Жизненное кредо Абдижалела Бакира - «Кызылординские Вести»

Жизненное кредо Абдижалела Бакира

18.01.2025

48 0

1111 2

«Без стыдливости и умеренности нет блага». Именно это выражение, которое в казахском народе звучит как «Ынсап кеткен жерде қайыр жоқ», характеризует кредо жизни государственного деятеля, доктора политологии, профессора Абдижалела Бакира, одного из первопроходцев Независимости Республики Казахстан, внесшего значительный вклад в её становление.

В эти дни ему исполняется 85 лет, и я вспомнил, как почти 60 лет назад из рук первого секретаря Кызылординского горкома комсомола Ж.Бакирова получил комсомольский билет. По предложению тогдашних комсомольских работников Галины Макаровны Ершовой и Дарихи Рабаевны Дильмановой, которые курировали школы, Жалел Бакирович (так мы называли его в те годы) рекомендовал меня, секретаря первичной ученической комсомольской организации средней школы №8, для поездки во Всероссийский пионерский лагерь «Орленок» (дружина «Комсомольская») на берегу Черного моря, под Туапсе. Благодаря его предложению, которое тогда было поддержано первым секретарем обкома комсомола Аблаем Хангереевичем Айдосовым, в октябре 1968 года я побывал на юбилейной встрече школьных секретарей первичных комсомольских организаций в ЦК ВЛКСМ в Москве, участвовал в проводах олимпийской сборной СССР на летнюю Олимпиаду в Мехико, в специальной передаче радиостанции «Юность» Всесоюзного радио, во встрече с руководством ЦК комсомола и др.

Эти поездки буквально перевернули мой внутренний мир, наложили огромный отпечаток на мировоззрение старшеклассника, который до этого не покидал родительского дома. Позже навыки организаторской работы, полученные в общественной жизни школы, помогли мне и в стенах Ленинградского политехнического института, в дальнейшей трудовой деятельности.

С тех пор много воды утекло, но уроки жизни, полученные от первого секретаря горкома комсомола в те годы (субботники при строительстве и благоустройстве центрального стадиона в областном центре, при возведении памятника Гани Муратбаеву перед спортивным сооружением, встречи с героями и ветеранами ВОВ, участниками гражданской войны, передовиками производства, участие в спортивных и культурных мероприятиях города) сыграли заметную роль в моем становлении, за что я искренне благодарен судьбе и времени.

Слова Жалела Бакировича, как и других представителей старшего поколения, о порядочности, патриотизме, преданности своему делу и добросовестному служению Отчизне всегда были для нас своеобразной мотивацией к действию.

Начиная с 1980 года мы с ним были коллегой по областному комитету партии, а затем он был моим непосредственным руководителем в идеологическом отделе. И здесь Жалел Бакирович всегда призывал своих коллег и подчиненных трудиться не покладая рук, быть скромными, жить на честно заработанные деньги. Эти простые постулаты истины им были выверены самой жизнью. Ведь с самого своего рождения он, как дитя войны, познал все тяготы жизни того периода.

Ж.Бакир родился 23 декабря 1939 года в ауле Айдарлы Сырдарьинского района в семье Кошкара Оразова и Патымы Рахменбердыкызы. По казахским обычаям он был передан на воспитание семье нағашы (дяди по материнской линии) Бакира Сопбекова, у которых не было детей. Однако по ряду причин (в частности, отдаленность аула от райцентра) в свидетельстве о рождении Жалела Бакировича дата рождения записана как 23 января 1940 года.

Оба его отца – и Кошкар, и Бакир – были призваны в ряды Вооруженных сил в июле 1942 года, участвовали в Великой Отечественной войне, однако не вернулись домой. Бакир погиб в боевых сражениях под Ленинградом, в Киришах, а вестей о месте захоронения Кошкара, несмотря на неоднократные запросы в Минобороны СССР (России), до сих не поступило. Маленькому Жалелу даже не удалось запомнить их, не говоря о тепле и силе их рук. Все заботы по его воспитанию легли на плечи приемной матери Назиры Мекебайкызы и близких родственников, в основном на Ахмета Сопбекова, родного брата Бакира. Они до четырнадцати лет прививали подростку необходимые навыки самостоятельности, приучали к сельскому труду, обучали грамоте, следили за его учебой в школе. В начальных классаах (1946-1950 годы) он обучался в родном ауле Айдарлы, а начиная с 1950 года, когда семья переехала в Кызылорду, учился и окончил в 1956 году среднюю школу №1 имени 1 Мая (ныне имени Калтая Мухамеджанова).

