Изучение казахского языка в российских школах Байконыра — «Кызылординские Вести»

Изучение казахского языка в российских школах Байконыра

03.11.2021

578 0

Вопрос изучения в российских школах Байконыра предметов «Казахский язык», «История Казахстана» и «Казахская литература» вынесен на повестку дня следующего, седьмого заседания Российско-Казахстанской межправительственной комиссии по комплексу «Байконур».

— Ввиду того, что в российских общеобразовательных учреждениях города Байконыра не изучаются предметы «История Казахстана», «Казахский язык» и «Казахская литература», акиматом Кызылординской области выдвинуто предложение об организации обучения этим дисциплинам школьников с гражданством Казахстана, посещающих российские средние школы города, — сообщил руководитель Кызылординского областного управления по организации деятельности представителя президента Казахстана на комплексе «Байконур» Жасулан Абатов.

Байконыр: почему казахстанцы отдают детей в российские школы

Он подчеркнул, изучение казахского языка и других перечисленных предметов необходимо в рамках политики по развитию государственного языка в Казахстане, для патриотического и духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения и для обеспечения равного доступа к получению государственных образовательных грантов в соответствии с законодательством Казахстана.

Поясним, в городе Байконыре, существующем в условиях аренды Российской Федерацией, есть школы казахстанские, а есть школы российские. Одни работают по казахстанским общеобразовательным стандартам, другие по стандартам, принятым для школ в Российской Федерации. При этом, в российские школы принимают не только детей с гражданством РФ, но и юных казахстанских граждан.

В казахстанских школах проверят знание казахского языка

Соответственно, если ребенок учится в российской школе, то он не изучает казахские язык, литературу и историю Казахстана, по этой причине в дальнейшем у него, в частности, могут возникнут проблемы со сдачей ЕНТ.

Уже более года казахстанская сторона пытается договориться с российской, чтобы для школьников с гражданством Казахстана эти предметы в российских школах ввели.

— Сейчас в городе Байконыре функционируют 12 школ, из которых пять казахстанских школ.  Все наши школы оснащены необходимым современным оборудованием для полноценного образовательного процесса. Педагогам, приехавшим в Байконыр из других регионов страны, выделены в качестве служебного жилья квартиры в новых жилых домах. И стоит отметить, что на сегодняшний день дефицита мест в казахстанских школах нет. При этом в казахстанских школах есть классы с русским языком обучения, и с казахским, — уточнил Абатов.


Немного статистики: по российской общеобразовательной программе в семи учреждениях среднего образования в Байконыре обучаются четыре тысячи школьников, из них 1 613 — граждане Казахстана, в школах, осуществляющих образовательную деятельность по казахстанской общеобразовательной программе, — 5 425 учащихся.


К слову, вопрос изучения в российских школах космического городка казахского языка уже обсуждался на довольно высоком уровне. В минувшем апреле на встрече в министерстве просвещения России (на тот момент) первый заместитель министра Дмитрий Глушко и министр образования и науки Казахстана Асхат Аймагамбетов обсуждали перспективы развития двусторонних отношений в сфере образования.

Почему Казахстану не стоит спешить с переходом на латиницу

Дмитрий Глушко тогда отметил, что в школах, приграничных с Казахстаном регионов России, где компактно проживают казахи, функционируют классы казахского языка, но по большей части на факультативной основе. Асхат Аймагамбетов сказал, что Казахстан взаимодействует с российскими регионами по части поставок учебно-методической литературы по казахскому языку и истории Казахстана для изучения казахской диаспорой соответствующих факультативных предметов. Также он выразил заинтересованность в организации изучения казахского языка и истории Казахстана в российских школах Байконыра в рамках факультативных занятий.

В начале учебного года  в российских школах Байконыра уже второй год подряд учителя проводят опрос родителей учащихся о том, кто из детей намерен посещать факультативы казахского языка, но четких определений, каких-то документов, конкретизирующих этот учебный процесс, пока нет. А они нужны, так как введение новых предметов, пускай и на факультативном уровне, связано с необходимостью закупить учебники и оплачивать работу преподавателей, подготовить кадры и утвердить программу занятий.

— В связи с чем данный вопрос выносится на повестку дня предстоящего седьмого заседания Казахстанско-Российской межправительственной комиссии по комплексу «Байконур» для принятия совместного решения между Минобразования Казахстана и Минпросвещения России, — рассказал Жасулан Абатов.l

Читайте также: