Социальная основа Независимости - «Кызылординские Вести»

Социальная основа Независимости

14.10.2021

1073 0

socialnaja osnova nezavisimosti

Вопросы обеспечения занятости населения  всегда занимали приоритетное значение в политике Нурсултана Абишевича  Назарбаева  и четко отражались в ежегодных посланиях Елбасы народу Казахстана.

Так, в 1997 году в Послании «Процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех казахстанцев» была определена стратегия развития Казахстана до 2030 года, где указывалось, что актуальной задачей  этого периода является решение вопросов занятости и бедности. В частности, предусматривались внедрение системы микрокредитов, развитие малого и среднего бизнеса, снятие всех ненужных административных барьеров на пути частного предпринимательства и так далее.

Утверждена Концепция государственной политики занятости населения. Ежегодно разрабатывается республиканская программа содействия занятости населения. В них делается акцент на сочетание государственного регулирования с формированием свободного рынка труда. Как отмечал Елбасы, стимулирование занятости населения должно происходить, прежде всего, за счет расширения производств и создания новых производств, наиболее выгодных в условиях Казахстана. В то же время должны расширяться возможности договорного определения условий труда и трудовых гарантий работников, что будет способствовать стабилизации рабочих мест, более полному учету интересов как работников, так и предпринимателей.

В Послании 2006 года «Стратегия вхождения Казахстана в число 50-ти наиболее конкурентоспособных стран мира» в качестве приоритетного направления модернизации была обозначена «современная социальная политика, защищающая наиболее уязвимые слои населения и поддерживающая развитие экономики».

В 2010 году Нурсултаном Абишевичем Назарбаевым в Послании народу страны была определена задача «улучшения качества жизни и социальная защита», и главным приоритетом в государственной социальной политике было обозначено обеспечение занятости населения. Правительством была реализована Дорожная карта занятости, суть которой заключалась в принятии мер по краткосрочной занятости населения в условиях кризиса. Проведенная работа, наряду с другими антикризисными мерами, создала предпосылки для последующего восстановления и развития. Как сказал Елбасы, «…сегодня перед нами стоит несколько иная задача, а именно: обеспечение устойчивой занятости населения. Это  масштабная, комплексная задача. Занятость населения не может быть обеспечена обособленно, она вторична, первична – экономика. Развитие экономики в целом, создание новых производств, поддержка и развитие бизнеса – это есть условия для обеспечения занятости населения».

В Послании 2011 года «Построим будущее вместе!», где первостепенное место заняла социальная политика, акцент был сделан на «полном обновлении содержания профес-сионального и технического образования». Стоит отметить, что образование всегда занимало приоритетное место в политике Елбасы, исходя из понимания того, что будущее государства зависит, в первую очередь, от уровня развития человеческого капитала.

В Послании народу Казахстана «Стратегия «Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства» от 14 декабря 2012 года  Елбасы  отметил, что обеспечение достойной занятости – основа социальной защиты населения, важнейшее условие развития и реализации потенциала человеческих ресурсов, а главное – средство роста общественного богатства и повышения качества жизни. В этом аспекте в ходе социально-экономических преобразований в стране создан динамично развивающийся рынок труда, устойчиво повышаются экономическая активность и уровень занятости населения. Новая программа занятости-2020, разработанная по поручению Елбасы, поставила перед собой, наряду с вовлечением в продуктивную занятость наших граждан, задачи по развитию кадрового потенциала для реализации программ индустриально-инновационного развития. Причем фокус мер  государственной поддержки значительно расширен – кроме безработных и малообеспеченных, программа  направлена на решение вопросов самозанятого населения.

В Послании народу Казахстана на 2015 год «Нұрлы жол – путь в будущее» Елбасы уделил внимание реализации программы обеспечения занятости населения, которая призвана повысить уровень профессионализма среди населения, решить вопросы трудоустройства граждан, содействие начинающим предпринимателям в открытии и расширении собственного бизнеса по месту жительства. В случае отсутствия таких возможностей содействие добровольному переезду из населенных пунктов с низким экономическим потенциалом в населенные пункты с высоким экономическим потенциалом и центры экономического роста.

Как известно, в 2016 году была утверждена программа развития продуктивной занятости и массового предпринимательства на 2017-2021 годы «Еңбек». Перед запуском программы в Казахстане появился термин «продуктивная занятость». Это обеспечение человека нормальным доходом, которого ему хватает для нормального потребления.  Если раньше государство пыталось ликвидировать безработицу путем обеспечения человека минимальной зарплатой и окладом, которых на нормальные расходы, безусловно, не хватало. То теперь оно было нацелено на повышение качества и потенциала трудовых ресурсов через получение востребованных на рынке труда профессиональных навыков и квалификаций, развитие массового предпринимательства, эффективной модели трудового
посредничества.

Один из самых популярных инструментов госпрограммы «Еңбек» – микрокредиты и гранты, с помощью которых участники могут открыть или расширить свое дело. Важный социальный эффект, который дает это направление – создание новых рабочих мест, особенно на селе, где вопрос занятости наиболее актуален. К слову, в рамках этой госпрограммы можно не только получить финансирование, но и обучиться основам предпринимательства по проекту «Бастау Бизнес», а также получить дополнительную специальность в рамках краткосрочных курсов на базе колледжей и учебных центров и так далее.

Если рассматривать в целом вопрос социальной модели развития Казахстана, имеет смысл обратиться к основным этапам в становлении социальной модели страны, которые обозначены в Концепции социального развития Республики Казахстан до 2030 года. Итак, первый этап (1991-1998 годы) характеризовался большим количеством декларированных социально-экономических гарантий, которые остались в наследство от советского периода и в новых экономических условиях были не подкреплены бюджетной базой.

На втором этапе (1999-2008 годы) осуществлялась рационализация социально-экономических гарантий, распределение ответственности между государством, работодателем и работником.

На третьем этапе (с 2009 года) повышается качество и доступность государственных услуг, создаются достойные социально-экономические условия за счет стабильной бюджетной основы, внедряются принципы обусловленной социальной помощи, развиваются активные формы занятости.

На сегодня в Казахстане продолжает свое развитие курс социальной модели развития, заложенный Нурсултаном Абишевичем Назарбаевым. Так, согласно программе «Бақытты отбасы»,  инициированной Елбасы,  с 2020 года 10 тысяч многодетных семей и семей, воспитывающих детей-инвалидов могут ежегодно приобретать жилье по выгодным условиям. Тогда как для строительства арендного жилья к 2022 году государством будет выделено свыше 240 миллиардов тенге.

Продолжается реализация специального проекта Елбасы «Ауыл – ел бесігі», целью которого является развитие инфраструктуры в более чем трех тысячах опорных и спутниковых сельских населенных пунктах.

Бесспорно, что за 30 лет независимости Казахстан совершил стремительный рывок в своем политическом и экономическом развитии. Под руководством Первого Президента РК Нурсултана Абишевича Назарбаева стране удалось достичь видимого прогресса по самому широкому комплексу направлений, включая сокращение бедности и модернизации экономики. А все это благодаря тому, что социальная политика, реализуемая Первым Президентом Казахстана, всегда отражала главную цель – последовательное повышение реального уровня и качества жизни граждан страны.

 Наталья ЧЕРНЕЙ

Читайте также: