Как дети с аутизмом в Казахстане начали учиться в школах — «Кызылординские Вести»

Как дети с аутизмом в Казахстане начали учиться в школах

03.12.2022

319 0

Проблемами детей с аутизмом фонд «Болашақ» занимается с 2014 года. О том, какая работа была проведена в данном направлении за 8 лет, сообщает Zakon.kz.

В феврале 2011 года выпускники образовательной программы «Болашақ» создали корпоративный фонд «Болашақ» для реализации социальных проектов и развития благотворительности. В первые годы фонд проводил разовые благотворительные акции – ремонты помещений и строительство детских площадок в детских домах, закуп оборудования для специализированных реабилитационных и детских социальных учреждений, финансирование дорогостоящих операций за рубежом детям с трудноизлечимыми заболеваниями, республиканский художественный конкурс среди воспитанников детских домов, открытие студии звукозаписи для незрячих и слабовидящих, проведение адаптивных киносеансов для детей с аутизмом и другие.  

В 2014 году в фонд обратилась группа родителей детей с аутизмом, так как детские сады, развивающие центры, специализированные и обычные школы не принимали их детей. Число детей с расстройством аутистического спектра растет с каждым годом. По официальным данным, в Казахстане проживает 8796 детей с аутизмом, а по неофициальным данным международной организации «Autism Speaks», их более 35 тысяч. Изучив ситуацию в стране, стало понятно, что для обучения детей с аутизмом и другими ментальными нарушениями на тот момент у государства не было кадровых ресурсов. Ознакомившись с успешным опытом зарубежных стран, в том числе США и Израиля, где дети с аутизмом учатся в обычных школах в сопровождении поведенческих специалистов, которые корректировали их сложное поведение и успешно обучали их необходимым навыкам, в фонде стали думать над внедрением этого опыта в Казахстане. 

проблемы с аутизмом

Фото: фонд «Болашақ»

Так в 2015 году появился проект «Каждый ребенок достоин школы». Общество равных возможностей, доступ к качественному образованию, реализация прав особенных детей, развитие новых компетенций казахстанских специалистов, анализ и решение системных проблем в образовании стали основными идеями и задачами проекта.

Вначале фонд запустил пилотный проект – открыл кабинет поддержки инклюзии в школе-лицее №71 города Астаны. Кабинеты поддержки инклюзии – важная часть модели инклюзивного образования фонда «Болашақ» и продукт фонда. В них ученики получают помощь в соответствии со своими потребностями, одновременно посещая занятия в общеобразовательном классе. Кабинет поделен на 4 зоны: сенсорной разгрузки, индивидуальных занятий, групповых занятий и работы учителя. Каждая зона оснащена необходимым оборудованием и материалами. Поведенческие аналитики фонда обеспечивают методическое сопровождение кабинетов. Они разрабатывают индивидуальную программу развития, обучают работе по этой программе и ведут консультационную поддержку команды кабинета, которая состоит из учителя и педагогов-ассистентов. Сегодня при поддержке местных исполнительных органов фондом открыто 46 кабинетов поддержки инклюзии по всему Казахстану – возможность ходить в школу получили более 700 детей с аутизмом и другими особенностями развития. 66 школ по Казахстану работают под курацией специалистов фонда, создано 500 рабочих мест, более 3000 специалистов прошли обучение по основам прикладного анализа поведения

Читайте также: