В своем Послании народу Казахстана «Конструктивный общественный диалог – основа стабильности и процветания Казахстана» Глава государства Касым-Жомарт Токаев отметил, что наша общая задача состоит в том, чтобы воплотить в жизнь концепцию «Слышащего государства», которое оперативно и эффективно реагирует на все конструктивные запросы граждан. Только путем постоянного диалога власти и общества можно построить гармоничное государство, встроенное в контекст современной геополитики.
Глава государства обращает внимание на то, что обратная связь с населением должна быть эффективной. Общественный диалог, открытость, оперативное реагирование на нужды людей являются главными приоритетами в деятельности государственных органов.
Зачастую люди вынуждены обращаться к Президенту вследствие «глухоты» и закрытости чиновников в центре и на местах. Неоднократные жалобы на несправедливость решений в какой-то сфере означают системные проблемы в конкретном госоргане или регионе.
Теперь к этому следует относиться именно так, и принимать соответствующие решения, говорится в Послании.
Сегодня граждане страны хорошо понимают принцип «Слышащее государство», отмечая, что это, государство, где главным являются интересы гражданина, где налажен механизм взаимодействия государственных органов с гражданами и функционирует безбарьерная инфраструктура, позволяющая гражданам быть вовлеченными в процесс принятия решения и контроля за ними. «Слышащее государство» должно работать по принципу сервисного государства, где главной задачей деятельности государственных органов является качественное выполнение потребностей своих граждан.
Как говорит главный специалист-секретарь судебного заседания специализированного административного суда Кызылорды Жанар Аскарова, постоянный диалог власти и общества – это путь к построению гармоничного, соответствующего современной геополитике, государства. Основным фактором по усилению защиты прав и обеспечению свобод граждан являются глобальные реформы в судебной системе и правоохранительных органах. Зачастую в споре между гражданским обществом и представителями государственной власти, граждане находятся в неравных условиях, так как их возможности несравнимы с ресурсами государственных органов. В связи с чем в 2019 году на рассмотрение Мажилиса Парламента был подан проект Административного процедурно-процессуального кодекса, который направлен на введение новых механизмов регулирования административных процедур и обособленного административного судопроизводства по публично-правовым спорам. Проект был одобрен, и 29 июня 2020 года Административный процедурно-процессуальный кодекс был принят.
В Кодексе предусмотрена активная роль суда. То есть административное производство осуществляется на основе активной роли суда и судья вправе при рассмотрении административного дела высказать свое предварительное мнение по тем или иным основаниям, представленным сторонами дела. Помимо этого суд по собственной инициативе или по ходатайству участников дела может собирать дополнительные сведения и доказательства для полного и объективного рассмотрения административного судопроизводства. Все сомнения, неясности, противоречия по административному судопроизводству должны толковаться в пользу участника судопроизводства.
К примеру, истец обращается в суд с требованием о несогласии с актом или постановлением местного государственного органа, так как ему необходимо предъявить в суд только жалобу. При этом истец не обязан оправдываться, собирать материалы, доказывающие его невиновность. Обязанность подтверждения законности и объективности обжалуемого государственного акта ложится на плечи уполномоченного органа.
– Таким образом, в судебном разбирательстве будет создана площадка, на которой будут равны силы обеих сторон по делу. Это основные принципы настоящего Кодекса, – говорит Ж. Аскарова.
В каждом из соответствующих разделов указаны задачи и принципы административных процедур и административного судопроизводства, область применения Кодекса, сроки, участники административного судопроизводства, компетенция, полномочия, функции и задачи государственного органа, а также требования, предъявляемые к обращению граждан, порядок и сроки составления и их подачи. Для рассмотрения административных процедур, предусмотренных новым Кодексом, планируется создание новых судов, специализирующихся на рассмотрении дел, предусмотренных данным Кодексом. Настоящий Кодекс вводится в действие с 1 июля 2021 года.
Сегодня в области активную работу проводит проектный офис «Aқмешіт – адалдық алаңы». Его деятельность направлена на искоренение бытовой коррупции, обеспечение прозрачности работы госорганов и повышение доверия граждан к институтам государственной власти. Этот проект является уникальной системой профилактики коррупции, объединяющей общество и госучреждения. На его площадке собрались все активисты, независимо от форм собственности. Представители крупных компаний, работники товариществ с ограниченной ответственностью и другие вносят свой вклад в искоренение коррупции, препятствующей развитию государства.
В рамках проекта «Акмешіт – адалдық алаңы» в Кызылорде и семи районах области открыты проектные офисы, где закреплены ответственные за каждую отрасль специалисты. В целях обеспечения открытости и доступности государственных служащих для населения запущен проект «Open space». Под этот формат переведена деятельность десятков учреждений, ряд учреждений – в формат «Сервисный открытый акимат». Служебные помещения руководителей более двухсот учреждений перенесены на первые этажи зданий.
В рамках концепции Главы государства «Слышащее государство» областной департамент Агентства РК по делам государственной службы и акимат области реализует проект «Руководители на связи». В его рамках проводятся дни оказания услуг населению и личные приемы руководителей областных учреждений. Каждый желающий может принять в нем участие и задать руководителю того либо другого ведомства интересующие вопросы.
Канат ЖОЛДАСОВ