В 2021 году в нашу страну зашли сразу три мировых вуза: Университет Аризоны, Государственный университет Аризоны и Университет Де Монфорт
У всех трех — разные стратегии: в двух случаях это партнерство с действующими казахстанскими университетами, в третьем – открытие с нуля казахстанского филиала.
Университет Аризоны (государственный вуз), входит в топ-40 сильнейших государственных вузов США
Многие задались вопросом, зачем ведущим зарубежным вузам понадобилось открываться в нашем регионе?
Посмотрим на картину глобально. Последние 20 лет образование в мире переживает скачок глобализации, масштабы которого еще никто толком не оценил. Этот процесс обгоняет даже экономическую интеграцию. Одной из форм глобализации в высшем образовании является представленность или открытие в других странах филиалов, как правило, известных университетов, называемых «кампус» или «бранч-кампус» (IBC – international branch campus).
Кроме «бранч-кампусов» существуют иные форматы сотрудничества: совместные и двойные дипломы, партнерские программы, франчайзинговые соглашения.
Мировая статистика на 2020 год насчитала более 300 таких «кампусов», открытых по всему миру. Отчет международной организации World Education Services «Транснациональное образование и глобализация» показывает, что основным «реципиентом» международных филиалов топ-университетов являются Юго-Восточная Азия и Ближний Восток.
И это вполне логично. Открытие кампусов является достаточно дорогостоящим проектом для страны-реципиента, так как подразумевает высокую ответственность и стандарты качества от вуза-экспортера. Чем выше рейтинг вуза, тем сложнее и дороже стоит открытие кампуса в другой стране.
Так, только на строительство кампуса Университета Нью-Йорк в Абу-Даби было потрачено порядка $1 млрд. Поэтому в топе стран-получателей находятся те страны, которые могут себе позволить крупные инвестиции. В современном мире делается акцент на развитие экономики знаний, без «трансфера университетских технологий» не обойтись.
Основным поставщиком «кампусов» является традиционные лидеры всех мировых рейтингов: вузы США и Великобритании. Отчет также показывает, что в топ-5 находятся такие страны, как Франция, Россия и Австралия, чьи вузы также высоко котируются в университетских рейтингах.
Отсюда вывод: появление представителей ведущих университетов является логичным. В своем докладе 11 января глава государства Касым-Жомарт Токаев поставил задачу к 2025 году открыть в нашей стране не менее 5 филиалов авторитетных зарубежных университетов. Соответствующая задача также предусмотрена в национальном проекте «Качественное образование «Образованная нация» на 2021-2025 годы.
Такие решения своевременны. Все вузы, включая лидирующие, сегодня испытывают большие затруднения, вызванные последствиями пандемии. Сниженная мобильность студентов и ограничения в получении студенческих виз повлияли на то, что многие вузы не смогли заполнить свои кампусы и недосчитались привычных доходов.
События 2020 года подчеркнули важность стратегии развития физического присутствия вузов в разных точках мира. Это позволяет вузам-лидерам быть выше любых форс-мажорных ограничений и набирать студентов на месте. К примеру, сеть глобального кампуса Университета Аризоны имеет более 10 мини-кампусов по всему миру.
Единственным азиатским регионом, где зарубежные вузы представлены слабо, является Центральная Азия. При этом в Узбекистане уже открыты три филиала зарубежных университетов. И, исходя из новостных сообщений, это число в ближайшие годы может удвоиться.
Средняя стоимость обучения в ташкентском филиале Вебстерского Университета (501-600 место в рейтинге Times Higher Education) по программе бакалавриата составляет $3500 в год, а в магистратуре — до $4200 за аналогичный период.
Другим немаловажным фактором является диверсификация международных точек притяжения. Появляются новые финансовые центры — Шанхай, Дубай, Гонконг или Сингапур. Эти города нуждаются в большом количестве соответствующих специалистов.
Все это требует адаптации мировых знаний к местной среде и специфике. Как заметил один международный обозреватель, «для многих учащихся наличие степени, соответствующей местным условиям, и степени США будет особенно сильным дифференциатором на рынке труда, возможно, даже в большей степени, чем просто степень в США».
Программу «Болашак» трансформируют
В чем же интерес создания кампусов в нашей стране для государства, будущих работодателей и самого иностранного вуза?
Во-первых, 25 лет реализации программы «Болашак» показали, что диплом зарубежного вуза, сочетающийся со знанием английского языка, — это входной билет в успешное трудоустройство и социальные сообщества. По сути, такой диплом уже становится must have в условиях конкуренции на казахстанском рынке труда. Есть спрос и востребованность.
Во-вторых, растет спрос на качественное высшее образование. Об этом свидетельствует появление частных университетов с высокими академическими стандартами, которые пользуются популярностью, несмотря на высокую стоимость обучения. В таких условиях высшее образование зарубежного университета, при местной локализации, является интересным предложением при доступной стоимости.
В-третьих, большинство казахстанских вузов пока ориентируются на страновое превосходство, тогда как талантливая молодежь хочет учиться в вузах, ставящих гораздо более амбициозные цели.
В-четвертых, наличие в качестве партнера известного в мире университетского бренда позволит ряду наших университетов вырваться вперед в вопросах конкуренции за талантливых студентов и другие ресурсы рынка.
Конечно, это далеко не все причины и факторы, их перечисление можно продолжать и продолжать.
Половина казахстанцев не способна критически оценивать и анализировать прочтенную информацию
Но уже исходя из этого, можно предположить, что в ближайшее время нашу систему высшего образования ожидает наплыв международных предложений. Возможно, какое-то время будет сложно разобраться в вопросах качества такого образования, ведь наряду с передовыми вузами могут появиться и далеко не лучшие. Для студентов всегда будут риски заплатить за бренд, не имеющий высокого международного качества. Поэтому есть несколько советов, которые могут помочь.
- Научиться пользоваться данными международных рейтингов. К примеру, рейтинг Times Higher Education ранжирует более 5000 вузов по всему миру и имеет самые высокие требования к университетам. При этом институциональный рейтинг может сильно отличаться от рейтинга той или иной программы. То есть вуз может, условно, быть на 30 месте, но программа, на которую вы поступаете, быть далеко за сотней, и наоборот.
- Глубоко изучать веб-сайты университетов, смотреть, насколько широк каталог образовательных программ, смотреть, какие научные программы реализуются.
- Изучать список профессоров, которые предлагают свои курсы в рамках образовательных программ. Как правило, продвинутые студенты поступают не просто в хороший университет, а стремятся попасть на курс наиболее известных профессоров.
- Проверять наличие университетской аккредитации, кем она была выдана и на какой срок. Она может быть как зарубежной, так и национальной.
- Если поступаете в кампус вуза в другой стране, проверять, является ли кампус действительно филиалом зарубежного вуза, либо компания приобрела просто франшизу на его представительство. В кампусе образование чаще всего бывает выше качеством.
- Уточнять, какой именно диплом будет получен в результате окончания вуза, какую силу он будет иметь и где он будет признаваться. Если диплом зарубежного вуза, то узнать — будет ли данный диплом иметь силу в стране на родине университета.
Удачи всем будущим студентам!
Ерлан Шуланов, ректор Kozybayev University