стола» короля Артура, они передавались устно из поколения в поколение и нашли отражение в казахском фольклоре. Существовало несколько типов батыров. За отвагу молодых юношей называли бала батырами, отличившихся в поединках – жеке батырами, как например, каракесек Дербисалы, шапрашты Наурызбай, тобыкты Мамай. Наиболее опытных батыров, военачальников, способных возглавить народное ополчение, называли бас батырами. Золотыми буквами вписаны в историю казахской степи имена прославленных батыров Раимбека из рода албан, Богенбая канжыгалы, Бокенбая табына, Кабанбая каракерея, Жанибека шакшака, Малайсары басентиин, Баяна из рода уак, Жанкожа из рода алим, Есета из рода тама и многих других. С именами многих военных батыров-полководцев связаны героические страницы национально-освободительной борьбы казахского народа первой четверти XVIII – первой половины XIX веков. Возглавляя боевые отряды воинов своих родов и родоплеменных групп, они играли видную роль не только в военной, но и в социально-политической жизни кочевников-казахов.

В степной иерархии батыры имели высокий статус и пользовались особыми привилегиями и вместе с биями составляли казахскую родовую аристократию. На летних жайляу аулу батыра выделялись лучшие пастбища, соплеменники были обязаны содержать его вместе с соратниками, а аул батыра становился базой для сбора и тренировок по военному делу. В то же время батыры несли свой груз социальной ответственности. Их главной обязанностью было защитить свой аул или род от неожиданного нападения: любым способом, даже ценой жизни задержать врага, пока аул не откочует в безопасное место. Батыры владели всеми видами холодного оружия, по первому зову являлись со своим отрядом к хану, участвовали в смертельных поединках и во время боя находились в первых рядах на самых опасных участках битвы.

Их слава не меркнет в веках

За особые боевые заслуги и мужество, проявленные на полях сражений, батырами называли казахских ханов Есима, Жангира, Тауке, Каипа, Абулхаира, Нуралы, Абылая, Кенесары.

Выдающимся полководцем был Жангир, сын Есим хана. Еще при жизни за мужество и героизм его прозвали «Салқам Жәңгір», что означало «внушительный». Время правления Жангира пришлось на трудный период непрерывных завоевательных походов джунгарских феодалов на казахские земли. Немеркнущей славой овеяно имя этого казахского правителя. Отдавая дань его героическому образу, народ воспел Жангира и его деяния в многочисленных жырах и дастанах. Всю жизнь он провел в седле, в период его правления состоялись три крупных битвы с джунгарами. Одно из них – Орбулакское сражение, успех которого определило прежде всего военное мастерство хана Жангира, вошло в мировую летопись боевой славы и военного мастерства. К сожалению, он не успел воплотить в жизнь свои реформаторские идеи и планы. По некоторым данным, он был убит в 1652 году во время поединка с сыном хошоутского правителя Цэгэна.

Выдающийся казахский ученый и этнограф Шокан Валиханов, отмечая историческую роль батыров в сохранении единства Казахского государства, писал: «Батыр – самая значимая и авторитетная личность в народе. В бою он бесстрашен, как тигр, силен, как лев». Идею общенационального единства, государственной независимости и территориальной целостности Казахстана Ш.Валиханов связывает с именем хана Абылая: «Именно в борьбе за осуществление этой идеи раскрылись разносторонние природные дарования Абылая: незаурядный ум и талант полководца и политического деятеля, качества искусного дипломата, личная отвага. В преданиях казахов Абылай носит какой-то поэтический ореол, век Абылая историки назвали веком казахского рыцарства».

Героические события того времени воспеты в жырах, толгау и дастанах великих летописцев Бухара и Умбетея жырау, Асана Кайгы и других. В их творчестве нашла яркое отражение эпоха войн, названная народом «жаугершілік заман» и ставшая неотъемлемой частью жизни Казахского ханства. Летописцы прошлого воспели храбрость и героизм батыров, а в случае их гибели на поле сражения или в поединке с неприятелем их имена непременно увековечивались в жоктау – посмертной песне о герое-освободителе.

В казахских жузах, племенах и родах существовали целые династии батыров. Например, прославленный казахский батыр и полководец из Младшего жуза рода табын Бокенбай был сыном Карабатыра, прославившегося своей дальновидностью и тактикой ведения боев. От одной из жён Карабатыра, плененной калмычки, и родился Бокенбай. Главным старшиной ветви жетыру стал один из сыновей Бокенбая Тленши, а внук Бокенбая Жоламан батыр возглавил национально-освободительное движение казахов против колониальной политики Российской империи в 20-30-х годах XIX века. Потомком нескольких поколений батыров был тезка и современник Бокенбая из Среднего жуза Канжыгалы Богенбай. Его отец Акша батыр был соратником Тауке хана, а дед Альдеун батыр –
соратником Есим хана. И таких примеров в казахской истории предостаточно. Канжыгалы Богенбай оставил значительный след и на дипломатическом поприще. В 1761 году он возглавил посольство, направленное ханом Абылаем в Китай, и привез Казахскому ханству мирный договор с Поднебесной империей.

Наиболее сильно возрос авторитет батыров в первой половине XVIII века во времена правления Тауке. Перед ханом встала трудная задача: в условиях войны на два фронта – с аштарханидами за присырдарьинские города и на юго-востоке с джунгарами – сохранить Казахское ханство. Этот период в истории называют «золотым веком» Тауке хана. Как пишет историк В.А. Моисеев: «Годы правления Тауке хана, безусловно, занимают особое место в казахской истории. Это был золотой век прекращения губительных феодальных усобиц, и мощного отпора неприятелям, век относительного господства законов, развития экономики и процветания торговли».

Тауке хан стал одним из самых выдающихся государственных деятелей Казахского ханства, внесшим неоценимый вклад в национальную историю. С его именем связано укрепление государственности казахов, утверждение внешнеполитических позиций Казахского ханства в Центральноазиатском регионе, при нем же были одержаны крупные победы над джунгарами.

Вся история Казахстана XV-XVIII веков – это история военно-политического противостояния, ожесточенная, наполненная победами и драматическими поражениями борьба с внешними врагами. Как пишет российский историк и этнограф, член Оренбургского отделения Русского географического общества Александр Добромыслов, к концу первой четверти XVIII века казахи в результате непрерывных завоевательных походов с севера сибирских казаков и башкир, с юга – среднеазиатских государств, с запада – волжских калмыков, с востока – джунгарского правителя Галдана Церена, а также из-за непрекращавшихся внутренних междоусобиц были вынуждены откочевать к западу и юго-западу и занять новые пастбища. После прихода к власти ойратского (джунгарского) хана Сыбана Раптана (1697-1727 гг.) из знатного клана Чоросов началась полоса кровавых драматических событий. Чтобы противостоять джунгарам, казахам необходимо было объединиться. Осенью 1710 года в Каракумах Тауке хан созвал курултай представителей казахских жузов, на котором решался вопрос о создании единого ополчения против джунгар. Сторонниками идеи об объединении родов и жузов выступили батыры Канжыгалы Богенбай, Шакшак Жанибек, Тама Есет. Среди них выделялся Богенбай батыр, который был избран предводителем казахского ополчения. В результате отряды народного ополчения дали отпор джунгарам, отбросили их на восток и возвратили утраченные кочевья. Но притязания джунгар на казахские степи на этом не прекратились. Завоевательные походы джунгар продолжались с завидным постоянством, столкновения сменялись короткими перемириями.

В 1717 году в верховьях реки Аягуз состоялось трехдневное сражение, закончившееся поражением казахов. В 1718 году джунгары предприняли стремительный поход через Семиречье к рекам Арысь, Боген, Шаян. Их целью было захватить ставку казахских ханов – Туркестан. Весной 1723 года основательно подготовленное джунгарское войско совершило спланированный завоевательный поход, с 70-тысячным войском через горы Каратау враг вторгся в долину реки Талас и застал казахов врасплох. Стояла весна, и казахи готовились к откочевке на летние пастбища. Джунгарское войско, возглавляемое бахадуром Хуно Дабо и военачальником Амурсаной, наступая через Алатау, истребило мужчин и женщин, а девушек увели в плен. Оставив скот и имущество, казахи покидали веками обжитые места, население Старшего жуза через Ходжент ушло на юг, а отчасти приняло джунгарский протекторат, Средний жуз ушел в Самарканд и Бухару, Младший – в Хиву и Поволжье. В 1724-1725 годах джунгары захватили Туркестан и Ташкент. Началась трагедия казахского народа, получившая в народе название «Ақтабан шұбырынды» («Годы великих бедствий). Было разграблено и сожжено дотла более трех десятков южных городов, которые были настоящими оазисами в пустыне, погибло две трети всего народа. Именно тогда родилась старинная казахская песня-плач «Елім-ай» («О, народ мой!»), звучавшая как реквием по беспрецедентной в истории трагедии, поставившей под угрозу исчезновение с исторической арены казахов, как нации.

Защищая родную землю

В трагические для народа периоды своими подвигами и ратными делами прославились батыры земли Сыра. Верой и правдой служа своему народу, навсегда остались в памяти народной имена Жанкожи, Бухарбая, Есета, Актана и многих других.

Текей Карпыкулы – один из военачальников Тауке хана, предводитель войска Младшего жуза, палуан и певец. Он сражался бок о бок с такими прославленными казахскими батырами, как Канжыгалы Богенбай, Тама Есет, Шакшак Богенбай, Каракерей Кабанбай, Жанибек, Отеген, Тайлак, Саурык, Малайсары и другими. К сожалению, сведений о батыре в письменных источниках нет. Его образ сохранился в народной памяти в сказаниях и толгау. Подвиги Текея батыра воспели присырдарьинские акыны Турмагамбет Изтлеуов, Шегебай Бектасулы. В 1959 году доктор филологических наук, профессор Шамшат Алибеков во время своего пребывания в Кармакшинском районе записал толгау (песнь-размышление) о Текее батыре акына Шегебая.

В народе существует предание, согласно которому Текей батыр в возрасте 17-18 лет победил в поединке известного палуана Ауипа (Әуіп), отобрал у киргизского хана красавицу Боке и привез ее в ставку Тауке хана. С его разрешения он женился на ней. Существует в народе и много других легенд о смелости и отваге Текея батыра.

Долгое время было неизвестно, где похоронен Текей батыр. В мавзолее Ходжи Ахмета Яссави было найдено надгробие батыру, что дает право предположить, что, скорее всего, там и был похоронен батыр. В списке надгробий ханов, султанов и биев, хранящихся в мавзолее, его имя значится под номером 103.

«В 1724 году Абулхаир хан освободил Туркестан от джунгар. Около года он удерживал город и окрестные селения под своим контролем, но затем под напором превосходящих сил противника был вынужден оставить город. Его следующий поход против джунгар в 1728 году с войсками Младшего жуза увенчался успехом», – пишет исследователь жизни Текея батыра, писатель, член Союза писателей и Союза журналистов Тынышбек Дайрабай.

В Кармакшинском районе встречаются места, названные в его честь «Текей құмы» («Пески Текея»), «Текей қазған құдық» («Колодец, вырытый Текеем»). В 1994 году потомок Текея батыра писатель и журналист Мыркы Исаев выпустил книгу «Әз Тәукенің Текей батыры» («Текей батыр Тауке хана»), посвященную легендарному батыру.

Одним из государств, усиливавших экспансию против приаральских казахов, был Коканд. Кокандцы установили налоговые сборы для казахского населения, кочевавшего в районе «Акмечети» и других крепостей. Каждая семья должна была ежегодно отдавать кокандцам шесть голов овец, четыре арбы саксаула и тысячу снопов камыша. Эти сборы стали тяжелым бременем для и без того испытывавшего острую нужду местного населения. Попытки проникновения в Казахскую степь предпринимала и Хива. Построив на левобережье Сырдарьи крепости Кожанияз и Жанакала, хивинцы также обложили местное население данью. В случае отказа они грабили казахские аулы, уводили жен и детей казахов в рабство. В 1847 году хивинский отряд разгромил более тысячи хозяйств местных казахов. В следующем году такому же грабежу подверглось более чем 2500 хозяйств. Было убито около 500 человек, многие попали в плен и были проданы в рабство. Опустошительные набеги на казахские аулы совершали каракалпаки и туркмены. Местное население оказывало захватчикам ожесточенное сопротивление.

В народной памяти сохранились имена батыров, которые проявили храбрость, отвагу и мужество, защищая свою землю от набегов иноземных захватчиков. Во главе небольших по численности отрядов, они вставали на защиту своих соплеменников. Один из них – Шалкошкар Алибекулы из рода алшын Младшего жуза. Он жил близ нынешнего аула Бекарыстан би Казалинского района, годы жизни – приблизительно 1770-1811/1865 годы. Согласно сохранившимся о нем рассказам и легендам, с юности он отличался недюжинной силой и храбростью. Отражая набеги туркмен, он спас от плена многих своих соплеменников, помог вернуть угнанный в ходе барымты скот.

История Казахстана богата славными именами, прославившими казахскую степь далеко за ее пределами. Ценой собственной жизни великие батыры прошлого защищали родную землю. Долгие годы они оставались в забвении. Сегодня имена этих незаурядных личностей, составивших основу национальной истории, возвращаются к нам из прошлого.

Жанна БАЛМАГАНБЕТОВА

Читайте также: