Наступила ли новая реальность в сфере образования и какие факторы этому способствовали? Какие направления и приоритеты должны быть в современном образовательном процессе в период пандемии?
Ответы на эти и другие актуальные вопросы сферы образования были рассмотрены и обсуждены на онлайн-конференции в Назарбаев Интеллектуальной школе (Нур-Султан). К мероприятию подключились более тысячи учителей из всех регионов страны.
Открывая онлайн-конференцию, председатель правления автономной организации образования «Назарбаев Интеллектуальные школы» Куляш Шамшидинова, в частности, процитировала слова американского футуролога Элвина Тоффлера: «Безграмотными в XXI веке будут не те, кто не умеет читать и писать, а те, кто не умеет учиться, разучиваться и переучиваться».
– Действительно, сегодня новые технологии меняют образовательные потребности, а будущее формируется через устойчивость к потрясениям и неопределенностям. Образование проходит через цифровую трансформацию, которая предполагает развитие цифровой инфраструктуры образования и соответствующих учебно-методических материалов, инструментов и сервисов, включая цифровое оценивание, а также разработку и распространение новых моделей в организации учебной работы, – отметила К. Шамшидинова.
Необходимо отметить активность зарубежных участников «круглого стола». К примеру, из Англии к онлайн-конференции НИШ подключился один из авторитетных учёных в области образования, эксперт по счастью и благополучию детей Энди Коуп. Он призвал коллег к революции:
– Но это не радикальная революция – я не призываю вас идти маршем в парламент и требовать перемен. Я призываю к тихой – революции счастья и благополучия. Для того, чтобы ее провести, мне нужно доказать, что нынешнее образование требует изменений. ⠀
О миссии учителя в текущую «эпоху турбулентности» свое мнение высказала заместитель председателя правления автономной организации образования «Назарбаев Интеллектуальные школы» Светлана Испусинова. Она, в частности, согласилась с мнением американского профессора Эндрю Харгривза, который отметил, что одним из главных уроков пандемии стало то, насколько быстро учителя смогли адаптироваться к изменениям и перестроить свою практику. Специалисты убедились, что традиционные школы нам будут нужны всегда, а учитель при любой трансформации его роли – останется незаменимым.
Казахстанскую коллегу поддержал известный ученый из Литвы, эксперт Европейского Банка реконструкции и развития Дарюс Радкявичюс, проанализировавший вопрос – что теряет ученик при дистанционном обучении? По его мнению, школьник лишается живого контакта глазами, следовательно, и воздействия магического авторитета учителя. Ведь на самом деле – то, что говорит отец, – спорно, а то, что учитель, – чистая правда. А еще ученик теряет самое главное – радость познания в групповой работе. В свою очередь, в проигрыше и учитель, который лишен дидактического воодушевления из-за отсутствия возможности видеть горящие глаза детей.
Особый интерес педагогов вызвали выступления ряда коллег из обычных средних школ. Они, в первую очередь, делилась личным опытом: как не потерять желание детей учиться, создавать обратную связь и мотивировать учеников в ситуации эмоционального выгорания и неуверенности. Новой темой для многих педагогов стало создание дружественной и безопасной среды для детей, один из главных трендов в мировом образовании. ⠀Конференция стала успешным уроком для тысячи учителей Интеллектуальных и общеобразовательных школ, подключившихся к профессиональному разговору. Большинство педагогов работает в средних школах, которые объединяют с Интеллектуальными различные партнерские проекты.
Обсуждая актуальные вопросы образования в новой реальности, своими мнениями поделились и представители Назарбаев Интеллектуальной школы химико-биологического направления Кызылорды. В частности, учитель математики Мухтар Талгатулы высказался об особенностях дистанционного обучения. Он рассказал о том, какие электронные средства и программы используются для обмена информацией и особо подчеркнул, что большая ответственность за продуктивность работы лежит на самих учениках.
– В школе мы используем программу «MS Teams», которая применяется как индивидуально, так и корпоративно. В школе у каждого учителя и ученика для входа в систему – отдельный логин и пароль. Преимущество программы в том, что каждый пользователь может создать отдельную группу, а учителя открыли команду для класса, в котором они преподают. Внутри команды есть возможность обмениваться мнениями, совершать видеозвонки, показывать экран, транслировать, давать задания студентам, открывать общую папку и изменять ее одновременно, а также создавать тесты и просматривать достижения студентов.
В этой программе мы используем приложение «One Note», чтобы объяснить студентам уроки. Его преимущество в том, что писать на экране одновременно может любой человек, мы показываем учащимся материал в виде слайдов и через это приложение пишем отзывы о домашнем задании.
А тесты проводим в приложении «MS Forms»: оно позволяет вводить математические формулы и изображения, а результат теста мы можем контролировать извне. В этом приложении мы сохраняем наши уроки в качестве видео для тех учеников, которые по разным причинам не смогли подключиться к занятиям. Кроме того, эти видеоуроки будут собраны в одном месте и их можно транслировать через приложение MS Stream посредством специального канала, допустим, как Youtube. В рамках программы вы можете связать необходимые онлайн-платформы, такие как Kahoot, Quizizz, Surveymonkey. Вообще, я уже не представляю себе дистанционное обучение без программы «MS Teams», где преподаватели проводят как совместное планирование, так и дополнительные встречи, а также элективные курсы и кружки для студентов.
