Земля древнего Сыра – благодатный край, хранящий в себе предания далекой старины, неизгладимую память наследия предков. Именно здесь в разное время были расположены древние столицы. Это Чирик-рабат – древняя столица саков, Жанкент – центр огузских племён. Особо в этом ряду стоит Сыганак – центр государства Ак Орда, послужившего основой Казахского ханства.
С древности в регионе соседствовали хозяйственно-культурные типы оседлого земледелия, а также оседлых и полуоседлых скотоводов, проживавших в дельте Сырдарьи. В их хозяйстве традиционно присутствовало и земледелие, хозяйственный тип кочевников-скотоводов пустынь и полу-пустынь.
Территория Сырдарьинской дельты является уникальной в археологическом отношении областью, где благодаря свое-образным природным условиям в нетронутом виде сохранились антропогенные ландшафты. В силу специфики водного режима Сырдарьи, когда отмирающие дельтовые протоки в полном объеме уже больше не функционируют, здесь предоставляется возможность сплошного изучения археологических памятников и целых ирригационных районов различных исторических периодов.
Как говорит ученый из КУ имени Коркыта ата, кандидат исторических наук Азилхан Тажекеев, жизнедеятельность человека на территории юго-восточного и восточного Приаралья во все исторические периоды, так же, как и в соседних историко-культурных областях Средней Азии, полностью зависела от режима обводнения территории. Археолого-геоморфологические исследования древних дельт реки Сырдарьи и ее сухих русел, а также привязанных к ним древних ирригационных систем археологических памятников, показали, что направление стока древней дельты Сырдарьи неоднократно менялось. За последние полстолетия появилось множество работ по истории обводнения и освоения юго-восточного Приаралья, опубликовано большое число сборников и монографических исследований, проводились специальные конференции и симпозиумы.
Вехой в истории изучения юго-восточного Приаралья явились широкомасштабные археолого-географические исследования, начатые в 1946 году Хорезмской археолого-этнографической экспедицией АН СССР под руководством
С.П. Толстова.
За время работ Хорезмской экспедиции на территории юго-восточного Приаралья было открыто большое количество памятников различных эпох. Тогда же было установлено, что освоение этой территории человеком началось в эпоху неолита, точнее, в конце этой эпохи (IV-III тыс. до н. э.). К сожалению, многие материалы, полученные в 50-70 гг. прошлого века, остались неопубликованными и в настоящее время хранятся в архиве Института этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН.
В последние годы в рамках программы «Культурное наследие» работы на территории древней дельты Сырдарьи были возобновлены. Основными объектами работ экспедиции были избраны городища Чирик-рабат, Жанкент и Сыганак. В рамках экспедиции был создан маршрутный отряд, основной целью работ которого было сплошное обследование и картографирование уже известных и вновь открытых памятников. Результаты работ были опубликованы в монографии «Свод памятников истории и культуры Республики Казахстан, Кызылординская область, 2007 год».
— Полученные археологические материалы сами по себе являются ценнейшим историческим источником, — говорит А.Тажекеев. — Низовья Сырдарьи с древнейших времен являлись той областью, где пересекались основные направления миграционных процессов, происходивших на территории Центральной Азии. Вследствие этого в разное время здесь сосуществовали и взаимодействовали различные археологические культуры. Юго-восточное Приаралье было той областью Центральной Азии, где зарождались и формировались новые этносы. При крайне скудном объеме письменных источников основным, в определенной степени освещающим эти сведения, являются археологические источники.
Чирик-рабат — главный город саков
Протока Жанадарья, начинаясь от одного из древних русел Сырдарьи южнее Кызылорды, пересекает или, используя старые русла системы Инкардарьи, уходит на юго-запад, а далее на запад, к Аральскому морю. Ученые считают, что древнее русло Жанадарьи – одно из молодых русел древней Сырдарьинской дельты, которое возникло тогда, когда дельтовая равнина была в основном сформирована и на ней существовали многочисленные, уже не обводняемые староречья. В это время Сырдарья текла по современному руслу на северо-запад, а по Жанадарье и по некоторым другим протокам сбрасывалась лишь часть ее воды. Эту же ситуацию мы видим в настоящее время, когда весной, в период паводков, вода на Сырдарье поднимается, и часть ее вручную сбрасывают по древнему руслу Жанадарьи. Воды по нему доходят до района городища Чирик-рабат.
