О неудачных реформах казахстанского образования говорят много, об удачных – меньше, зачастую огульно отрицая их наличие. Часть из принятых программ официально признается неэффективной, часть произвольно причисляют к таковым недовольные родители, а иногда и сами педагоги, то и дело восхваляя непревзойденную на их взгляд систему советского образования. Однако все согласны с тем, что программа «Балапан», призванная обеспечить детей от трех до шести лет дошкольным образованием и рассчитанная на 2010-2014 годы, была довольно эффективной. И наша область была первой в республике, которая отчиталась о полном решении проблемы нехватки мест в детских садах в рамках государственно-частного партнерства.
Нужно отметить, что на лаврах мы почивали недолго. Для увеличения количества частных садов была упразднена процедура лицензирования и значительно упрощен процесс открытия детского сада. Это помогло увеличить количество детских дошкольных организаций, но в то же время негативно сказалось на качестве предоставляемых услуг. В дальнейшем было выявлено много недочетов, над устранением которых поэтапно работали и продолжают работать специалисты.
Учиться всегда пригодится
Наша сегодняшняя собеседница Наталья Мишукова с 2016 года сотрудничает с Палатой предпринимателей «Атамекен» в статусе директора филиала Казахстанской Ассоциации непрерывного образования (КАНО) по Кызылординской области. С 2018 года она также является членом регионального совета по защите прав предпринимателей. В данный момент Н. Мишукова – член регионального совета при НПП «Атамекен». Ее общий педагогический стаж составляет почти 20 лет.
Она родом из Аральска, училась в средней школе №14 имени Н.К.Крупской. Высшее филологическое образование получила в Кызылординском государственном университете имени Коркыта ата по специальности «учитель русского языка и литературы в школах с казахским языком обучения». После окончания университета, сначала работала в школах. После принятия программы «Балапан» в стране стали массово открываться частные детские сады. В одно из таких учреждений ее и пригласили на должность руководителя. Далее она помогла предпринимателям открыть еще три таких садика.
В самом начале реализации программы «Балапан» Наталья Валентиновна в достаточной мере владела информацией о проблемах, с которыми сталкивались предприниматели при открытии детских садов в партнерстве с государством. Также ей были известны и случаи недобросовестного исполнения обязательств владельцами частных детских садов, которые не создавали должных условий для детей и занимались приписками. Когда ситуация стала критической, совместно с общественниками города была инициирована проверка частных детских садов, которая выявила ряд нарушений. Они широко обсуждались в социальных сетях и СМИ и постепенно были устранены.
Далее, в процессе своей деятельности, Н. Мишукова отстаивала права предпринимателей – владельцев частных детских садов, которым не полностью выплачивались суммы обещанных государственных выплат. По ее словам, те проблемы уже остались позади. Но теперь возникли новые.
– Для начала хочу пояснить, что в КАНО могут входить не только частные садики, но и частные учебные центры, школы и колледжи, и всем им мы готовы оказать поддержку в рамках существующего законодательства, – говорит она. – Проблемы детсадов, которые мы стараемся решить сейчас, связаны в первую очередь с финансированием. Программа «Балапан» была рассчитана на детей от трех до шести лет. Сейчас очень многие мамы стараются выйти из декрета, когда их детям еще нет трех лет. Возникает вопрос – куда девать малышей? Поэтому по всей стране есть большая потребность в яслях, а государственного финансирования на таких деток не предусмотрено. Второй вопрос – 5-6-летние дети, которые проходят подготовку в «нулевых» классах. Их образование тоже не финансируется государством. И третий вопрос – повышение заработной платы педагогам на обещанные Президентом 25 процентов. Не у всех частных образовательных учреждений есть такая возможность. На сегодняшний момент в соответствующие органы написали и отправили ряд писем. Думаю, постепенно мы сможем решить и эти проблемы.
Также есть проблемы и с кадрами, и с самой методикой дошкольного образования. В государственном стандарте дошкольного воспитания и обучения, принятом в 2012 году, строго определены занятия, их последовательность и продолжительность. Посетив каждый детский сад, можно увидеть, что как минимум половина помещения занята партами и стульями. Такой подход демонстрирует глубокое непонимание природы развития ребенка, его потребностей и возможностей. Дети развиваются через игру: через открытие нового путем экспериментов, самостоятельного изучения окружающего мира посредством игры. Казахстанские документы и стандарты в области дошкольного образования далеки от современной науки в этой сфере. Дошкольный период воспринимается не как самостоятельный этап развития ребенка, а исключительно как подготовка к школе. Большинство стран в мире отказались от типовых учебных планов (а во многих их никогда не было), поскольку стандартизация не отвечает индивидуальным потребностям детей. Однако в Казахстане руководство МОН не соглашается следовать международным стандартам и основываться на науке, предпочитая не вносить значимых изменений в привычную систему, которая позволяет контролировать педагогов и требовать отчеты за каждый день проведенных уроков.
Однако, по словам Натальи Валентиновны, частные образовательные учреждения должны стремиться изменить такую систему. Ведь конкуренция среди них растет, а значит нужно разрабатывать методы, которые будут привлекать новых воспитанников.
Знания – основа успешного бизнеса
Для открытия собственного бизнеса Наталья Валентиновна выбрала для себя ту сферу, в которой она лучше всего разбирается. Богатый профессиональный опыт очень пригодился при открытии одной из первых частных школ в городе «Мансап». И если к частным детским садам люди как-то быстро привыкли, то к открытию частных школ большинство относились с большой долей скепсиса. Однако бизнес-партнеры, с которыми эта школа открывалась, были настроены решительно, и помимо опыта, имели еще и необходимые знания.
В 2017 году Н. Мишукова прошла курс обучения по программе «Бастау» и стала бизнес-тренером данной программы. Она работала в Шиелийском и Сырдарьинском районах, затем в областном центре. В год было по шесть-семь потоков слушателей. В общей сложности основам ведения бизнеса было обучено около четырех тысяч человек. Процентов 35 слушателей сумели добиться успеха в предпринимательской деятельности. В числе успешных есть владельцы кафе, медицинских клиник, салонов красоты и других объектов малого и среднего бизнеса. В процессе преподавания вопрос построения успешной предпринимательской деятельности был изучен более углубленно, приобретен необходимый опыт.
– Человек должен заниматься тем, что ему по душе и лучше всего удается, – считает наша собеседница. – Тогда больше шансов добиться успеха, да и приятнее заниматься любимым делом, чем просто прибыльным. На сегодняшний момент школа «Мансап» – это мой бизнес, совладелицей которого я являюсь. В данное время наша школа единственная, которая имеет все три лицензии для обучения в начальном, среднем и старшем звене. То есть, здесь дети могут учиться с нулевого до выпускного классов. Я директор одного из филиалов данной школы, поэтому вплотную сама занимаюсь всеми тонкостями организации образовательного процесса.
Наталью Валентиновну сейчас очень волнуют вопросы образования и воспитания детей нашей страны, ведь это поколение будет управлять государством в будущем, а от того, как оно будет это делать, будет зависеть и наша старость.
Как отмечает Н. Мишукова, частные школы, работающие при поддержке государства, – это довольно перспективный вид предпринимательской деятельности при условии, что этим занимаются профессионалы, либо же бизнесмены нанимают квалифицированных специалистов для успешной работы образовательного учреждения.
К тому же, каждой частной школе необходимо занять свою нишу, найти свою «изюминку», разработать свою стратегию, чтобы стать привлекательными для родителей и новых учеников. Пока же все подобные школы предлагают стандартный пакет услуг.
По мнению Натальи Валентиновны, самое главное в образовании в любом звене – это научить ребенка любить учиться, тогда процесс самообразования будет запущен, ребенок будет самостоятельно искать дополнительные знания, заниматься саморазвитием и самообразованием, и тогда получится вырастить поколение разносторонне развитых личностей – отлично образованных и хорошо воспитанных. И сейчас задача всех учреждений образования вносить свой вклад в построение новой модели образовательного процесса.
– Не ошибается тот, кто ничего не делает, но ведь и под лежачий камень вода не течет, – говорит наша собеседница. – Трудности всегда были, и никто не может гарантировать, что их когда-нибудь не станет. А процесс образования он довольно живой, чтобы загонять его в какие-то жесткие рамки. Думаю, каждая частная школа, которая сможет устоять в конкуренции, сумеет выработать свою стратегию, элементы которой помогут усовершенствовать всю систему образования в целом.
Инна БЕКЕЕВА