Всегда с добрыми чувствами вспоминаю и школу, и педагогов, которые обучали нас в 50-60-е годы прошлого столетия. Кажется, не было среди них никого, кто не любил бы свою профессию и детей, не отдавал себя целиком работе. На днях, когда казахстанцы отмечали День учителя, я еще раз с теплотой вспомнил о воспитателях и первых наставниках в нашей жизни, кто наряду с родителями стоял у истоков формирования подрастающего поколения как личности.
Сегодня мне бы хотелось повести разговор о Уали Торалиеве, посвятившем всю свою жизнь делу воспитания подрастающего поколения, видел в них тех, кто со временем возьмет на себя ответственность за судьбу страны.
В первый раз увидел его в январе 1961 года около его дома по улице Малькова. Мы со старшим братом Аралбаем после просмотра фильма «Балтийское небо» в зимнем кинотеатре «Октябрь» шли в сторону железнодорожного вокзала и поздоровались с тремя взрослыми мужчинами, которых хорошо знал мой брат. Одним из них и был Уали Торалиевич. Позже выяснил, что все они были партийными работниками и жили в одном доме.
Во второй раз видел У. Торалиева у себя в школе в октябре 1968 года на торжественном собрании, посвященном 50-летию комсомола. Помимо него, на собрании были гостями второй секретарь обкома комсомола Болат Каргабаев и секретарь горкома комсомола Дарига Дильманова. Пригласил их на собрание наш директор, ветеран Великой Отечественной войны Али Рысдавлетов, к мнению которого прислушивались многие руководящие кадры областного центра.
Третья наша встреча с Уали Торалиевичем произошла в марте 1975 года после окончания мною вуза в доме по улице Байсеитовой, 86. Дело в том, что с недавних пор семьи моего брата и Торалиева заселились в новый дом и оказались соседями. И здесь мои отношения с ним стали более доверительными и близкими. Позже, работая уже в Кызылординском политехникуме на комсомольской и партийной работе, мы встречались с ним не раз, чаще, конечно, по работе.
Родился Уали Торалиевич 15 ноября 1920 года в ауле Караозек Кармакчинского района в семье простых крестьян Торали и Назиры Есенамановых. С детства мальчик поставил себе цель получить хорошее образование. Окончил казахскую семилетнюю школу, где в те годы обучение велось на латинице, затем Актюбинский учительский институт и Кызылординский педагогический институт им. Н.В.Гоголя, получил диплом учителя. С тех пор вся его жизнь была целиком и полностью посвящена воспитанию образованных людей в Приаралье.
Свою трудовую деятельность он начал в 1938-1940 годы с работы учителя в рамках кампании по ликвидации неграмотности среди взрослого населения Кармакчинского района. В последующие годы заведовал учебной частью, был директором школы №26 в поселке Жосалы. В 1945-1961 годах работал на ответственных должностях Кызылординского обкома партии, 10 лет был заведующим школьным отделом обкома. В 1961-1963 годах был первым секретарем Казалинского райкома партии, председателем райисполкома. Начиная с 1963 года до выхода на заслуженный отдых в 1983 году, возглавлял областной отдел образования.
По архивным данным, в 1939 году около пятой части населения региона в возрасте от 9 до 49 лет было неграмотным, а среди женщин – около одной трети. Как говорилось выше, У. Торалиев начал работать учителем в годы ликвидации неграмотности. Заведовал учебной частью, был директором школы, а в последующие годы внес свой вклад в дело перехода от всеобщего начального образования к всеобщему семилетнему, восьмилетнему, а в 70-е годы – к всеобщему среднему образованию. К этому времени практически все население области было грамотным. Незначительный процент составляли люди, которые по разным причинам не были втянуты в образовательный процесс.
Все свои силы и энергию на протяжении трех десятилетий Уали Торалиевич отдавал реализации государственной программы Всеобуча в низовьях Сырдарьи, чтобы сделать жителей региона грамотными и привлекательными во всех отношениях. Возглавляя сферу народного образования в обкоме партии и областном исполнительном комитете, первостепенное внимание уделял подготовке учительских кадров, воспитанию руководителей учебных заведений.
Ежегодно Министерством просвещения Казахстана выделялись специальные квоты для Кызылординской области по подготовке учителей для отдаленных населенных пунктов в Кызылординском педагогическом институте, педагогическом училище им.
М. Маметовой, других вузах и средних специальных учебных заведениях республики.
У. Торалиев тщательно и скрупулезно подходил к формированию руководства школ, заведующих городским и районными отделами образования. В большинстве своем это были закаленные жизнью люди, которые имели достаточный практический опыт работы. Это были профессионалы и фанаты своего дела. Среди них было немало молодых кадров, перенявших затем эстафету у старшего поколения.
