На пятьдесят первой сессии секретарь Кызылординского областного маслихата Кылышбай Бисенов проинформировал депутатов о работе, проделанной областным маслихатом шестого созыва в 2020 году.
Как отметил К.Бисенов, с 5 сентября 2019 года по настоящее время проведено 14 заседаний Кызылординского областного маслихата шестого созыва (5 очередных, 9 внеочередных), на которых принято 167 решений. Они были своевременно отправлены в областное управление юстиции и соответствующие органы. Во время пандемии в режиме онлайн были проведены одна очередная и три внеочередные сессии. Онлайн-трансляции заседаний транслируются на YouTube и на нашем официальном сайте. 26 постановлений областного маслихата зарегистрированы в системе юстиции и официально опубликованы в СМИ. Жалоб и предложений из прокуратуры о соответствии с законностью решений не поступало.
Среди основных были рассмотрены такие вопросы, как развитие агропромышленного комплекса области и меры его совершенствования, работа, проделанная в сфере индустриально-инновационного развития. Кроме того, это задачи в рамках третьей пятилетки Программы индустриализации, утверждение отчета об исполнении областного бюджета за 2019 год, использование и охрана историко-культурного наследия в области и меры по его улучшению. Также, были рассмотрены отчет акима области о выполнении возложенных на него функций и задач, вопрос об областном бюджете на 2021-2023 годы.
Для разработки каждого планируемого вопроса будет создана Временная комиссия областного маслихата с участием депутатов и представителей исполнительного органа. Также в городах и районах при согласовании с местными властями будут созданы рабочие группы и подготовлена специальная тематическая Памятка. Рассмотрение основных и плановых вопросов по согласованию председателя сессии маслихата и акима области разрабатывается в соответствии с Регламентом типового проекта для маслихатов всех уровней, утвержденным Указом Президента Республики Казахстан в 2014 году. Это, конечно же, станет основой для всесторонней и тщательной подготовки вопроса, его рассмотрения и принятия юридически эффективных решений. Кроме того, на заседании маслихата спикером по основному вопросу является заместитель акима области, а председателем Временной комиссии — депутат областного маслихата. Члены временной комиссии проводят тематические исследования в населенных пунктах и оформляют справки, а по поручению председателя комиссии проводят общественные слушания в городах и районах с участием выборных депутатов и руководителей соответствующих органов исполнительной власти.
Проекты решений по всем вопросам, включенным в повестку дня сессии маслихата, обсуждаются на заседаниях постоянных комиссий, а затем на совместных заседаниях постоянных комиссий. В проект повестки дня сессии включаются только вопросы, утвержденные по окончании обсуждения. Решения, принятые на заседании, направляются в исполнительные органы, а их исполнение контролируется маслихатом. Выполнение некоторых решений рассматривается на сессиях маслихатов. Отметим, что Закон предусматривает возможность пересмотра решений на заседаниях соответствующих постоянных комиссий.
Накануне очередных сессий 2020 года депутаты маслихатов имели возможность познакомиться с развитием агропромышленного комплекса, состоянием промышленных зон, вопросами использования и охраны историко-культурного наследия области. Рассмотрены пути решения текущих проблем, а предложения, внесенные депутатами, были включены в проект решения. В частности, известно, что историко-культурные объекты, о которых шла речь на сессии, являются бесценными реликвиями нашей национальной истории и культуры. Ожидается, что в 2021 году будут рассмотрены вопросы выделения дополнительных средств на их поддержание.
Как подчеркнул К.Бисенов, одним из вопросов компетенции маслихатов в статье 6 Закона «О местном управлении и самоуправлении в Республике Казахстан» является утверждение местного бюджета и отчетов о его исполнении. Поскольку годовой бюджет — основной документ в управлении соответствующей территорией, его также необходимо уточнять в течение года по разным причинам.
В решение «О региональном бюджете на 2020-2022 годы», утвержденное на 40-й сессии областного маслихата 12 декабря 2019 года, в течение текущего года (январь-декабрь) вносились дополнения и изменения, которые уточнялись 6 раз.
В результате этих корректировок утвержденный региональный бюджет на 2020 год с 267,5 увеличен до 328,5 миллиарда тенге в скорректированном бюджете. В частности, он изменен на 61 миллиард тенге или вырос на 122,8 процента. Этот рост связан с увеличением доходов местного бюджета и целевыми трансфертами из республиканского бюджета.
Стоит отметить, что в 2020 году на социальную сферу из областного бюджета будет направлено 96,8 миллиарда тенге или 29 процентов его объема. В 2020 году за счет республиканского и местного бюджетов реализовано 356 инвестиционных проектов.
Как заметил К.Бисенов, от депутатов областного маслихата шестого созыва поступило 222 вопроса, которые направлены в исполнительный орган для анализа и решения. Исполнение этих подготовленных предложений и проблемных вопросов на 2020 год требовало 54,1 миллиарда тенге. На решение 85 вопросов из 222 поступивших, было выделено 28,3 миллиарда тенге. Так нашли решение 38 процентов всех вопросов.
По сложившейся традиции предложения депутатов были проанализированы, совместно с исполнительной властью уточнены 24 вопроса. Их было предложено решить за счет средств
республиканского бюджета в размере 17,3 миллиарда тенге. На 2 миллиарда тенге определены 13 вопросов по ПСД, срок действия которых истекает в 2020 году. Кроме того, в зависимости от возможностей областного, районного и городского бюджетов предложено проработать поэтапное решение 137 вопросов на 20,6 миллиарда тенге. Эти предлагаемые вопросы решаются в зависимости от времени и возможностей областного бюджета.
Несколько строк о Постоянных комиссиях, которые работают согласно ежегодно утвержденным планам. Их индивидуальные и совместные заседания проводятся накануне заседаний, предложенные на сессию вопросы подробно обсуждаются и выносятся на заседание, по ним составляются соответствующие протоколы. На расширенном заседании Постоянной комиссии вопрос «О бюджете области на 2021-2023 годы» и бюджетные параметры области около двух месяцев обсуждались с участием депутатов и руководителей соответствующих органов исполнительной власти, после чего были рассмотрены и утверждены на расширенном заседании.
Кроме того, проведена экспертиза документов аппарата областного маслихата за 2009-2014 годы, сдаваемых в Государственный архив каждые пять лет. В архив переданы 194 постоянно хранящихся документа. Стоит отметить, с 2021 года начнутся работы по включению важных документов маслихата в архивную программу в единой электронной версии.
Прозрачность – главный принцип работы маслихата. Как отметил К.Бисенов, депутаты регулярно работают в тесном контакте с избирателями. График их личного приема публикуется в СМИ, на сайте маслихата, в общественных приемных партии «Nur Otan». Работа депутатов публикуется в периодических изданиях, транслируется в эфирах местного телевидения. Между тем, депутаты за счет собственных средств регулярно оказывают благотворительную помощь своим избирателям и малообеспеченным семьям региона. К примеру, за 9 месяцев 2020 года в рамках акции «Біз біргеміз» депутаты выделили малообеспеченным слоям населения области 32 миллиона 850 тысяч тенге, продовольствием обеспечены 1744 семьи. Особенно эта поддержка сказалась в период вспышки эпидемии коронавируса. При этом многие народные избранники желают оставаться неизвестными.
Для максимальной открытости и прозрачности областного маслихата и обеспечения населения необходимой информацией в июле текущего года был запущен новый официальный сайт областного маслихата. В настоящее время избиратели могут получить всю необходимую информацию на сайте https://maslikhat-kzo.kz.
Алибек БАЙШУЛЕНОВ