Большой комплекс памятников, относящихся к чирикрабатской культуре сакских племен низовьев Сырдарьи, расположен в зоне древних протоков средней Жанадарьи: это Бабишмуллинский, Чирикрабатский и Баландинский оазисы. Памятники чирик-рабатской культуры, датирующиеся IV-II вв. до н. э., представляют собой небольшие укрепленные поселения или крупные городища, окруженные большим количеством неукрепленных сельских поселений. Население было полуоседлым, но ирригационные сооружения в системе сельских бабишмуллинских поселений свидетельствуют о существенной роли земледелия в хозяйстве жителей, чему, видимо, в немалой степени способствовали культурные связи с земледельцами среднеазиатских оазисов и, прежде всего, Хорезма.
Городище Чирик-рабат расположено в 300 км юго-западнее Кызылорды на возвышенности высотой до 15 метров, на берегу Жанадарьи. Овальное в плане городище занимает всю поверхность холма длиною 850 м и шириною около 600 м, где обнаружены остатки нескольких разновременных поясов укреплений. Древнейшая крепость, овальная в плане (IV-II вв. до н. э.), площадью свыше 40 га, была окружена двойным поясом укреплений. К этому же времени относится подпрямоугольное укрепление в центральной части городища (12,4 га), примыкающее на юго-западе к внутренней крепостной стене. Южная часть памятника отсекается стеной времен средневековья, в которую был включен и древний круглый мавзолей. Тогда же была сооружена и более поздняя прямоугольная цитадель. Городище было окружено рвом шириной около
40 м и глубиной более 4 м от основания стен. В древней крепостной стене толщиной 4,5 м была стрелковая галерея шириной 1,8 м. Стена усилена башнями подпрямоугольных очертаний, выступающими за ее плоскость на 6 м.
Первоначально Чирик-рабат, скорее всего, был укрепленным городом – убежищем местных племен, на территории которого располагались погребения вождей, вначале в виде земляных курганов, а позднее мавзолеев из сырцового кирпича. Внутренние обводы укреплений могли возникнуть несколько позже, когда на территории городища формировалось постоянное поселение.
Археологические работы на городище Чирик-рабат позволили уточнить датировку памятника. По всей видимости, начало его существования относится к концу V в. до н. э. Во II веке до нашей эры жители уходят отсюда, причиной чего, скорее всего, стало отмирание древнего русла Жанадарьи. Вторично городище было заселено в средние века, когда тут стояло небольшое укрепление, охранявшее торговый путь между оазисами Средней Азии и югом Казахстана.
Фортификация, строительная техника чирикрабатских городищ и поселений, приемы ирригации, высокоразвитая архитектура монументальных построек (и жилых, и погребальных), техника изготовления и формы многих сосудов чирикрабатского керамического комплекса, как и весь характер культуры, лишь подтверждают истоки местной сакской культуры и их связи с некоторыми южными земледельческими культурами.
В конце III – начале II вв. до н. э. жители чирикрабатских городищ и поселений под давлением экологической ситуации вынуждены были покинуть рассматриваемый регион (Чирикрабатский, Бабишмуллинский, Баландинский оазис).
Этот процесс связан с изменением гидрографической сети сырдарьинской дельты. Вероятность такого объяснения подтверждается отсутствием в районе Жанадарьи памятников более позднего времени (до средневековья). В III в. до н. э. в западной части дельты Жанадарьи начинается кризис обводнения, и ко II в. до н. э. она полностью осушается. Северные протоки Сырдарьи – Ескидарьялык и Кувандарья (район к востоку от Жанадарьи) продолжали функционировать, и здесь развивалась Джетыасарская культура.
Жанкент – центр огузских государств
В различных средневековых письменных источниках (X в. н.э.) упоминается Джанкент – «новый город» огузов: Янгикент – тюркское название; по-арабски Ал-Карьят ал-хадиса, ал-Мадина ал-джадида; по-персидски Дих–и-нау. Исследователи, прежде всего, обратили внимание на то, что некоторые средневековые авторы называют Джанкент огузским городом и столицей огузского государства, где зимой жил «царь огузов» (Ибн Рустем, Ал Масуди, Ибн Хаукал), т.е. они свидетельствуют об оседлой жизни у огузов. В рамках этой гипотезы В.В. Бартольд выдвинул идею о том, что часть огузов оседала в городах, основанных культурными пришельцами.
Первое археологическое исследование городища Джанкент провел П. Лерх в 1867 г. Он организовал небольшие раскопки на развалинах за пределами городища, в результате которых были получены позднесредневековые материалы (XIV-XV вв.).
В 1946 г. «болотные» городища посетила летная группа Хорезмской археолого-этнографической экспедиции. В ходе этой экспедиции была проведена аэрофотосъемка памятников и собран подъемный материал, который позволил говорить С. П. Толстову о том, что «болотные» городища непрерывно существовали с античного времени (с начала нашей эры) до X- XI вв. Также исследователь выдвинул несколько предположений, связанных с проблемой перехода огузов к оседлой жизни:
1) «огузские» города нижней Сырдарьи основаны местным населением;
2) огузы этой области являются потомками древнего местного населения, вместе с тем в их этногенезе участвовал пришлый с востока элемент;
3) протоогузское и огузское население нижней Сырдарьи не было действительно кочевым, а скорее, полуоседлым;
4) этническим индикатором огузов можно считать грубую керамику с пышным растительно-геометрическим орнаментом, художественный стиль которого имеет корни в степях Монголии и Приалтайских областей на изделиях из металла, кости, тканей.
Планомерное археологическое исследование памятника началось в 2005 г. совместной российско-казахстанской экспедицией (Институт этнологии и антропологи РАН, Кызылординский государственный университет им. Коркыта ата, Институт археологии Республики Казахстан).
Третий памятник, относящийся к культуре «болотных городищ» – городище Жанкент. Памятник расположен в 1,5 км южнее от аула Оркендеу в Казалинском районе. Квадратное в плане городище «Т»-образной формы площадью примерно 16 га ориентировано по сторонам света с небольшим отклонением на северо-запад. На памятнике хорошо сохранилась фортификация в восточной части – внешние восточные оборонительные стены с выступающими полукруглыми башнями, построены из пахсовых блоков. В западной части городища крепостные стены сохранились в основном в оплывшем виде. Размеры памятника 415х230 м (в восточной части – 320 м). Вдоль оборонительных стен на расстоянии друг от друга в 25-40 м видны остатки фланкирующих башен. В центре восточной обводной стены расположены главные ворота городища, о чем свидетельствуют сложные предвратные конструкции с мощными башнями. Предположительно на противоположной западной стене находятся вторые въездные ворота, так как главная улица городища, протянутая с востока на запад, начинается от ворот и разделяет город на две равные части. Цитадель городища в плане квадратная, размером 120х120 м, занимает всю северо-восточную часть памятника и возвышается над окружающей поверхностью почти на 7,5-8 м, самая высокая точка стены цитадели составляет 14 м.
Самой защищенной частью городища является ее цитадель. Окруженная высокими крепостными стенами, по углам она усилена мощными башнями вдоль каждой стены, также укреплена тремя выносными башнями. Вероятнее всего, въездные ворота в цитадель находились в центре южной стены, визуально на месте ворот цитадели наблюдается большой бугор, диаметром 14-15 м высотой около 1 м. Ворота находились между двумя фланкирующими башнями.
Основные работы по изучению этого городища велись на двух объектах: 1) жилой комплекс в северо-восточной части памятника; 2) фортификация (стык крепостной стены и стены цитадели).
Полученный материал свидетельствуето синтезе традиций южной городской культуры и традиций кочевников – огузов. Традиции южной городской культуры Центральной Азии прослеживаются, прежде всего, в регулярной застройке города и принципах домостроительства. Это строительный материал (сырцовый кирпич) и строительная техника, планировка жилых домов, основные принципы организации внутреннего пространства (суфа вдоль стен, центральный очаг).
С другой стороны, в декоре стен и суф, оформлении очага, в вещевом и керамическом материале мы видим также влияние скотоводческих культур. Причем элементы этих культур уже органично вписаны в пространство города.
Сыганак – столица Казахского ханства
Как свидетельствуют исторические факты, именно этому городу, развалины которого находятся на юге области, суждено было стать столицей кыпчаков в XII-XIV веках, ставкой Ак Орды (XIV-XV века) и центром Казахского ханства в XVI-XVII веках. Его остатки находятся в двух километрах на север от поселка Сунаката Жанакорганского района вдоль автотрассы «Западный Китай – Западная Европа». Название города хорошо известно по письменным источникам и чеканившимся здесь в XIV веке монетам. Город Сыганак впервые упоминается в источниках X века, а в XI веке он назван Махмудом Кашгарским в числе городов огузов.
В XII веке Сыганак становится столицей кыпчакского государственного объединения. В середине XIII века Сыганак под именем Сыганах упоминается только один раз в списке городов, которые посетил армянский царь Гетум I. Во второй половине XIV века город становится столицей Ак Орды. В Сыганаке правят ханы Эрзен, его сын Мубарек-ходжи, Урус-хан, Тохтамыш. Здесь был монетный двор, и велось интенсивное строительство.