Свою трудовую деятельность Жакен начинал пионервожатым в ауле Амангельды Сырдарьинского района (1956-1958 годы), затем будут годы учебы на филологическом факультете Кызылординского педагогического института (1958-1963 годы). В дальнейшем карьерный рост был напрямую связан с его профессиональными и деловыми качествами, организаторскими способностями. В 1963-1965 годы Жалел Бакирович работал учителем русского языка и литературы в восьмилетней школе аула Кирова Сырдарьинского района и средней школе №10 имени И. Алтынсарина, что в областном центре. Начиная с 1965 года он – в комсомольских органах области (на руководящих должностях в городском и областном комитетах комсомола), при этом в 1966-1967 годы окончил Центральную комсомольскую школу при ЦК ВЛКСМ в Москве, а с 1974 года занимал ответственные должности в Кызылординском областном комитете партии.

Какой бы участок работы ему не доверяли, всегда подходил к делу ответственно, скрупулезно, так как знал, что от его действий во многом зависит социальное самочувствие людей, моральный и нравственный климат в низовьях Сырдарьи. Его отличали честность, порядочность, принципиальность и боль за любые отступления от норм человеческого бытия.

Работая под началом Жалела Бакировича в обкоме партии (в 1980-1985 годы – зам. завотделом, а в 1985-1991 годы – завотделом пропаганды и агитации (идеологического отдела), видел, что он никогда не чурался черновой работы. Очень собранный и мобильный человек, умеет находить время и для работы, и для отдыха. Хорошо владеет пером, одинаково пишет как на казахском, так и на русском языках.

Помнится, во времена руководства областью Е.Н. Ауельбековым днем в Москве проходил Пленум ЦК КПСС (по местному времени где-то в 14.00-15.00 часов), а мы по его материалам должны были подготовить к утру следующего дня тезисы доклада руководящим кадрам области для выступлений в трудовых коллективах и по месту жительства населения. Требовалась большая оперативность, умение выделить из документов ключевое звено, главный смысл. Надо было простым и доходчивым языком донести до людей суть намечаемых преобразований. Приходилось засиживаться далеко за полночь, пока поступят по телетайпу материалы из Москвы.

Как правило, эти информационные материалы были связаны с текущей ситуацией в регионах и были достаточно объемными (от 10 до 20 печатных листов, а иногда и более). Тезисы готовились на двух языках (именно за качество и содержание материала на казахском языке нес ответственность Жалел Бакирович), и ими пользовались не только руководители, но и ученые вузов, журналисты, работники партийных комитетов.

Всю свою работу Жакен строил на основе критического осмысления, через призму того, как это скажется на простых сельских и городских тружениках. И это свойство характера – оппонирование себе – передалось многим его подчиненным, работающим в отделе, – Е.Н.Айтуманову, А. Байменову, А.Жумабаеву, Х. Сарсембаеву и другим. Жакен мог не поддержать начальство, высказать мнение или позицию, не всегда совпадающую с официальной точкой зрения, что иногда становилось препятствием для карьерного продвижения или решения своих жилищно-бытовых вопросов.

Он всегда требовал от нас, чтобы мы, готовя и принимая какие-либо управленческие решения, от которых зависит судьба тружеников региона, ставили себя на их место, жили интересами и чаяниями окружающих людей. Не любил при этом фальши и пустозвонства.

Многие идеологические мероприятия тех лет были нацелены прежде всего на то, чтобы повысить социальное самочувствие людей, их нравственный, патриотический и культурный потенциал. Перечислю лишь некоторые из них. Во-первых, единые политдни, которые стали своеобразным барометром общения областных руководителей с жителями отдаленных населенных пунктов, их реагирования на запросы и предложения людей. Во-вторых, стало возрождаться самобытное казахское искусство (айтысы, состязания жырау, термеши и др.), забытые традиции и праздники (наурыз мейрамы), увековечение памяти потомков, оставивших добрый след в истории народа (мемориальные комплексы – Коркыта в Кармакшинском районе, Жанкожи батыра в Казалинском районе). В-третьих, регулярными стали гастроли республиканских театров, национальных оркестров, мастеров искусства и творческих объединений из столицы и других республик в область, что позволяло даже жителям сельских глубинок прикоснуться к шедеврам культуры и искусства.

Жалел Бакирович не боялся критики, считая её двигателем прогресса. В конце 80-х – начале 90-х годов прошлого столетия, когда зарождались первые ростки демократических институтов, он не прятался за спины других, выходил к митингующим, давал им необходимые разъяснения. Все решалось за столом переговоров путем достижения консенсуса с оппонентами власти. Нередко видел в его кабинете лидеров региональных партий и движений.

Жакен стоял у истоков зарождения Кызылординской областной телерадиокомпании, руководителем которой был в 1991-1995 годы. Первостепенное внимание уделил укреплению материально-технической базы областного телевидения, созданию необходимых жилищно-бытовых условий для творческого коллектива, привнес немало новшеств, которые обогатили культурную и познавательную жизнь жителей Приаралья. Были организованы музыкально-развлекательные программы «Әнші балапан», «Таңшолпан», «Жас қанат», музыкальные конкурсы, способствовавшие появлению молодых и юных талантов, которых в настоящее время знает вся страна – Мадина Садвакасова, Гульнур Оразымбетова, Алмас Кишкенбаев и другие.

По инициативе Жакена был организован двухдневный творческий концерт мастеров искусства Казахстана, уроженцев Кызылординской области, – Розы Баглановой, Кенеса Дуйсекеева, Шомишбая Сариева, Иранбека Оразбаева, Мадины Ералиевой и других. Все расходы по этому концерту взяла на себя облтелерадиокомпания.

До сих пор в моей памяти первые дикторы и журналисты тех лет – Айгул Оразова, Гуляйым Жанузакова, Бексеит Жайланов, Есенгельды Шильдебаев, Баян Исламбаева, Баян Култанова, Айткул Шалгимбаева и другие, которые старались оперативно донести до телезрителей Приаралья нелегкие, а также яркие мгновения той поры. Это был период становления нашего суверенного государства, когда экономика и финансовое состояние страны были в коллапсе и кризисном состоянии. Журналистам облтелевидения приходилось не только освещать непростые события тех дней, но по долгу службы формировать социальный оптимизм у своих земляков, и они с этой миссией справлялись.

Открытость, потребность говорить людям правду без утайки и прикрас сыграли большую роль на выборах в Мажилис Парламента РК – А.Бакир дважды избирался депутатом этого высшего законодательного органа страны на альтернативной основе. Если 9 декабря 1995 года он выиграл у своих трех конкурентов – кандидатов в депутаты первого созыва Мажилиса Парламента по Шиелийскому избирательному округу №33, то 10 октября 1999 года – у восьми кандидатов в депутаты второго созыва Мажилиса по Шиелийскому избирательному округу №39.

Жакен отстаивал интересы казахстанцев в Мажилисе (1995-2003 гг.), стоя у истоков становления казахстанского парламентаризма. Он был не только свидетелем, но и активным участником этого процесса. Был членом Комитета по социально-культурному развитию, возглавлял рабочие группы по подготовке Законов «О культуре», «О политических партиях», «О средствах массовой информации», «О рекламе». Именно по его инициативе была прописана норма, запрещающая пропаганду в СМИ алкогольных напитков и сигарет, касающаяся увеличения доли вещания на государственном языке на республиканском и региональном телевидении. Все это было продиктовано его ответственностью за будущее поколение Казахстана, сохранение национальной идентичности и развитие казахского этноса.

Выполняя свои депутатские обязанности, Жалел Бакирович не прерывал связей со своими избирателями, регулярно приезжал на встречи и отчитывался перед ними. У него была налажена хорошая связь с акимом области Б.М. Сапарбаевым и его командой, которая подпитывала его необходимыми материалами и вопросами, решение которых позволяло облегчить жизнь населения Приаралья.

Пользуясь своими депутатскими полномочиями и статусом, А.Бакир немало сделал для своих избирателей – жителей низовий Сырдарьи. Например, благодаря его стараниям и письменным обращениям в Правительство и Минздрав РК многим больным области была оказана медицинская помощь в столичных медицинских центрах. Был продлен на 19 километров и доведен до его родного аула Айдарлы канал «Бұтабай» с целью решения продовольственной проблемы сельчан, оказано содействие в укреплении материальной базы областного телевидения, решены другие проблемы региона.

Жалел Бакирович на протяжении всей своей сознательной жизни учился и пополнял свои знания, занимался научной деятельностью. Очевидно, слова Абая Кунанбаева: «Если страстно полюбишь науку и само знание будешь считать подарком, то оно даст тебе высшее блаженство» всецело относятся к нему. Он учился в Центральной комсомольской школе ЦК ВЛКСМ в Москве, на курсах повышения квалификации в Академии общественных наук, высших партийных школах, вузах и научных учреждениях. В 1984 году защитил кандидатскую диссертацию и стал кандидатом философских наук, в 2006 году стал доктором политических наук.

Начиная с 2005 года Жакен все свои усилия направляет на научную, педагогическую и поисковую работу. Преподавал в Акмолинском университете технологии и бизнеса, Казахском гуманитарном юридическом университете в Астане, Кызылординском университете имени Коркыта Ата.

Последние годы он исследует социально-политические воззрения руководителей движения «Алаш», оказавших огромное влияние на общественное сознание казахов в начале двадцатого века. Ж.Бакиром в 2008 году было подготовлено учебное пособие «Алаш» қозғалысы саяси топ басшыларының әлеуметтік көзқарастары». Он ведет активную работу по исследованию жизни и деятельности Мустафы Шокая. Побывал во многих странах (Германия, Франция, Грузия, Турция, Узбекистан, Россия и др.), познакомился с зарубежными источниками и архивными сведениями о Мустафе Шокае. Большая работа проведена научно-исследовательским центром «Шокаеведение» кызылординского университета, где Жалел Бакирович был научным руководителем с 2016 года. Результатом этой работы стала изданная в 2020 году книга «Мұстафа Шоқай: өмірі мен қызметі, шығармашылығы».

Жалел Бакирович является одним из активных пропагандистов развития государственного языка, посвятил этому немало публикаций в республиканских и региональных СМИ, выступал по радио и телевидению. Им были подготовлены и выпущены книги «Ана тілім – абыройым менің», «Тіл тұғыры», «Ана тіліміздің айдарынан жел ессін десек…», в которых он изложил свою боль и боль многих земляков за будущее государственного языка.

Становлению парламентаризма в стране и суверенного государства были посвящены несколько статей и книг ученого. Не остались без внимания и государственные деятели – легендарные личности Мухамедгали Аленович Сужиков, Еркин Нуржанович Ауельбеков, Мустахим Билялович Иксанов, бывшие руководители Приаралья, внесшие значительный вклад в развитие региона. Им были посвящены публикации на страницах СМИ и других изданиях, что впоследствии побудило руководство области назвать именами этих заслуженных деятелей средние школы.

Несколько лет назад на одном из заседаний ученого совета КазГЮУ бывший ректор Максут Нарикбаев тепло отозвался о своих ученых, в шутку назвав Амангельды Айталы «Карлом Марксом», а Абдижалела Бакира – «Энгельсом». Такое сравнение с известными философами, основоположниками материалистического понимания истории, дорогого стоит.

Мне всегда импонировало, что Жалел Бакирович оставался неизменным во все времена. Я видел его и в Кызылорде, когда он был моим шефом в обкоме партии или возглавлял творческий коллектив журналистов телерадиокомпании, видел и в Астане, когда он был депутатом Мажилиса или преподавал в столичных вузах. Ответственный, скромный, добропорядочный, готовый протянуть руку помощи окружающим. Трудоголик и надежный товарищ и друг. Поддерживал связь как со своими одноклассниками (Абайдильда Даулетбаев, Идрис Канатбеков), сокурсниками (Зинабдин Шермагамбетов, Олжабай Сапарбаев), коллегами по работе (Аблай Айдосов, Исатай Елубаев, Садыкбек Хангельдин, Болат Каргабаев, Алмагуль Божанова, Садык Алиев, Альжик Орынбасар, Жагипар Карабалаев и другие), так и с уважаемыми аксакалами земли Сыра (Айтбай Стыкбаев, Абдулла Даулетов, Ибрайхан Налибаев, Нурдильда Уалиев, Нурмак Токмырзаев и другие). Здесь в Астане всегда выступал организатором и застрельщиком культурно-массовых и поминальных мероприятий уроженцев Приаралья.

Жакен через всю свою жизнь пронес уважение к своей альма-матер, выпустил книгу, посвященную своему учителю Сламхану Бекбаеву. Немало делает для популяризации и распространения опыта другого своего педагога – Нурлыбека Жунусова.

В последние годы Жалел Бакирович часто встречается со студенческой молодежью, проводит с ними беседы, которые выливаются в своеобразные диалоги о патриотизме, выработке иммунитета против коррозии души. Он подчеркивает, что наличие диплома университета само по себе еще мало о чем говорит. Требуется каждодневная работа над собой, обостренное чувство долга перед соотечественниками во имя будущего своей Отчизны. Только реальными добрыми поступками можно добиться позитивных перемен в жизни. Благие дела совершаются только чистыми и честными руками.

Жакен воспитал немало руководящих кадров, которые считают его своим учителем и наставником. Среди них государственные деятели и коллеги по комсомольской юности и партийной работе, журналисты и ученые, которых объединяет активная гражданская позиция моего старшего товарища.

Во всех успехах Жалела Бакировича надежной опорой на протяжении почти 60 лет выступала его супруга, Отличник просвещения Казахстана Туганай Муканкызы, а также дети и внуки, продолжающие добрые дела родителей.

Крепкого здоровья Вам и Вашим близким, уважаемый Жалел Бакирович!

Кенес Махамбетов,
ветеран труда, город Астана

Читайте также: