Кызылординскую область посетила помощник Президента страны – заведующая отделом Администрации Президента РК по контролю за рассмотрением обращений граждан Тамара Дуйсенова. Цель визита – разъяснение нового законодательного акта – Административно-процессуального кодекса, который вступит в силу с 1 июля текущего года и преимуществ электронной информационной системы «е-Өтініш».
Во вторник под председательством акима области Гульшары Абдыкаликовой состоялось совещание, посвященное вопросам внедрения информационной системы «е-Өтініш». В заседании приняла участие рабочая группа во главе с помощником Президента РК – заведующей отделом по контролю за рассмотрением обращений Администрации Президента РК Тамарой Дуйсеновой, а также руководители местных исполнительных органов. В состав рабочей группы вошли представители государственных органов, ответственных за реализацию проекта – министерств цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности, юстиции, Генеральной прокуратуры и других.
Г. Абдыкаликова отметила актуальность и важность внедрения информационной системы «е-Өтініш».
– В целях реализации концепции «Слышащее государство», приема обращений физических и юридических лиц в регионе на базе госкорпорации «Правительство для граждан», в городах, районных центрах и сельских округах внедрена и ведется работа по развитию информационной системы «е-Өтініш». Также проводится разъяснительная работа относительно Административно-процессуального кодекса, который вступает в силу с 1 июля 2021 года, – сказала Г. Абдыкаликова.
Т. Дуйсенова подробно разъяснила работу информационной системы «е-Өтініш» и рассказала о подписанном Президентом страны 29 июня 2020 года новом Административном процедурно-процессуальном кодексе Республики Казахстан (АППК).
– Новый кодекс – базовый нормативный документ концепции «Слышащего государства», озвученной 2 сентября 2019 года Главой государства в Послании народу «Конструктивный общественный диалог – основа стабильности и процветания Казахстана», – отметила Т. Дуйсенова. – АППК предполагает кардинальную смену парадигмы работы госорганов с заявителями. В частности, заявитель получает возможность отслеживать ход рассмотрения его обращения госорганами через единую информационную систему «е-Өтініш». Также он получит право предоставлять доказательства и участвовать в их исследовании, в том числе, давать объяснения, демонстрировать необходимые документы. За ним останется право обжалования ответа в вышестоящую инстанцию, с последующей подачей иска в административный суд на госорган, принявший решение.
Иски граждан и бизнеса будут рассматривать специальные административные суды по принципу «презумпции виновности госоргана». То есть не заявитель, а госорган будет доказывать суду обоснованность принятого решения или представленного ответа.
Отписки и волокита станут предметом ответственности не только сотрудника-исполнителя, но и всего госоргана. Суд будет помогать заявителям правильно оформлять иски, чтобы исключить практику возврата исков по формальным поводам. А судья станет «активным» и «говорящим», будет помогать истцу, отстаивать его интересы.
Отмечено, что создание административной юстиции соответствует лучшим практикам стран – членов Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и она уже успешно зарекомендовала себя в таких государствах как Латвия, Грузия, Молдова, Азербайджан и других.
В соответствии с новыми подходами, также меняется инфраструктура системы рассмотрения обращений граждан. Единая информационная система «е-Өтініш» разработана и внедряется согласно поручению Главы государства Генеральной прокуратурой РК и Министерством цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности РК. Она представляет единую базу, где хранится вся история по рассмотрению обращений, доступная всем государственным и судебным органам, а также заявителям. Цифровизация всех процессов работы с обращениями, которую обеспечит новая информационная система, позволит: автоматически определять маршрут распределения обращений по компетенции государственных органов, сократить сроки рассмотрения обращений за счет оптимизации количества запросов между государственными органами и информировать заявителя обо всех этапах, стадиях и сроках рассмотрения обращения. Наряду с этим будет возможность вести систему обратной связи с заявителем и оценки качества работы государственных органов.
Поэтапный переход в «е-Өтініш» будет осуществляться с 1 июля текущего года. Отныне заявитель сможет отслеживать ход рассмотрения обращения, который сокращается с 30 до 15 дней.
Сегодня к информационной системе подключены все без исключения центральные государственные и местные исполнительные органы, началась пилотная апробация в масштабах страны.
Г. Абдыкаликова поручила акимам городов и районов взять на особый контроль запуск новой информационной системы и процесс перехода на новый формат работы госорганов, для того, чтобы своевременно и качественно реагировать на каждое обращение жителей региона.
* * *
Во Дворце студентов рабочая группа во главе с Т.Дуйсеновой, в составе которой были представители министерств цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности, юстиции, Генеральной прокуратуры, встретилась с акимами Кызылорды и районов, руководителями городских отделов.
С введением Административно-процессуального Кодекса утратят силу действующие ныне нормативно-правовые акты – «Об административных процедурах» и «О порядке рассмотрения обращений физических и юридических лиц».
– Вступающий в силу новый Кодекс призван сформировать культуру реагирования госорганов на обращения, в том числе жалобы и предложения населения по различным, волнующим их вопросам. Не секрет, что зачастую большинство граждан напрямую или через социальные сети обращаются к Президенту страны. Тогда как более 80 процентов всех обращений можно решить на местах. Все зависит от того, насколько эффективно и правильно реагируют на запросы населения представители местных органов исполнительной власти. Цель нового Кодекса – защита прав граждан и юридических лиц в спорах с государственными органами, соблюдение баланса интересов сторон, а также повышение качества принятия управленческих решений. Если местные власти будут своевременно и эффективно реагировать на обращения граждан, у населения будет меньше поводов обращаться в суды, – отметила Т.Дуйсенова.
Т.Дуйсенова также обратила внимание присутствующих на одно, очень важное обстоятельство. Согласно новому Кодексу, при рассмотрении административных дел, когда в правовом споре выступают с одной стороны государственный орган, а с другой – частное лицо, приоритет будет отдаваться последнему для реализации им своих процессуальных прав.
Стоит отметить, что при решении споров такого рода участники процесса оказываются в разной «весовой категории» – с одной стороны государственный орган, с другой – физическое лицо. Теперь суды будут помогать заявителям оформлять исковые требования, чтобы исключить практику возврата исков по формальным поводам. Иначе говоря, суды будут помогать истцу, в данном случае физическому лицу, отстаивать его интересы.
Практика административной юстиции будет внедрена, опираясь на зарубежный опыт. Такая практика успешно действует в странах Европы, а также некоторых странах постсоветского пространства, например, в Азербайждане. С 1 июля будет осуществляться поэтапный переход в «е-Өтініш» и обращения граждан в госорганы будут поступать через единую информационную систему.
На сегодня к информационной системе полностью подключены центральные государственные и местные исполнительные органы власти.
* * *
В Послании народу «Конструктивный общественный диалог – основа стабильности и процветания Казахстана» Президент Касым-Жомарт Токаев отметил: «Наша общая задача – реализовать концепцию «Слышащего государства», которая оперативно и эффективно рассматривает все конструктивные обращения граждан. Поэтому необходимо поддерживать гражданское общество, укреплять его потенциал, а также использовать возможности гражданского общества для решения важнейших общегосударственных задач».
О том, как реализуется концепция «Слышащее государство» на встрече с общественностью рассказала помощник Президента РК – заведующий отделом по контролю за рассмотрением обращений Администрации Президента РК Тамара Дуйсенова. Встреча прошла в Кызылорде в Доме дружбы. В мероприятии приняли участие представители государственных органов, ответственные за реализацию проекта, руководители этнокультурных объединений, неправительственных организаций и представители СМИ.
Т. Дуйсенова рассказала об особенностях деятельности госорганов в нынешних условиях и о новых возможностях повышения качества работы с заявителями.
Теперь посредством единой информационной системы «е-Өтініш» заявитель получает право предоставлять доказательства, участвовать в их изучении и давать разъяснения. Также, в случае неудовлетворения полученным от государственного органа ответом, он имеет право обратиться с исковым заявлением в вышестоящий суд.
С введением новой системы меняется идеология работы с обращениями. Практически любое обращение гражданина может быть предметом судебного разбирательства, связанного с реализацией его прав. Новая система полностью возлагает обязанности по сбору доказательств на орган-ответчик. Создаются новые административные суды и кардинально меняется роль судебных органов. Все эти новшества повысят ответственность государственных органов за рассмотрение обращений граждан. Активная роль суда дает судьям право на выражение своего мнения, помогает заявителю найти оптимальный путь защиты своих законных интересов и прав.
С 1 июля начнется поэтапный переход на «е-Өтініш». Обращения граждан будут поступать в государственные органы через единую информационную систему. Теперь работа с населением будет напрямую зависеть от местных органов власти.
После доклада Т. Дуйсенова ответила на вопросы участников встречи.
* * *
В ходе рабочего визита в регион Тамара Дуйсенова и председатель Комитета государственных услуг Министерства цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности РК Даулет Бекманов посетили в Кызылорде Центр обслуживания населения №1, где ознакомились с внедрением единой информационной системы «е-Өтініш».
Система в пилотном режиме была запущена в августе прошлого года. Это единая база, где хранится вся история по рассмотрению обращений, доступная всем государственным и судебным органам, а также заявителям. К ней подключены все государственные и местные исполнительные органы. Она позволяет быстро и эффективно поддерживать обратную связь с населением. С начала нынешнего года по области поступило более 12 000 обращений от граждан.
Отметим, что в ЦОНе имеется сектор самообслуживания и табло электронной очереди. Важно то, что здание оснащено пандусом, имеется кнопка вызова для посетителей, а также «льготное окно» – место для обслуживания лиц с ограниченными возможностями.
В ходе посещения Тамара Дуйсенова и Даулет Бекманов встретились с сотрудниками и посетителями ЦОНа, которые высказали свои положительные мнения о работе системы «е-Өтініш».
В целом гости остались довольны работой ЦОНа и подчеркнули его важность в современных реалиях информационно-инновационного пространства.
Алибек БАЙШУЛЕНОВ,
Жанна БАЛМАГАНБЕТОВА,
Инна БЕКЕЕВА,
Наталья ЧЕРНЕЙ