После неудачной борьбы Тохтамыша с Тимуром город захватил внук Тимура Улугбек, который пытался утвердиться на Сырдарье, однако потерпел поражение в 1423 г. и был отброшен в Среднюю Азию войсками Барака, внука Урус-хана. В XVI-XVIII веках Сыганак принадлежал казахским ханам и был самым крупным городом в низовьях Сырдарьи. На его базарах ежедневно продавали товары с 500 верблюжьих вьюков, в окрестностях возделывали поля, орошаемые выведенными из Сырдарьи каналами Ордакент, Кызылтал, Бузгул-Узяк, Тюмень-Арык и другими. «Гавань Дешт и Кыпчака» – так называли Сыганак в то время. Среди многочисленных товаров славились «самые лучшие луки и стрелы», привозимые степняками, которые закупали здесь зерно, ткани, предметы роскоши.
Рузбихан пишет, что жители Сыганака, кроме земледелия, ремесел и торговли, занимаются охотой. «Степи вокруг Сыганака покрыты травой и деревьями, где подобно овцам, пасутся стада диких коз, баранов и других животных. Жители в летнее время охотятся на них и заготавливают на зиму мясо; дичь здесь чрезвычайно дешевая».
Купцов из разных стран, всякого добра и товаров там было в изобилии. Но развитию города мешали постоянные войны за обладание им. Непосредственно с юга к Сыганаку примыкали границы владений Тимуридов. Знаменитый Улугбек, на некоторое время захватил богатый Сыганак. Но в 1427 году он был разгромлен кочевыми узбеками, пришедшими из Приаралья, и город перешел в их владение. В 1428 году власть в Ак Орде после смерти внука Урус-хана Барака перешла к знаменитому хану Абулхаиру из династии шейбанидов. В 1446 году он завоевал Сыганак, где и был похоронен. Его мавзолей, не дошедший до нашего времени, был известен как Кок-Кесене, современники описывали как «очень высокое здание». В ту пору площадь шахристана, обнесённого частично сохранившейся стеной с 15 башнями, составляла около 10 гектаров. Площадь предместья, обнесённого земляным валом – около 13 гектаров. Вода поступала в город из 20-километрового канала Тюмень-Арык из Сырдарьи, а также стекающих со склонов Каратау горных речек. Сыганак был не только торговым, но и важным земледельческим центром. Вся последующая история города – это история войн за обладание им. Доктор исторических наук Карл Байпаков отмечает, что в 80-е годы XVI века Сыганаком завладел Мухаммед-Шейбани, а затем казахский хан Бурундук. Какое-то время Сыганак был крупным экономическим центром во владениях бухарского хана Абдаллы, после чего снова отошел к казахам. Из-за постоянных войн наступает упадок. И историки того времени пишут, что «Сыганак в древности был цветущим, окружен большими постройками и обработанными полями, богат разнообразными продуктами и являлся торговым пунктом для казахского народа».
Но торговля какое-то время продолжалась, и в Сыганак, по свидетельству современников, приезжали для торговли с казахами купцы Туркестана и Хотана. По свидетельству одного из них, казахи продавали здесь кафтаны, сделанные из овечьей шерсти, которые затем перепродавались в Бухару и шли по цене атласных кафтанов – «до того они красивы и тонки!». Интересно, что в то время наряду с казахами в Сыганаке и его округе проживало множество каракалпаков, которые вплоть до середины XVIII века подчинялись казахским ханам.
Как говорит А.Тажекеев, городище Сыганак ныне имеет в плане форму неправильного пятиугольника. В топографии его выделяется шахристан с цитаделью, расположенный в юго-восточной части. Размеры сторон шахристана: северная – 250 м, западная – 360 м, южная – 250 м, юго-восточная – 450 м, северо-восточная – 350 м. Общая площадь городища – около 20 га. Площадь цитадели – 7,2 га, это наиболее укрепленная часть городища. Высота вала, в которую превратилась крепостная стена, достигает 7 м. По пяти углам функционировали по три круглые, выступающие наружу башни. Въездов на территорию городища было два – в центрах западной и северной сторон. Въезд в цитадель, усиленный двумя выступающими на 20 метров отрезками стен, устроен и в восточной стене ближе к северо-восточному углу.
Выгодное положение региона на стыке оседло-земледельческого мира с кочевой степью, на перекресте магистральных торговых путей сделали его центром хозяйственно-культурных, экономических контактов степи и города.
Ораз НУГМАНОВ