ДВИЖУЩАЯ СИЛА СОЦИАЛЬНО – ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СТРАНЫ - «Кызылординские Вести»

ДВИЖУЩАЯ СИЛА СОЦИАЛЬНО – ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СТРАНЫ

25.07.2021

590 0

korkyt

Место и роль  каждого государства, народа в мировой цивилизации, его  конкурентоспособность определяются  уровнем развития образования, науки, поскольку  будущее  всего мира  зависит   от человеческого  интеллекта, науки и  образования. 

Следовательно, государство, которое  стремится  к  признанию  в мировом  сообществе   и  занятию  в нем  лидирующих  позиций, уделяет  большое  внимание  научно-технологическому, инновационному развитию, осваивает  лучший опыт мирового образовательного пространства.

В современных условиях конкурентоспособность  выпускников  вузов определяется  не только уровнем  профессиональной подготовки и деловых качеств, но и разносторонностью  образования, наличием нравственной культуры и чувства ответственности за сохранение и приумножение историко-культурного наследия.  Поэтому  перед  современными  вузами  стоит  важная задача  не просто  подготовить  квалифицированного  специалиста,  а воспитать  всестронне  развитую, духовно  зрелую  личность, впитавшую в себя   общечеловеческие  ценности.

Как  отметил  великий Абай,  для формирования  «полноценного  человека»    особо  важную роль  играют  как  образование, так  и воспитание. По мнению  аль-Фараби, «знание, данное  без  воспитания, — враг человечества». Учитель, сеющий на ниве  просвещения   одновременно   семена и образования и воспитания, —  нравственный    учитель. И  обществу  еще  во времен  аль-Фараби  нужны    такие  учителя.

         Каждое  государство, связывающее   будущее своей страны  с будущим  последующего   поколения, уделяет  особое  внимание вопросу  подготовки  квалифицированных  педагогов, учителей  и рассматривает  его  как  одно из  приоритетных  направлений  национального  стратегического  развития.

Основным  фактором   возрастания  роли образования  в социально-экономическом  развитии  общества  и цивилизации  в целом  является то, что  образование обеспечивает  развитие  и  воспроизводство человеческого  капитала.

  Примечательно отметить особое и пристальное внимание к развитию отечественного образования и науки. Принятие   по инициативе  Министерства  образования и науки  РК  закона «О статусе  педагога»  получило  положительную оценку не только в Казахстане, но и в мировом сообществе. Забота о педагогах, занимающихся  образованием и  воспитанием будущего поколения, расценивается, в первую очередь,  как забота о будущем нации.

Принятый Закон повышает авторитет   учителя  и вместе  с тем  возлагает  на него    большую  ответственность. К  подготовке  педагогических   кадров стали  предъявляться   более  высокие  требования. С 2020  года  для  абитуриентов,  желающих  поступить  на педагогические  специальности, пороговый  балл  ЕНТ  повысился  до 75. Также  они проходят специальный тур, подтверждающий  их пригодность  к выбранной  профессии.

         Одним  из требований  уполномоченного органа,  направленных  на повышение  качества  педагогических  кадров,  является  обязательная  сдача  выпускниками вузов национального  квалификационного  теста. Квалификационное  тестирование   направлено  на определение   уровня профессиональной  компетентности   педагогов, определение  уровня  знаний выпускников  по предмету  и методике  преподавания.     

Кызылординский  университет  имени Коркыт  ата, сочетая прочные  традиции с современными инновациями, готовит   квалифицированных  педагогов  с учетом  современных  тенденций  развития образования  в мире и   регионе.  Отметим, что 400  выпускников  текущего  года успешно  сдали  национальный квалификационный  тест.

Серьёзным  вызовом  для  мировой  системы  образования  стала  пандемия, с которой столкнулось   всё  человечество. Учащиеся школ и студенты вузов лишились  возможности получать образование в традиционном формате. По данным ЮНЕСКО, закрылись образовательные учреждения около  200 государств.

В  этих непростых  условиях Глава государства К.К.Токаев, выступая на  заседании Государственной комиссии по чрезвычайному положению, поставил задачу: «Образование следует сделать гораздо более гибким, важно разработать протоколы и методики обучения детей и студентов в удаленном режиме, завершить реальную цифровизацию всех учебных заведений страны. Необходимо форсированно внедрять современные дистанционные технологии. Предстоит пересмотреть содержание образовательных программ, сделать их доступными и интерактивными».

В целях  реализации  поставленных Главой государства  задач министерство внедрило в законодательство понятие «дистанционное обучение».

