Раннее утро. На заставе «Баянкол» пограничные сутки, идущие своим чередом, прерываются неожиданным визитом высокой делегации во главе с Президентом Республики Казахстан Нурсултаном Назарбаевым. Совершая поездку по Нарынкольскому району Алматинской области, Глава государства решил навестить пограничников и внимательно ознакомиться со служебной деятельностью, жизнью и бытом личного состава.
Это памятное историческое событие произошло 9 августа 1992 года. А через девять дней Нурсултан Назарбаев, прекрасно осознавая, что государственная граница является неотъемлемой частью суверенитета и независимости, подписал один из главных и первых документов – Указ от 18 августа 1992 года «Об образовании Пограничных войск Республики Казахстан».
Создание своих Пограничных войск было важным, особенным в череде многочисленных перемен, которые переживала в тот период страна. Ведь, прежде чем начать свой новый независимый путь, Казахстан нуждался в прочном фундаменте обретенного суверенитета и государственной идентичности.
Начало же 90-х годов прошлого века характеризовалось неспокойствием и нестабильностью внешних границ, а время диктовало переход к самостоятельной жизни, и многое надо было начинать, что называется, с нуля. Хотя здесь стоит отметить, что формирование Пограничной службы начиналось не на пустом месте. Основной базой для ее создания стали соединения и части Краснознаменного Восточного пограничного округа КГБ СССР, правопреемниками которых являлся Казахстан.
В трудное время обретения нашей страной суверенитета, охрана государственной границы должна была строиться по-новому, чтобы не допустить отторжения территории Республики Казахстан.
Тут нельзя не вспомнить о «метраже охраняемого участка». Если в эпоху Советского Союза соединения и части Восточного пограничного округа охраняли 1718 километров казахстанско-китайской границы, то со временем пограничники нарастили «зону своего влияния» до 15 тысяч километров. Добавились участки, граничащие с Кыргызстаном, Узбекистаном, Туркменистаном и Российской Федерацией, не говоря уже о морской границе в акватории Каспийского моря.
Все эти новые рубежи раньше обозначались лишь на картах административно-территориального деления СССР и оставались не только открытыми для проезда и прохода, но и ничем не были обозначены на местах. Учитывая же, что в мировой практике, юридически обозначенная территория и государственная граница, являются главными необходимыми признаками государства, делимитация и демаркация границы Казахстана были стратегическими мероприятиями, направленными на определение и закрепление территории и пространственных пределов суверенитета страны.
Времени на раздумья не было. Действовать приходилось быстро и максимально эффективно, помня о мудрой фразе: «Обсуждать географию – значит обсуждать будущую войну».
Именно внешняя политика, которую выстроил Нурсултан Абишевич Назарбаев, его решения и переговоры с лидерами государств в процессе делимитации и демаркации во многом обеспечили незыблемость и безопасность священных рубежей сегодня.
Безусловно, граница — это не просто геометрическое начертание, а живой организм. Побывав здесь однажды, вы ощутите ее «дыхание», движение и особую атмосферу, где воины в зеленых фуражках представляют страну, народ и закон…
И только оценив современную мирную и спокойную границу, защищенную нормами международного права, задаешься вопросом: а как было три десятилетия назад? И тогда приходит понимание: алгоритм современной границы зарождался тогда – в далеком 1992-м.
Первоочередными задачами того времени стали, во-первых, создание нормативно-правовой базы по сути новых пограничных формирований. И 13 января 1992 года на 9-й сессии Верховного Совета Республики Казахстан этот вопрос был окончательно решен. Были приняты законы «О Государственной границе РК» и «О Пограничных войсках РК», установившие правовые основы защиты национальных и территориальных интересов республики на государственной границе.
***
Немаловажное значение во времена формирования Службы имел кадровый вопрос. И здесь стоит вспомнить, что после развала Союза начался интенсивный отток кадров, офицеры разъезжались по своим «национальным квартирам». Эту проблему решали за счет подготовки экстерном опытных прапорщиков и контрактников, досрочным выпуском молодых лейтенантов из Военного института КНБ. Дополнительно к этому призывали офицеров запаса, окончивших военные кафедры гражданских вузов. К тому же, были отозваны все казахстанские офицеры, служившие за пределами республики.
В период становления пограничного ведомства менялись методы организации служебно-боевой деятельности, ломались прежние стереотипы, изменялись привычки. Это требовало использовать иные рычаги в работе с кадрами, строить ее совершенно по-новому.
Пограничной службе нужны были инженеры, связисты, авиаторы, моряки. Не все эти специалисты готовились в Казахстане, поэтому началось тесное сотрудничество в области военного образования со странами СНГ, итогом которых стало достижение договоренности об обучении казахстанских специалистов в военно-учебных заведениях России. Таким образом, только через несколько лет в войска пришли высококвалифицированные офицеры различных направлений.
Интересы безопасности республики на границах обеспечивались и благодаря работе ряда советов, куда входили руководители Пограничных войск СНГ, Шанхайской организации сотрудничества, ЕврАзЭС. Были подписаны соглашения о взаимодействии в охране границы с Узбекистаном, Кыргызстаном, Россией и Туркменистаном, а также с Министерством обороны Китая.
Кроме того, Закон «О Государственной границе Республики Казахстан» законодательно закрепил участие граждан в охране рубежей государства. И лозунг: «Границу охраняет весь народ» снова стал актуальным.
***
Созданная Указом Президента Н.А. Назарбаева от 18 августа 1992 года Пограничная служба КНБ Республики Казахстан прошла славный путь, и внесла в хронику 30-летия Независимости немало ярких событий и значимых дел.
Достаточно вспомнить, миссию казахстанских пограничников по поддержанию мира и безопасности на внешних границах СНГ на участке таджикско-афганской границы. За 8 лет существования сводного подразделения через него прошли сотни воинов в зеленых фуражках, ценой своей жизни отстоявших вверенный им участок, ради мира и стабильности в регионе. В трудное время становления Независимости страны пограничники не допустили отторжения территории республики, обеспечили надежную охрану государственной границы, тем самым укрепили обороноспособность и безопасность государства.
С момента принятия решения об охране государственной границы по всему периметру Казахстана ведомством были развернуты десятки пограничных отрядов, выставлены сотни подразделений, в числе которых комендатуры, заставы и пункты пропуска.
Была создана отлаженная авиационная пограничная инфраструктура. Существенно обновлен парк боевой и транспортной авиации, автомобильной и инженерно-дорожной техники.
В целях совершенствования деятельности по охране государственной границы, в том числе защиты биоресурсов Каспийского моря, пограничным ведомством было создано структурное подразделение – Региональное управление Береговой охраны с морскими дивизионами, постами технического наблюдения, построены и введены в строй десятки современных кораблей и катеров. В результате комплексного применения РЛС, кораблей и авиации сократилось пребывание в казахстанском секторе Каспия иностранных плавательных средств, ведущих незаконный промысел. Перекрыты десятки каналов незаконной миграции…
Стоит отдельно отметить, что с 2015 года офицеры Пограничной службы защищают посольство Республики Казахстан в Исламской Республике Афганистан.
Пограничная служба КНБ за тридцать лет Независимости внесла достойный вклад в становление и развитие страны. Проведенные же в последние годы меры по модернизации и ребрендингу, реформированию в Пограничной службе, позволят ведомству и в следующем десятилетии более мобильно и эффективно отвечать на вызовы времени, надежно стоять на страже национальных интересов Казахстана.