Как добавил Мухтар Талгатулы, у каждой программы есть свое направление. Для разнообразия методов обучения дополнительно применяются новые программы и онлайн-платформы. Например, во время урока для использования графического планшета ученики обращаются к «PDF Annotator» и «Class Notebook». А для организации самооценки студентов в школе пользуются программой «Ispring Suite» и сайтами «formdesigner.ru», «onlinetestpad.com» и «learningapps.org».
Как сообщила учитель английского языка Камилла Клышбекова, пандемия заставила перейти на новый формат обучения, а чтобы максимально эффективно организовать онлайн-обучение, пришлось в максимально сжатые сроки обновлять методику преподавания.
– При традиционном формате при изучении новых тем (на языковых предметах) в большинстве своем использовались всем давно знакомые методы, учебники, бумажные печатные материалы, а онлайн-платформы и приложения больше применялись при закреплении материала и дополнительной работе, – отметила К.Клышбекова. – В новых реалиях нужно было весь образовательный процесс перенести в онлайн-форму. Начали активно использовать бывшие онлайн-ресурсы и программы и искать новые способы, которые бы соответствовали формату и содержанию образовательной программы. Сообща у нас получилось быстро адаптироваться.
Основная проблема нынешних условий – отсутствие живого общения между учащимися и учителем. Типичное для любого урока общение способствует формированию социальных навыков у учеников. Они, ввиду повышенной потребности в общении, свойственной подросткам, больше других страдают от вынужденной изоляции.
К.Клышбекова в качестве руководителя школьного клуба «TED Ed» организовала онлайн-встречи с учителями и учениками школ из других стран. Такие телемосты позволили ребятам путешествовать, не выходя из дома и не нарушая карантинные меры. На каждой встрече ребята узнавали новое о жизни своих сверстников из других стран, о том, как они справляются с трудностями в это непростое время и, конечно же, практиковали свои знания по английскому языку. В свою очередь, кызылординские школьники рассказали о Казахстане ребятам, в частности, из Италии, Индии, ОАЭ, США, Китая, Грузии, Южной Кореи, Судана, Вьетнама, Индонезии, о нашем городе, учебном заведении, традициях, образе жизни. Это был положительный опыт для всех. В планах – внедрение новых подобных идей в период дистанционного обучения.
Как отметила учитель английского языка Зауреш Манабаева, основой успеха оперативного перехода к онлайн-обучению и быстрой адаптации учителей и учащихся к новому формату стала их цифровая грамотность. Благодаря совместным усилиям всего педагогического состава каждый учитель вооружился важными инструментами для онлайн-обучения.
– Основная задача онлайн-образования – мотивация учащихся, развитие их желания самостоятельно регулировать свое обучение, – говорит Зауреш Манабаева. – Такие веб-ресурсы, как «flipgrid.com», «englishcentral.com», «learnis.ru», «wordwall.net», «answergarden.ch», «classtools.net» и «padlet.com», помогли организовать интересные и увлекательные онлайн-викторины и игры, создать свои видеоклипы и виртуальные карты для мозгового штурма, обмениваться идеями с одноклассниками и моментально получать обратную связь.
О том, что приложение Teams при онлайн-обучении становитсяф незаменимой платформой говорит и ученик 11 класса Назарбаев Интеллектуальной школы Кызылорды Кылышбай Назаров.
– Во время пандемии во всех странах образовательные организации начали искать эффективные методы дистанционного обучения, – говорит К.Назаров. – Наша школа приняла правильное решение в формировании учебной среды на офлайн-занятиях и организовала обучение по программе Teams. Сейчас это дает свои положительные результаты. Так, в общеобразовательных школах занятия по одному предмету проходят на двух и более платформах. Если вы выполняете задания через сеть Whatsapp, вы читаете тему и содержание урока, подключаясь к Zoom. А платформа Teams позволяет общаться с учителем, участвовать в учебном процессе вместе с другими учащимися, выполнять задания с использованием отдельных и групповых методов, одновременно обсуждая и анализируя их. Через Teams есть возможность взять и выполнить домашнюю работу. Также на этой платформе мы в прямом эфире общаемся со многими знаменитостями и вместе с родителями и учителями участвуем в интеллектуальных играх. Мы чувствуем, как будто сидим в одной аудитории, хотя между нами сотни километров. Такие вот новые реалии.
Добавим, что онлайн-конференция по вопросам обучения в период пандемии – первая из цикла мероприятий, посвященных стратегическим трендам в мировом образовании. Они запланированы в рамках юбилейного проекта НИШ, приуроченного к 180-летию просветителя-педагога Ибрая Алтынсарина.
Айдос АБСАТ