 Работа  в условиях  дистанционного  обучения значительно  повысила  компетенции  наших педагогов.  Во все  образовательные  программы по подготовке  будущих учителей  была внедрена  методология  работы  по организации  дистанционного  обучения, разработаны  и внедрены  специальные  модули  по  педагогическим технологиям и IT-компетенциям.  Реформы в системе образования, осуществленные за   столь короткое время, позволили  не снизить  качество образования.

В условиях пандемии преподаватели Кызылординского университета имени Коркыт ата прошли различные онлайн курсы, повысили квалификацию в соответствии с обновленными образовательными  программами  и  применяют  сформированные  компетенции  для эффективного  решения   профессиональных  задач. Подготовлено и размещено на сервере университета более 3000 видеолекций.   При содействии Национального исследовательского технического университета (НИТУ) «МИСиС»  совместно с Центром Edcrunch University наши ученые готовят    образовательные онлайн курсы (МООК).

Одной из важных задач Государственной   программы  развития образования  и науки на 2020- 2025 годы  является   увеличение  вклада науки в социальное  и экономическое  развитие  страны, воспитание  и обучение  личности  на основе  общечеловеческих  ценностей, повышение  конкурентоспособности образования и науки  нашей  страны.

         Финансирование науки из республиканского бюджета за последние два года выросло в 2 раза, составив в 2020 году 50,1 млрд тенге, в 2021 году — 71,6 млрд тенге. Если раньше конкурс на грантовое финансирование проводился 1 раз в 3 года, то в 2020 году было проведено 5 конкурсов, что, в свою очередь, привело к значительному росту уровня финансирования научных проектов университета. Например, учеными нашего университета в 2020-2021 учебном году выиграно 11  проектов грантового финансирования КН МОН РК. Показатели  в сравнении  с прошлым  годом выросли  на 20%. Общая сумма грантового финансирования составляет  250 млн. тенге. Кроме того, на основе средств, выделенных из областного бюджета (28,1 млн. тенге), проведены археологические раскопки по 3 проектам.

В послании народу  Казахстана  Глава  государства К.Токаев    особое  внимание  уделил  развитию науки  страны. В настоящее время выполняется поручение Правительства по обеспечению ежегодной стажировки 500 ученых в ведущих научных центрах мира и выделению 1000 грантов для проведения научно-исследовательских работ в рамках проекта «Молодой  ученый». Это, в свою очередь, является  проявлением  большой  заботы об отечественных ученых, которая дает им  возможность  плодотворно  заниматься научной  и   творческой работой.

Расширение академической  самостоятельности вузов позволяет университету формировать 80% содержания образовательных программ на основе профессиональных стандартов с учетом требований работодателей и интересов обучающихся. Изменения в системе управления направлены на возможность самостоятельного решения вопросов приема на работу, формирования контингента студентов по специальностям и направлениям подготовки, определения академической структуры вузов.

В связи с необходимостью привлечения в высшие учебные заведения большего количества практикующих работников, а также повышения качества и  практикоориентированности  образования  университет уделяет  большое   внимание привлечению  в образовательный процесс   специалистов с производства. Сегодня  в университете  работают  35  руководителей  и сотрудников с производства,   по ряду образовательных  программ для чтения  лекций  приглашены  специалисты – практики.

В целях совершенствования  системы  высшего  образования в вузах    создаются   центры  академического  превосходства.

На конкурс «Создание центра академического превосходства» в региональных университетах, объявленный МОН РК на 2021-2024 годы, Кызылординским  университетом имени Коркыт ата  представлен  проект «Научно-инновационный центр химии, зеленых технологий, возобновляемых источников энергии, педагогических и смежных наук». В рамках  данного  проекта  планируется  открыть  8 крупных  учебно-научных  лабораторий.

Главный  капитал  нашего  государства – качественно  обученные  и профессионально  подготовленные  молодые  специалисты,  обладающие системой компетенций, способствующих решению различных жизненных и социально-профессиональных задач.

         Первый  Президент  нашего  государства — Елбасы Н.А.Назарбаев  в своей  программной статье «Взгляд  в будущее:модернизация  общественного  сознания»  отметил: «Я убежден: начатые нами масштабные преобразования должны сопровождаться опережающей модернизацией общественного сознания. Она не просто дополнит политическую и экономическую модернизацию — она выступит их сердцевиной».

Безусловно, реформы, проводимые сегодня  Министерством образования и науки  с опорой в содержании и организации обучения на ценности  и традиции  мировой  и национальной  культуры, способствуют  воспитанию  духовно  обновленного, сознательного  поколения, которое  станет опорой    светлого  будущего  нашей страны, нашего народа.

Бейбиткуль Каримова,

председатель правления – ректор

Кызылординского  университета имени Коркыт ата

Читайте также: