Зов предков - «Кызылординские Вести»

Зов предков

01.07.2023

566 0

whatsapp image 2023 06 30 at 16.02.37 4

В области возобновились археологические исследования на ряде объектов историко-культурного наследия. За счет средств областного бюджета археологи продолжили раскопки на городищах Бабиш мола, Жанкент, Сыганак, Кышкала.

Археологическими раскопками на средневековом городище Жанкент занимается научно-исследовательский центр «Археология и этнография» Кызылординского университета имени Коркыта ата. В целом, исследования на развалинах древней столицы огузов учеными-археологами местного университета ведутся с 2011 года. Город, развалины которого находятся на территории Казалинского района, был крупным торговым центром средневековья.

– Лабораторные исследования найденных предметов дают основание предположить, что городская культура в Жанкенте начала складываться еще в VII веке, хотя до сегодняшнего дня мы относили памятник к IX веку, – считает руководитель центра, ученый-археолог Азилхан Тажикеев.

В ходе археологических раскопок были найдены крепостные стены и оборонительные башни, почти 30 жилых домов, что позволило создать целостную систему средневекового города. В ходе проведенных ранее комплексных исследований составлена композиция жилой комнаты, которая дает представление об укладе жизни кочевников и воспроизводит быт эпохи огузов.

Памятник истории и культуры эпохи огузов обнаружен в XIX веке. Первые археологические раскопки на развалинах Жанкента были начаты в 1946 году Хорезмской археолого-этнографической экспедицией под руководством академика Сергея Толстова.

В целом, до сегодняшнего дня здесь найдено около 200 экспонатов – все они переданы в областной историко-краеведческий музей. В настоящее время определена охранная зона объекта, государственным учреждением по охране памятников истории и культуры установлена стела с надписью «Жанкент». В будущем планируется создать здесь археологический парк, что будет способствовать повышению туристического потенциала региона.

Статья о результатах исследований археологов университета имени Коркыта ата в прошлом году была опубликована в ряде авторитетных международных изданий по археологии. Эта публикация вошла в топ ста лучших работ по археологии, заняв 58-е место среди 22 тысяч работ.

Один из самых знаменитых культурно-исторических памятников Сыганак вошел в предварительный список Всемирного наследия ЮНЕСКО и Карту сакральных объектов региона как национальное достояние Казахстана. На проведение раскопок на этом городище выделены средства из областного бюджета. В целом, комплексные исследования Сыганака ведутся с 2003 года. «Гавань кипчакской степи» – так назвали историки и летописцы прошлого этот средневековый город. Его развалины расположены в Жанакорганском районе в двух километрах к западу от аула Сунаката. На протяжении веков за право обладать городищем шли ожесточенные битвы и сражения между различными племенами и народностями. Этим объясняется то, что в разные эпохи Сыганак был столицей древнего племени канлы, кипчакского ханства, ставкой хана Абулхаира (XV в.), Казахского ханства (XVI в.).

Ученые обнаружили четыре культурных слоя, относящиеся к разным историческим периодам. Самый нижний относится к эпохе Золотой Орды, второй – к периоду правления амира Темира, третий и четвертый слои – к эпохе Ак Орды и Казахского ханства.

Сыганак был важным торговым центром на маршруте Великого шелкового пути, связывавшего поселения низовьев Сырдарьи с городами Отрарского оазиса Таразом, Отраром, Саураном. Первые упоминания о нем сохранились в записях персидских и арабских историков X века под названиями Сунак, Сунаката, Сыгнак.

whatsapp image 2023 06 30 at 16.02.36 4

До монгольского нашествия Сыганак был цветущим городом с крупными постройками, окруженный возделываемыми полями. Об огузском городе на перекрестке оживленных караванных дорог с восхищением отзывались известный арабский географ того времени Махсиди и ученый-тюрколог Махмуд Кашгари. К XI-му веку в степи усилилось влияние кипчаков. Огузское государство, ослабленное внутренними междоусобицами, пришло в упадок.

Средневековая ирригационная система способствовала развитию в городе земледелия, а в окрестностях – охоты и рыболовства. В городе развивались ремесла, торговля. Археологи нашли украшения, монеты, доспехи, фрагменты керамической посуды и другие артефакты. По лабораторным анализам экспонаты, многие из которых сейчас находятся в коллекциях музеев Москвы и Санкт-Петербурга, отнесены к V–VIII векам.

В дальнейшем планируется сделать Сыганак музеем под открытым небом и включить в туристические маршруты по сакральным местам Приаралья.

Члены экспедиции под руководством профессора Мадияра Елеуова продолжают раскопки на городище Кышкала – работы осуществляются за счет гранта Министерства науки и высшего образования РК.

