В культурно-бытовом укладе казахского народа камча занимала особое место. Она неотъемлемая часть облика казаха, которого трудно было представить без лошади и кнута. Казахская камча считалась священным предметом и имела глубокий сакральный смысл как символ мужского начала, воина и батыра.
Житель аула имени Т. Комекбаева Кармакшинского района Камалбек Бектыбаев с детства занимается изготовлением камчи и знает о ней много интересного. Это ремесло ему, можно сказать, досталось по наследству. Отец был мастером по дереву, занимался также изготовлением камчи, седел, упряжи.
– Склонность к ремесленничеству, думаю, передалась мне от него, – говорит К. Бектыбаев. – Я пристрастился к изготовлению кнута.
Как он признался, в первое время камчу делал по необходимости. Дело в том, что в детстве ему приходилось пасти лошадей и целыми днями находиться в седле. А управлять лошадью без камчи невозможно. Это необходимый атрибут каждого всадника.
Мой собеседник считает, что камча — произведение искусства, вещь, придающая силу джигиту. Это короткий кнут: рукоятка не более сорока сантиметров в длину и плетенная часть из сыромятной кожи не более шестидесяти сантиметров (как правило, они одной толщины по всей длине).
Как говорит Камалбек ага, важно, какого качества кожа для плети. В древние времена шкуру крупного рогатого скота отмачивали в айране, засыпали солью. Каждые два-три дня перемешивали. И так почти месяц – после обработки отслаивалась шерсть. Затем кожу выделывали на деревянном станке, потом разглаживали. Количество кожаных полос – четыре, шесть, восемь, десять.
В основном, наш мастер плетет из четырех полос, поскольку чем больше полос, тем плеть становится толще, и удар получается чувствительным для лошади. А это может травмировать животное.
Наверное, немногие знают, что камча не только инструмент для управления лошадью, это еще и национальный атрибут.
– Были свои правила использования кнута, – продолжает К. Бектыбаев. – Когда просили слова для выступления, бросали камчу на середину. По тому, как ее держали в руках, можно было определить настрой гостя. Если плеть свободно свисала – значит, не с добром в дом пришел. Если сложена и ее конец в руке – человек пришел с миром.
Она превращалась в грозное оружие, если в нее вставляли металлический стержень, а в самый кончик — кусочек литого металла. Удар едва выдерживали верблюды и быки.
Входя в юрту или находясь не в седле, следовало держать кнут в правой руке, вдвое сложенным, не размахивая им. Показывать кому-либо направление дороги или указывать на какой-либо объект всаднику следует не рукой, а сложенной камчой. Нельзя плетью бить землю, детей, дом, войлок.
Кочевник входил в чужую, незнакомую юрту без камчи в руках. Оставлял ее в седле или прятал в сапог. Появление джигита среди девушек с особо выделанной либо искусно украшенной камчой сразу повышало его статус и положение в обществе.
По словам ремесленника, кнут должен висеть в каждом доме в качестве оберега от дурных людей и злых духов. Считалось, что плеть пропитана потом коня, поэтому к ней боятся приблизиться бесы и всякая нечистая сила. Не зря же наши предки полагали, что камча наделена силой. Они верили: если положить под подушку плеть, то она отгонит от малыша все плохое.
Камча помогала всаднику обуздать резвого скакуна. У кочевников было положено, чтобы она висела в каждой юрте на видном месте.
Мастер, который посвятил этому делу тридцать лет, считает, что изготовление кнута не терпит суеты и что в любом деле необходимы терпение и выдержка. Для того, чтобы заниматься ремесленничеством, нужно, в первую очередь, работать с усердием, вкладывать всю душу и обладать определенными навыками.
– Камча – это бесценное наследие наших предков, – говорит К. Бектыбаев. – Для ее изготовления от мастера требовалась большая сноровка. Часто именно от них, мастеров, зависела жизнь кочевника. Ведь кнут, помимо всего прочего, защищал от нападения волков и диких собак.
Ораз НУГМАНОВ