Наследие Тапала ахуна - «Кызылординские Вести»

Наследие Тапала ахуна

23.07.2022

14725 0

7 5

Наша газета после короткой паузы возобновляет публикацию материалов о достижениях казахстанских учёных-историков, кызылординских этнографов и краеведов, которые в рамках телевизионного проекта «Құнды жәдігер» продолжают исследовать тайны ценных экспонатов древней земли Сыра.

Напомним, инициатива реализуется сотрудниками областного историко-краеведческого музея и его филиала – музея «Ақмешіт» совместно с телеканалом «Qyzylorda» в рамках национального проекта «Сакральная география Казахстана», включающего в себя, в частности, проведение археологических и этнокультурных экспедиций по историческим местам страны.

Постоянные эксперты нашей рубрики «Ценные экспонаты» – научный секретарь областного историко-краеведческого музея, ученый-этнограф Асхат Сайлау и научный сотрудник музея «Ақмешіт» Гульзира Аубакир рассказали о редких экспонатах, в частности, словаре «Ахтари-Кабир» и правовом сборнике «Фатауа Аламгияр», принадлежавшим одному из известных религиозных деятелей Приаралья XIX–XX веков Тапалу ахуну — Нурмухаммеду Кадырулы.

По словам А.Сайлау, исследования были проведены в ходе историко-этнографической экспедиции в Сырдарьинском районе.

— Тапал ахун (настоящее имя Нурмухаммед) был одним из девяти детей Кадыра ишана, — отметил ученый. – Будущий глава духовной общины родился в 1848 году, умер в 1921-м. Сохранившиеся до наших дней реликвии указывают на то, что Тапал ахун был одним из самых крупнейших деятелей исламского просвещения, он внес значительный вклад в его развитие в низовьях Сырдарьи. Его роль в истории еще не до конца исследована, но сегодня по праву можно утверждать, что Нурмухаммед Кадырулы в свою эпоху был не только известным религиозным деятелем, но и выдающимся ученым и исторической личностью.

Юный Нурмухаммед получил мусульманское религиозно-просветительское образование в Хорезме. По возвращении в родной аул (ныне Ширкейли) построил две мечети. Стоит отметить, что своих учеников в мечети он учил и русскому языку.

«Тапал» — было прозвищем Нурмухаммеда с детства. Это слово переводится с казахского на русский язык как «низкий». Как гласит история, такую кличку он получил в годы учебы в медресе из-за своего невысокого роста. Юноша был одним из самых лучших учеников мусульманской духовной семинарии. К примеру, какой бы сложности на занятиях не ставил вопрос его учитель, именно Нурмухаммед успевал быстро и точно отвечать, пока другие ученики думали над решением. Отмечая смекалку мальчика, довольный наставник хлопал его по спине со словами: «А, тапалым, молодец!». С тех пор это прозвище стало вторым именем Нурмухаммеда, позже, благодаря пророчеству учителя, он стал известен в народе именно как Тапал ахун.

После возвращения на родину Тапал ахун постепенно, опираясь на шариат, пропагандировал справедливую власть. Так он заслуженно снискал большую любовь, глубокое уважение и авторитет среди народа. Благодаря своему благочестию и праведности, его имя стало известным далеко за пределами Приаралья.

В истории Нурмухаммед Кадырулы остался, как последний из учёных ахунов Приаралья. В одном из преданий говорится, что известный народный полководец Амангельды Иманов, доказывая справедливость войны, начатой казахами во время национально-освободительного восстания в Тургайской степи против Российской империи в 1916 году, послал к Тапалу ахуну одного из своих верных соратников Омара Шипина для получения благословения. Тапал ахун дал свое бата, сказав: «Эта война — справедливая война». Этот факт лишний раз подтверждает то, какой крупной личностью был в свое время Тапал ахун.

Как рассказала Г.Аубакир, в настоящее время сохранилось около 40 редких книг, принадлежавших Тапалу ахуну. Среди них нашими этнографами изучено общее содержание двух трудов.

— Одно из изданий — словарь «Ахтари-Кабир» был напечатан и вышел в свет в 1899 году в типолитографии Императорского университета в Казани, — говорит Г.Аубакир. — По словам автора, написание словаря было завершено в 1545 году в городе Кутахиа. В нем на тюркский язык переведено 40 тысяч арабских слов. Между тем, «Ахтари-Кабир» как книга впервые была издана в 1826 году в типографии в Стамбуле. Затем издание печаталось в других городах Турции, а также в Египте, Иране, Российской империи.

Автор книги — известный тюркский факих (исламский богослов-законовед, знаток мусульманского права), учёный-лингвист, религиовед Ахтари Муслихиддин Мустафа ибн Шамсиди Ахмад. Он родился в 1496 году в местности Афион-Карахисар на территории Османской империи, поэтому ученого иногда называли Карахисари. До конца своей жизни Ахтари Ахмад служил мударисом (преподаватель высшей мусульманской школы) в медресе в Кутахиа. Этот знаток канонов и норм ислама был в числе мудрецов, высоко оцененных знаменитым султаном Османской империи Сулейманом Великолепным.

По сути, это сборник, составленный на основе закона шариата, общей этики, военной стратегии, экономической политики. Также в издание включены хадисы, в том числе предания, оставшиеся от Сахиха аль-Бухари, Сахиха Муслима, Сунана Абу Дауита и Джами ат-Тирмизи.

Необходимо отметить, что большое влияние на публикацию труда оказал знаменитый Мухаммед Мухиуддин Аурангзеб Аламгир — падишах империи Великих Моголов. Несмотря на то, что Аурангзеб, правивший с 1658 по 1707 годы, был падишахом богатой и могущественной страны, простым и благочестивым человеком. Он был третьим ребенком потомка Тамерлана, падишаха империи Великих Моголов — Шах-Джахана, по приказу которого был построен знаменитый мавзолей-мечеть Тадж-Махал в память о жене Мумтаз-Махал, умершей при родах 14 ребёнка.

— В исторических источниках есть данные о том, что при издании книги падишах Аурангзеб собрал 500 экспертов по исламским юридическим наукам, — отметил А.Сайлау. — Первоначально она содержала 30 томов на разных языках, но в современных изданиях печаталась в шести томах. Этот труд стал основой судебного права во всей Могольской империи. Англичане, которые позже колонизировали Индию, назвали книгу «Закон Мухаммеда». Книга «Фатауа Аламгияр», принадлежавшая Тапалу ахуну, была издана в египетском издательстве Маймана. Есть основания полагать, что вышеупомянутые книги он использовал для религиозно-просветительской работы на местах.

Сегодня эти и другие книги древности хранятся у прямого потомка Тапала ахуна – Насреддина, жителя села Ширкейли. Большинство книг находятся в сельской библиотеке. Планируется, что посредством сканирования будут сделаны копии всех изданий.

Алибек БАЙШУЛЕНОВ

Читайте также: