Глава государства Касым-Жомарт Токаев в своей статье «Тәуелсіздік бәрінен қымбат» («Независимость – превыше всего»), опубликованной в газете «Егемен Қазақстан», напомнил, что уже 100 лет прошло с драматических событий, связанных с голодом 1921–1922 годов, в результате которого миллионы людей погибли или были вынуждены бежать, чтобы выжить. Не случись эта страшная трагедия, численность нашего народа была бы в разы больше, чем сейчас.
Эти страницы истории, отметил Президент, до сих пор не изучены досконально. Даже ученые не сходятся во мнении о точном количестве жертв голода. Различные взгляды на факты и их причины вводят людей в заблуждение.
Необходимо, чтобы квалифицированные специалисты занимались систематическими исследованиями, в соответствии с которыми была бы дана оценка проблеме голода со стороны государства. К этому сложному вопросу мы должны подходить сдержанно и ответственно. Вообще, исторические исследования лучше проводить с чисто научной позиции, без лозунгов и проспектов, подчеркнул Президент страны.
В начале 1930-х годов жители нашей страны пережили одну из самых трагичных страниц в своей истории. Несмотря на то, что голодомор в Казахстане считался частью общесоюзного голода, охватившего в этот период весь СССР в связи с политикой насильственной коллективизации, казахский народ пострадал от голода как никакой другой… От голода и связанных с ним эпидемий, а также постоянно высокого уровня смертности казахи потеряли почти половину от общей численности населения в те годы.
Пытаясь избежать тяжелой участи, многие казахские семьи старались откочевать с территории республики. Голод разорил Казахстан, привел к невиданным жертвам и невосполнимым потерям. И вспоминая те годы, каждый житель Казахстана должен представлять себе масштабы этой трагедии и ее последствия для истории своей страны.
Действительный член Академии истории и общественных наук РК, писатель-публицист Кали Омаров провел исследования и на их основе подготовил научный труд. В своей работе он отметил, что в целом история голода 1921-1922 годов, которую пережил наш народ, до сих пор не изучена системно и комплексно. В то же время мы не должны сбрасывать со счетов мнение немецкого историка Р. Киндлера, который сказал о том, что «если Казахстан хочет изучать историю голода, он должен сначала быть готов принять историческую реальность, потому что историческая правда может быть слишком тяжелой для казахов».
К сожалению, до сих пор нет единого мнения о количестве жертв голода. В Казахстане в начале 1920-х годов он был вызван не тем, что закончился урожай, а так называемым «военным коммунизмом» и конфискацией зерна, которую в то время проводило советское правительство.
По историческим данным, имеющимся в научном обороте, к 1 ноября 1921 года число голодающих в Казахстане превысило 1,5 миллиона, летом 1922 года – 2,8 миллиона. От голода и, как следствие, эпидемических заболеваний умерло около 1 миллиона человек. Если в 1920 году население страны составляло 4 миллиона 781 тысячу, то в 1922 году его численность сократилась до 3 миллионов 796 тысяч. То есть на 20 процентов (на 985 тысяч человек).
В этом году исполняется 90 лет с начала голода 1931-1933 годов. Об этой трагедии опубликованы сотни статей, также на эту тему защищены десятки научных диссертаций, проведены многочисленные историографические, источниковедческие исследования.
В основе этой искусственной трагедии лежала проводимая советским правительством политика массового истребления богатых. Согласно постановлению ЦИК Казахской ССР и Совета Народных Комиссаров от 27 августа 1928 года «О конфискации богатых хозяйств» изначально конфисковывался скот у богачей, затем у середняков и состоятельных людей. В результате варварской политики в 1929 году от 21 миллиона 943 тысяч овец в 1933 году в стране осталось 1 миллион 727 тысяч голов, то есть всего восемь процентов.
Согласно переписи, состоявшейся в феврале 1932 года, в Казахстане было коллективизировано 80 процентов поголовья скота, в то время как по СССР этот показатель составлял всего 33 процента. В 1930-1931 годах Казахстан должен был реализовать 493 тысячи 500 тонн мяса. Между тем, общая разнарядка для трех соседних республик – Узбекистана, Туркменистана и Таджикистана была всего 66 тысяч 200 тонн.
По данным мясозаготовительной конторы «Союзмясопродукт» в 1929-1933 годах из Казахстана в регионы РСФСР было отправлено мясо по весу, соответствующему 15 миллионов овец. Голодающему казахскому народу приходилось содержать города Северного Кавказа, Сибири, Центральной и Европейской части России. В те годы у казахов насильственно было изъято 14 миллионов тонн зерна, и продано за границу с целью пополнения казны валютой. Экспорт зерна был приостановлен только в апреле 1933 года. Так, практически оставшись без скота и пшеницы, люди умирали.
Согласно официальному заключению комиссии Верховного Совета Казахстана, созданной в 1992 году для изучения голода в 1931-1933 годах, – умерло 2 миллиона 300 тысяч казахов. То есть было уничтожено не менее 49 процентов казахской нации. А число наших сородичей, эмигрировавших за рубеж, превысило 600 тысяч человек.
Глава советского правительства И. Сталин, его соратники, глава Казахстана Ф. Голощекин знали, что планируемая коллективизация в течение первых пяти лет индустриализации (1928-1932 гг.), превращение республики в главную мясную базу Советского Союза и хлебозаготовительная кампания в итоге приведут население к большой катастрофе. Зловещая политика не прекращалась даже тогда, когда люди начали гибнуть уже сотнями тысяч, стали бежать за пределы Казахстана.
Ученый считает, что установление точного количества погубленных человеческих жизней – не единственный способ решения данной проблемы. Нам необходимо на государственном уровне провести масштабную просветительскую, научную и пропагандистскую работу. Между тем, когда речь идет о голоде, русскоязычные издания утверждают, что голод распространился по всему Советскому Союзу, а не только среди казахов.
Это правда, что в России от голода умерло 2,5 миллиона человек (3 процента населения). Украина, где от голода погибло около 5 миллионов человек (16 процентов населения), доказала всему миру, что это голодомор, геноцид против народа. В результате этой трагедии казахи потеряли половину своего населения и оказались под угрозой исчезновения. Это исторический факт.
Есть все основания утверждать, что голод 1931-1933 годов был местью советского правительства против казахов за их противодействие властям. Это подтверждают следующие факты. Советское правительство, проводившее политику индустриализации, нуждалось в мясе, чтобы прокормить рабочих в промышленных центрах, и в зерне, чтобы закупить заводы, техническое оборудование и производственные линии из-за границы.
Коллективизация сельского хозяйства считалась эффективным способом достижения этой цели. И под предлогом того, что баи и кулаки помешают процессу коллективизации, они стали мишенью для ликвидации. В Казахстане в ходе этой кампании было репрессировано около 200 тысяч человек. В результате красного террора были осуждены 34 тысячи казахов, из них 3 386 расстреляно, более 13 тысяч человек отправлено в концлагеря. В 1929-1931 годах в разных уголках страны против несправедливого давления произошло 372 массовых протестных волнений и восстаний, в которых приняли участие десятки тысяч человек.
Коммунистическая власть, массово истребившая и наказавшая сельских казахов, стала принимать карательные меры и в отношении лидеров нашего народа, представителей интеллигенции. В 1937-1938 годах около 130 тысяч из них подверглись политическим репрессиям. Уничтожено более 25 тысяч представителей национальной элиты, то есть вырублен почти весь цвет нации.
Общая численность населения Казахстана в 1926 году составляла 6 миллионов 198 тысяч человек, а в 1939 году – 6 миллионов 93 тысячи, то есть существенно не уменьшилась. Из представленных данных отчетливо видно, что численность казахов уменьшилась, а естественный прирост переселения происходил за счет граждан другой национальности. Количество казахов согласно переписи 1926 года составило 3 миллиона 627 тысяч человек, по переписи 1939 года –
2 миллиона 313 тысяч человек. То есть в 1926-1939 годах численность населения уменьшилась на 1 миллион 314 тысяч человек.
Число русских в 1926 году по той же переписи составляло 1 миллион 275 тысяч, в 1939 году – 2 миллиона 449 тысяч.
Демографическое давление, создаваемое искусственно организованным голодом, продолжалось в период политических репрессий, во время Второй мировой войны, а также под прикрытием освоения целинных земель. В результате такой системной политики во второй половине 50-х годов прошлого века доля казахской нации уменьшилась до 28 процентов, тогда как доля русских в общей численности населения Казахстана достигла 43 процентов, других этносов – 29.
Демографы подсчитали, что не будь тех человеческих потерь по причине голода и репрессий численность казахов сейчас была бы по крайней мере 50 миллионов. А так нас сейчас в стране 13 миллионов. Включая наших сородичей по всему миру – будет 18 миллионов. Разница в 32 миллиона человек – это был бы наш естественный прирост.
По сравнению с переписью 1897 года количество современных казахов всего в 4 раза больше. За этот период численность узбеков выросла в 34 раза, а киргизов – в 26 раз.
Для общества и его качественного развития важен человеческий капитал. Из миллионов жертв нашего народа, сколько бы вышло ученых, государственных и общественных деятелей, военачальников, поэтов и писателей, инженеров, учителей и врачей, деятелей искусства, культуры, спорта, труда и других талантливых специалистов из всех слоев общества.
Казахам, которые стали меньшинством во второй половине 1930-х годов, потребовалось более полувека, чтобы стать большинством на своей земле. В 1989 году доля казахов достигла 39,7 процента. В свою очередь, доля русских снизилась на 37,8 процента, других этносов – на 22,5.
Жестокий террор полностью изменил этническое, экономическое и культурное положение Казахстана.
Кали Омаров поделился мнением многих ученых и представителей интеллигенции, изучавших материалы о голоде и репрессиях. Так, необходимо максимально рассекречивать архивные документы, раскрывающие историю голодомора и репрессий. Это, в частности, практикуется в странах Восточной Европы, Прибалтики и в Украине. Также есть необходимость создания в каждом регионе специального центра, в котором сформирована концепция деятельности, объединены профессионалы для исследования истории голода. Кроме того, к изучению голода следует привлечь не только историков, но и специалистов в области медицины, биологии, ветеринарии, психологии, социологии. Необходимо создать документальные и художественные фильмы, демонстрирующие историю и ужасы голода. Нужно издавать книги с включением списка всех жертв голода и политических репрессий.
В первой половине ХХ века наш народ пережил немало невзгод, которые потрясли почти каждую казахскую семью и оставили глубокий след в исторической судьбе всего народа. Современное общество, представители науки, историки хотят знать истинную реальность голода и репрессий.
К сожалению, медленный процесс рассекречивания документов и дел ограничивал возможности профессиональных историков проводить регулярные исследования в архивах правоохранительных органов (ВЧК-НКВД-ГПУ-ОГПУ-КГБ), выполнявших в советское время карательно-репрессивные функции.
Кали Омаров напомнил, что Валерий Михайлов отметил в своей книге «Хроника великого джута», что казахи всего за 10-15 лет (1919-1933) потеряли около половины своего населения. Трагедии такого масштаба не было ни в одной из стран мира. Каждый казах должен знать и помнить об этом. Ведь верно говорится в пословице: если народ забывает свое прошлое, то он вынужден пережить его снова.
Подготовил Абдрахман ЕНСЕГЕН