Педагогический актив области тех лет состоял из людей, посвятивших свою жизнь благородному делу обучения и воспитания подрастающего поколения. В области хорошо знали их имена. Это ветераны Великой Отечественной войны, директоры городских школ Али Рысдавлетов, Канапья Курманов, Касымбек Ибраев, Торебек Искаков, Нагима Ахмадеева, Семен Ким и многие другие. Среди сподвижников по работе особо хотелось бы отметить его заместителей и коллег по работе в областном, городском и районных отделах образования. Это Сагат Боханов, Сейткасым Жунусов, Сабит Мадибеков, Тарбие Сарабекова, Куляй Ермагамбетова, Кенжалы Атабаев, Кожан Нурпеисов и другие, которые пользовались большим уважением и доверием У. Торалиева.
Население области тогда хорошо знало руководителей региональных отделов образования. Все они начинали с должности рядового учителя, прошли соответствующую закалку в школах и выросли до должности руководителей районных подразделений. Это были профессионалы своего дела – Ибейсин Исаев из Аральского, Абжали Айбосынов из Казалинского, Турсын Мешитбаев из Кармакчинского, Зияда Ижанов из Жалагашского, Исмаил Бекишев из Теренозекского, Кулшара Рахметова из Сырдарьинского, Жагыпар Зермухамедов из Шиелийского и Анарбек Асанов из Жанакорганского районов.
Руководитель отдела образования не боялся выдвигать на руководящую работу и молодые кадры, которые смело показывали себя в деле. В 26 лет стала директором школы №112 Инна Воробьева, которая до этого проработала в этой школе учительницей математики и заведующей учебной частью. Энергичного и инициативного педагога заметили, поставили в резерв кадров, и она сменила на этом посту кавалера ордена Ленина, почетного гражданина Кызылорды, отличника просвещения СССР Нагиму Ахмадееву. Аналогичная судьба ждала и молодого учителя истории школы №4, которая состояла в резерве кадров на выдвижение. Вот как вспоминает об этом ветеран образования, отличник просвещения Казахстана Мара Перзадаева: «В 1973 году меня, молодого коммуниста, рядового учителя истории средней школы №4, по рекомендации Кызылординского обкома партии выдвинули на должность директора этой школы. Со мной проводил собеседование заведующий областным отделом образования Уали Торалиев. И его первый вопрос был следующий: «Сколько Вам лет?». Я ответила: «Двадцать восемь».
На что Уали Торалиевич заметил: «Смелый Вы человек! Такую ношу на себя взваливаете. Но, как говорится, смелость города берет! Вы принимаете из рук Касымбека Ибраева, авторитетного человека земли Сыра, эстафету директора школы, и Ваша ответственность многократно возрастает. Вы должны не только сохранить, но и приумножить дело, начатое Касымбеком Ибраевичем. Я верю Вам и полагаю, что Вы достойно справитесь с поставленной перед Вами задачей!».
В ходе беседы заведующий областным отделом образования остановился на конкретных задачах, стоящих перед школой, дал ряд советов и рекомендаций и пожелал молодому директору успехов. Как вспоминает М. Перзадаева, это был человек с творческой жилкой, который с подчиненными и рядовыми педагогами говорил на равных, интересовался их проблемами, был тактичен. Заседания в областном отделе образования проходили по-деловому, без окриков, руководитель областного масштаба часто посещал школы, беседовал с учителями, стараясь вникнуть в суть каждой проблемы.
Большое внимание У.Т. Торалиев в своей работе уделял укреплению материально-технической базы системы образования. Поднимал эти вопросы на партийных конференциях, пленумах обкома партии и сессиях областного совета народных депутатов, добивался включения объектов образования в планы социально-экономического развития области. Причем эта работа велась постоянно.
Ежегодно в регионе вводилось немало школ, детских дошкольных учреждений. Так, в 1981-1985 годы было введено 23 школы почти на 15 тысяч ученических мест, а также дошкольных учреждений на 4465 мест. Все это позволило заметно увеличить количество школ и детских дошкольных учреждений. И если в 1960 учебном году в школах области учились 67,2 тысячи детей, то к 1985 году – 162,9 тысячи учащихся За четверть века наблюдался рост в 2,4 раза, а число постоянных мест в детских дошкольных учреждениях за этот период соответственно выросло с 4,5 тысячи до 44 тысяч. С 1960 по 1980 годы количество мест в пионерских лагерях увеличилось в 3 раза и достигло к 1980 году 8,3 тысячи мест. Ежегодно в них отдыхала пятая часть учащихся школ.
У. Торалиев, выросший в семье крестьянина, хорошо знал все проблемы сельчан, связанные с обучением детей, и всегда шел навстречу пожеланиям и запросам жителей. В середине 70-х годов совхоз «Кармакчинский» на базе бывшей базы воинского подразделения методом асара построил жилье для животноводов, кошары, медсанчасть, взлетно-посадочную площадку для самолетов АН-2. Была также открыта овцеводческая ферма «Тышқантам», которая располагалась на расстоянии 250 км. от центральной усадьбы. На ферме жило в тот период около 300 человек, что вызвало необходимость открыть здесь восьмилетнюю школу для детей животноводов. Естественно, школа была малокомплектной, но заведующий облотделом образования У. Торалиев нашел возможность изыскать средства и оборудование, чтобы обеспечить обучение детей чабанов рядом с их родителями. Более того, отправил на торжественное открытие этой школы своего заместителя Сейткасыма Жунусова и заведующего районным отделом Тилемурата Науанова.
Ветеран труда, бывший руководитель этого хозяйства Исагали Жумагулов, педагог по специальности, начинавший свою трудовую деятельность учителем в этом же совхозе, отмечал, что Уали Торалиевич знал учебный и воспитательный процесс школ отдаленных населенных пунктов не понаслышке, а досконально, изнутри. Аксакал считал, что не зря в народе Уали Торалиева называли Академиком просвещения земли Сыра.
Приоритетом в своей работе У. Торалиев считал коренное улучшение учебно-воспитательного процесса, овладение учащимися такими знаниями, которые позволят ему в дальнейшем определить свою судьбу, сделать правильный выбор на ближайшие годы.
Именно в эти годы начала внедряться кабинетная система обучения школьников, что позволяло им в полном объеме осваивать и закреплять знания, предоставленные педагогами на уроках. Позитивную оценку в республике получили кабинеты общей и аналитической химии, оборудованные в школе №5 города Кызылорды энтузиастом и фанатом своей профессии, отличником просвещения СССР Исааком Дурлештером. Благодаря полученным знаниям и практическим навыкам ученики этой школы постоянно занимали призовые места на республиканских олимпиадах по химии.
Принимались меры по повышению квалификации учителей, которые регулярно проходили переподготовку и аттестацию на соответствие занимаемой должности, перенимали опыт передовых учителей. На постоянной основе разрабатывались методические советы и рекомендации для педагогов. Закреплялись наставники из числа опытных педагогов, осуществлялся систематический контроль за поурочными планами учителей, проводились открытые уроки опытных и начинающих преподавателей, по их итогам вырабатывались определенные рекомендации и выводы, что способствовало повышению их педагогического мастерства.
Свидетельством тому является участие учащихся школ области в региональных, республиканских и международных олимпиадах по предметам. Один из победителей таких олимпиад Иосиф Пинелис из школы №2 в 1967 году был зачислен в Новосибирскую физико-математическую школу, окончил университет в Академгородке, а сейчас является профессором математики Мичиганского технологического университета, который входит в число сильнейших университетов мира. Надо сказать, в 1964-1966 годы мы часто были с ним соперниками на областных и городских олимпиадах по математике.
Большое внимание в эти годы уделялось трудовому воспитанию школьников, их политехническому и аграрному обучению. Каждая школа имела свои столярную и слесарную мастерские, свой приусадебный участок, велись занятия по домоводству и машиноведению, формировались ученические производственные бригады для выращивания сельхозкультур и животных. Многие выпускники школ к концу учебного года уже владели навыками работы на сельскохозяйственной технике, автомобилях. Им, наряду с аттестатами об окончании средней школы, выдавались свидетельства на вождение тракторов, комбайнов и автомашин, в учебных мастерских и кабинетах домоводства они приобретали первоначальные азы работы с токарными, фрезерными и столярными станками, швейными машинами, а также кухонной утварью.
Немалую роль в профориентационной работе, выборе будущей специальности и трудовом воспитании учащихся оказывали и шефствующие предприятия. Старшеклассники школ области, как правило, участвовали в сельскохозяйственных работах, помогали хозяйствам и шефствующим предприятиям в выполнении планов, что способствовало развитию инициативы и трудовых навыков подростков.
В 60-70-е годы прошлого столетия уделялось огромное внимание досугу школьников, вовлечению их в занятия физкультурой и массовым спортом, художественной самодеятельностью, различные кружки по увлечениям. Популярными стали турниры «Кожаный мяч», «Золотая шайба», игра «Зарница». Команда женской баскетбольной сборной школьников области стала чемпионом XII Всеказахстанской спартакиады школьников. Это была первая в истории Кызылординской области команда по игровым видам спорта, которая достигла такого успеха. В баскетбольной команде играли Татьяна Артемова, Баян Бабаева, Людмила Егай и другие. Все они сейчас на заслуженном отдыхе, большинство из них в свое время работали педагогами.
Не было предела радости школьной детворы, когда дворовая команда «Радуга» из Кызылорды под руководством тренера Валерия Баляхина стала победителем республиканского турнира «Кожаный мяч». В середине 60-х годов благодаря подвижнической деятельности и энтузиазму заслуженного тренера Республики Казахстан Валентина Ли начался своеобразный бум среди учащейся молодежи – каждый стремился попасть в спортивную школу по велоспорту. 2 октября 1967 года на Кубке Казахстана в Алматы школьники Раис Бадретдинов и Вячеслав Рыбакин выполнили нормативы мастеров спорта СССР. Это были первые мастера спорта по велоспорту на земле Сыра.
В 1972-1973 годы Александр Полухин становится чемпионом Всесоюзной спартакиады школьников и первых молодежных Игр СССР, а позже принимает участие в международных соревнованиях. В 1981 году Цветлана Шалгимбаева становится победительницей первенства СССР среди школьниц.
На школьной сцене впервые засверкал талант нашего земляка, заслуженного деятеля искусств Батырхана Шукенова. Будущее солиста и композитора, искусство которого покорит в последующем сердца многих и многих людей нашей планеты, начиналось с вокально-инструментального ансамбля школы №233. С трудом удавалось детям записаться и попасть в детский ансамбль «Балдырған» при Кызылординском дворце школьников, который профессионально выступал на театральных подмостках страны и пользовался большой популярностью не только у жителей области, но и за её пределами.
Уали Торалиевич, как вспоминают его подчиненные, всегда подчеркивал, что нельзя быть хорошим учителем, не вкладывая в ученика частицу своей души. Только так можно будет сформировать грамотную и гармонично развитую личность. Поэтому всегда стремился поддержать педагогов, преданных своей профессии, ищущих неординарные подходы в учебно-воспитательном процессе, фанатов своего дела. За годы руководства областным отделом народного образования немалое количество педагогов Приаралья были удостоены звания «Отличник просвещения СССР», «Отличник просвещения Казахстана».
Среди них и учительница химии средней школы №2 Лотта Данилова, кавалер орденов «Октябрьской революции» и «Знак Почета», которой в настоящее время за 90 лет. Она была делегатом Всесоюзного съезда учителей в 1978 году и с большой теплотой отзывается о днях, проведенных в Москве, рядом с Уали Торалиевичем. Она отметила его интеллигентность, открытость и неподдельную заинтересованность в делах рядовых учителей.
Большая армия педагогов Приаралья была представлена в местных выборных партийных и советских органах, Верховном Совете Казахстана, что в немалой степени отражало авторитет органов образования в обществе. Так, в эти годы депутатами Верховного Совета Казахской ССР избирались учитель русского языка Каракольской восьмилетней школы №113 Кармакчинского района Жупаркул Иманбаева, учитель химии средней школы №234 Казалинского района Айзада Ешмаханова и учитель математики средней школы №148 Шиелийского района Калияш Турсунова.
А Тарбие Сарабекова, работавшая несколько лет под началом Уали ага, на альтернативных выборах была избрана депутатом Верховного Совета Республики Казахстан XIII созыва. Она сейчас на заслуженном отдыхе, проживает в Алматы, и до сих пор считает своим учителем и наставником по жизни Уали Торалиевича, под непосредственным руководством которого трудилась около 15 лет.
Недавно председатель Кызылординского городского совета ветеранов Сайлаубай Абишев напомнил мне еще об одной удивительной черте Уакена – благородстве и добром сердце.
В середине 70-х годов в поселке Шиели проводился областной актив, в работе которого принимали участие и руководители областных ведомств. Среди них был и У. Торалиев, приехавший на это совещание на новом служебном автомобиле «Волга» последней модели. Все собравшиеся поздравляли Уакена с новой машиной. И вдруг проходивший мимо пацан, воспользовавшись тем, что водителя не оказалось на месте, вскочил за руль и резко двинулся с места. Стоявшие рядом с Уаке хозяева помчались вослед «Волги».
Понятно, что подросток, не справился с управлением, через несколько метров машина врезалась в столб. Передняя часть автомобиля пришла в негодность. Естественно, мальчугана поймали. И вот что сказал тогда Уали Торалиев заместителю начальника Шиелийской районной милиции Б. Бекмамбетову: «Не заводите уголовного дела на мальчика и его родителей. В том, что случилось виноваты, прежде всего, мы, взрослые, что не смогли донести до ребенка что такое хорошо и что такое плохо».
Как вспоминает живая легенда педагогики области Марк Захарович Подольский, в У. Торалиеве его всегда поражала манера ведения диалога с подчиненными и директорами школ. В нем не было манерности чиновника высокого ранга, говорил всегда тихо, в полтона. Никогда не оскорблял человека своим окриком или грубым словом. От него всегда шло тепло и позитивная аура. Это был интеллигентный и позитивный человек, творческая личность. Как говорит аксакал, к сожалению, таких настоящих педагогов, болеющих за будущее нашего общества, за уровень образованности подрастающего поколения, в системе образования все меньше и меньше.
Мне по роду своей деятельности приходилось не раз встречаться с Уали Торалиевичем. Это был добродушный и светлый человек. Был немногословен, но очень ценил слово, любил пошутить и поддеть своих коллег и ровесников острым словом. Отдельные его шутки нередко цитировались среди его близких и друзей, среди которых были Идрис Калиев, Нурдильда Уалиев, Смагул Искаков, Абдраш Искендиров и другие.
Хотел бы отметить отличительную черту характера Уали Торалиевича как должностного лица. Он никогда не любил засиживаться в кабинете, часто бывал в школах, на заседаниях педагогических советов учебных заведений, из первых уст узнавал возникающие проблемы и узкие места в сфере образования и, исходя из чего, принимал решения. Помимо этого, был одним из активных участников «единых политдней», проводившихся ежемесячно в третью пятницу. Выезжал в регионы и встречался не только с работниками учебных заведений, но и с другими коллективами и населением, вел прием граждан на местах, что позволяло ему лучше узнавать чаяния и запросы людей. В этом плане был примером для некоторых других областных руководителей, которые стремились всеми правдами и неправдами увильнуть от этого мероприятия.
У этого человека был неконфликтный характер. Все возникающие вопросы и проблемы пытался решить дипломатично, без всяких демаршей и грозных речей. И это ему хорошо удавалось. Он работал под руководством таких руководителей области, как М. Иксанов, Х. Бектурганов, И. Абдукаримов, Т. Есетов, министров просвещения Казахской ССР А. Шарипов, К. Айманов, Б. Бультириков и К. Балахметов. И никогда с их стороны не было каких-либо серьезных нареканий в его адрес по вопросам образования, соблюдения этических норм партийца и должностного лица. Они всегда поддерживали все начинания руководителя образования области, между ними были налажены деловые подходы в работе.
Нередко после работы в вечернее время можно было видеть его беседующим во дворе с участниками Великой Отечественной войны Исатаем Абдукаримовым, Борибаем Кульмановым, Гафуром Мухамеджановым другими соседями. Как правило, эти посиделки и прогулка вдоль канала «Сарқырама» проходили после просмотра ими телевизионной программы «Время».
В один из вечеров в беседе со мной У. Торалиев сказал мне буквально следующее: «Адамды адам ететін екі ұя бар. Бірі – отбасы, ата-ана, екіншісі – мектеп, ұстаз», что дословно переводится как: «Человека формируют две ячейки. Одна – семья, родители, другая – школа, учителя». Привел немало примеров по этому поводу, когда школу незаслуженно обвиняют по тому или иному поводу, навязывая ей порой несвойственные функции, а родители остаются при этом в стороне, не неся никакой ответственности за плоды своего воспитания.
И эти слова Уали Торалиевича были не просто призывом, он и сам стремился на деле претворить их в жизнь. Воспитал вместе с супругой Запия апай пятерых детей, которые достойно продолжают дела своих родителей, служа своему Отечеству в различных сферах жизни. Двое из них, как и их отец и мать, стали педагогами и посвятили себя обучению и воспитанию школьников и студентов. Все эти годы Запия апай, к слову, работавшая учителем математики средней школы №171, была надежным тылом и опорой своему супругу.
За добросовестный и самоотверженный труд У. Торалиев был награжден двумя орденами Трудового Красного Знамени, орденом «Знак почета», медалями. Удостоен звания «Отличник просвещения Казахстана», «Отличник просвещения СССР».
Было бы правильно воспринято общественностью области, если бы в Приаралье по достоинству оценили вклад У. Торалиева в духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения и присвоили его имя одной из школ области. Это возвысило бы статус учителей земли Сыра в глазах общественности и отвечало бы духу действующего Закона РК «О статусе педагога».
Кенес Махамбетов, Нур-Султан