Городище Кышкала, или Баршынкент, расположено недалеко от аула Когалыколь в 30 километрах к западу от Кызылорды, от аула его отделяет расстояние всего в два километра. В народе город называют Кышкала – возможно, поводом для этого послужило то, что на развалинах древнего города до наших дней сохранились обломки жженого кирпича (в казахском языке «қыш» означает «кирпич»).

Впервые город обнаружили в 1899 году члены экспедиции, которую возглавлял археолог Василий Каллаур. В прошлом столетии исследования продолжили историк Василий Бартольд и археолог Петр Лерх. В 1946 году археологические работы на городище были продолжены Хорезмской экспедицией во главе с этнографом Сергеем Толстовым. Академик Алькей Маргулан отмечал, что город упоминается в сказании о батыре Алпамысе. Баршын – любимая жена батыра из кипчакского рода, возглавляемого ханом Хулагу. Когда Алпамыс отправился вместе с ханом в Иран, он оставил жену в городе, который позже стали называть Баршынкент. Это, конечно, всего лишь предположение. И все же по свидетельству ученых, укрепленная крепость Баршынкент на границе огузов и кипчаков до нашествия Чингисхана имела не только важное стратегическое значение, но и являлась центром культуры и торговли. Защитники крепости не раз оказывали сопротивление Хорезмскому, Кипчакскому и Кимакскому ханствам. Позже они стойко держались под натиском войска хана Джучи, скрывшись за крепостными стенами. Тогда Джучи приказал заполнить ров, окружавший крепостные стены, водами Сырдарьи и затопил город и его мужественных защитников. Но после нашествия Джучи Баршынкент был быстро восстановлен и стал оплотом хана в нижнем течении Сырдарьи.

Описывая Баршынкент, живший во второй половине XIII – начале XIV века историк и писатель периода правления монголов Жамал Карши отмечает, что в городе в соседстве проживали огузы и кипчаки. Это был крупный политический и культурный центр эпохи Золотой Орды, где было развито просвещение, процветали ремесла и торговля, был даже свой монетный двор. Город перестал существовать в XV веке. В связи с этим ученые называют разные причины, возможно, жители покинули его из-за изменений русла Сырдарьи.

С проникновением в степь ислама произошли изменения в архитектуре – большое значение имело строительство мечетей, которые чаще всего представляли собой портально-купольные сооружения. Сейчас археологи ведут исследования на развалинах мавзолея, где, вероятнее всего, был похоронен один из уважаемых людей. Судя по обломкам, мавзолей был построен из жженого кирпича квадратной формы. Передняя часть мавзолея была выложена кирпичами с резным орнаментом. Найдены фрагменты стены, украшенные цветной мозаикой, на которых сохранились арабские буквы. Мавзолей был полностью разрушен. Однако ученые установили, что он по внешнему виду напоминал мавзолей Ходжи Ахмета Яссави в Туркестане.

По мнению ученых, Баршынкент возник на старом русле Сырдарьи на месте переправы под названием Тумар откель. Можно утверждать, что это был один из главных городов на этом отрезке Великого шелкового пути. Город имел развитую культуру и отличался высоким уровнем благоустройства. Об этом свидетельствуют развалины еще одного сооружения, обнаруженного здесь археологами. Остатки разрушенного строения довольно внушительного размера – 23х18 метров – говорят о том, что здание имело форму восьмигранника. Трудно сказать, каким было его назначение. Сказать, что усадьба, нельзя, поскольку в этом случае здесь в ходе раскопок должны быть найдены обломки предметов домашнего обихода – остатки посуды, утварь. Скорее всего, строение имело хозяйственное назначение. Большой интерес представляет собой план сооружения – все выходы из комнат, расположенных по краям, ведут к большому помещению круглой формы, находящемуся в центре. Здание имеет два входа, расположенных в противоположных концах. Что интересно, в помещении имелось несколько санузлов – об этом говорят углубления в полу, где по-видимому проходили трубы. Ученые обнаружили несколько слоев, по которым видно, что здание было перестроено. Исследования нижнего слоя, где на кирпичах сохранились следы сажи, ясно указывают, что здание было подвергнуто пожару, а затем отстроено заново. Пролить свет на все это могут только дальнейшие разведывательные работы.

Дошедшее до нас через толщу веков наследие предков, безусловно, заслуживает внимательного изучения, поскольку помогает глубже разобраться в исторических событиях, обогащает нас опытом и укрепляет любовь к родной земле.

Жанна БАЛМАГАНБЕТОВА

Читайте также: