Жизнь, увековеченная в кадре - «Кызылординские Вести»

Жизнь, увековеченная в кадре

29.06.2024

168 0

zhizn uvekovechennaja v kadre2

Как правило, журналисты пишут о времени, событиях, людях. И крайне редко появляются публикации о них самих. В канун профессионального праздника появился замечательный повод рассказать о признанных мастерах пера, фотокорреспондентах и других специалистах, которые почти всегда остаются за кадром. К ветеранам этой сферы всегда было особое отношение – ведь они олицетворение профессионализма и трудолюбия. Один из них – участник Великой Отечественной войны, фотограф-репортер Владимир Прокофьевич Ягунин. В этом году ему исполнилось бы 100 лет.

Владимир Прокофьевич родился летом 1924 года в населенном пункте Каракеткен Жалагашского района в семье железнодорожников. Его родители были людьми простыми, честными и уважаемыми в родном селе. В 1934 году отца перевели на службу в Жалагаш, где Владимир окончил среднюю школу и получил хорошую рабочую специальность слесаря-инструменталиста, но долго в ней совершенствоваться не пришлось. Ему было 17 лет, когда началась Великая Отечественная война. После призыва в Красную Армию его направили в снайперскую школу, что располагалась в Туркменистане, затем на Ленинградский фронт. В составе 234 дивизии он дошел до Польши, в городе Данциг был тяжело ранен и отправлен в госпиталь, где выздоравливающих бойцов разбирали по ближайшим боевым частям. Позже Ягунин вновь отправился на фронт в артиллерийское подразделение. Победу встретил в Кенигсберге. В 1946 году храбрый воин был награжден орденом «Красной звезды», медалями «За отвагу» и «Данк».

С той войны у него остался осколок в груди. Как рассказывал Владимир Прокофьевич своим коллегам, которые писали материал о ветеране в честь его 80-летия, опытный хирург не стал вынимать из груди осколок – слишком плотно он «прижался» к артерии. Доктор сказал, что со временем осколок сам уйдет, так оно и вышло.

Отец всегда учил его жить по совести. Самое главное, что узнал Владимир от отца, так это формулу счастья, которая заключалась в том, чтобы хлеб свой нужно добывать любимым делом. После войны он вернулся домой в Теренозек и устроился работать в районную школу учителем начальной военной подготовки. В то время главным редактором районной газеты «Сталин жолы» был Курмангали Ажаров, он и заприметил молодого учителя и предложил ему написать небольшую корреспонденцию для газеты. В.Ягунин подготовил интересную и содержательную информацию. В то время в областной газете, которая тогда называлась «Ленинский путь», главным редактором работал Федор Михайлович Рябов, который тоже зорким взглядом выделил творчество Владимира и пригласил в штат редакции. В начале своей журналистской карьеры Владимир Ягунин был пишущим сотрудником и работал с такими известными в то время журналистами как Узак Багаев, Сейткамал Усабаев, Курмангали Ажаров, Нам Хорен, Хамза Сыздыков, Мыркы Исаев, Султан Кожаниязов. И только пару лет спустя для иллюстрации своих материалов он взял в руки фотокамеру. И у него стало получаться лучше, чем у тех, кто специализировался на этом уже долгие годы. Его первой фотографией был снимок к материалу о работнике машинно-тракторной станции «Аламесек» Жумабае Есбулганове. Ему удалось запечатлеть образы многих людей прошлой эпохи – это первая в области женщина механизатор Катира Мыханова, Герои Социалистического Труда Ибрай Жахаев, Касым Бодеев, Цой Ги-Хва, Балдырган Мустафаева, Ахмет Халыков и другие. Он снимал настолько талантливо, что получил предложение работать в КазТАГ (подразделение ТАСС). Уровень выше даже сложно придумать. На одно из крупнейших в мире информационных агентств в нашей республике одновременно работали всего пять человек. Одним из них и был наш земляк – Владимир Прокофьевич Ягунин.

zhizn uvekovechennaja v kadre

В то время три южные области Казахстана были объединены в одну. И снимки Владимира Ягунина публиковались во всех республиканских газетах и журналах, а некоторые особо удачные принимались в московском штабе ТАСС для рассылки по всему Советскому Союзу, а это несколько тысяч адресов. В каких-то редакциях их публиковали, в других откладывали в архив. При этом фотокорам ТАСС платил за принятый к публикации снимок только один раз, несмотря на то, что он мог публиковаться в сотне изданий тиражом в миллионы. Но фотограф получал свой гонорар только один раз и весьма скромный. Отметим, что работа фотокора – самая беспокойная из всех редакционных профессий. Пишущий сотрудник мог получить информацию для подготовки публикации, встречаясь с людьми в своем кабинете или беседуя по телефону, редактируя письма читателей или использовал сведения из своих старых блокнотов – много есть в нашей профессии хитростей, чтобы сделать репортажи с присутствием, не отрываясь от стула. Для фотокора (по крайней мере, в доцифровую эру) таких уловок не было – чтобы сделать фотографию, надо было ехать в определенное место, лететь, идти. Если прочертить все маршруты журналиста Ягунина по карте нашей области, то она будет заштрихована плотной сеткой линий.

В то же время работа фотографа в советские годы была увлекательна. Пленочные аппараты, проявление снимков, удачные кадры, фотографии, которые нельзя отфотошопить, чтобы скрыть свои промахи… Чтобы получить хороший снимок, мало было уметь пользоваться фотоаппаратом, нужно было быть еще и хорошим лаборантом, знать прикладную к этому делу химию. Словом, это было настоящее искусство! Им в совершенстве владел Владимир Ягунин. Его снимки о чабанах, которые кочевали на отгоны в Кызылкумы, Приаральские Каракумы, в долину реки Сарысу, а также о рисоводах и рыбаках Приаралья всегда были без нареканий.

Репортерская судьба Владимира Прокофьевича вместила ошеломляюще много. Ни одно значительное событие в жизни области не оставалось за кадром его фотоаппарата. Его снимки украшали первые страницы центральных и областных газет. К примеру, он один из тех, кто фотографировал всем известного Наги Ильясова, когда он в своем Теренозекском районе, по сути, с нуля создал каракулеводческий совхоз Караозек. В 1966 году он возглавил родной колхоз «Красная коммуна», превратив его в крупный, хорошо обустроенный образцовый рисоводческий совхоз, который при нем назвали именем 50-летия Казахской ССР, подчеркнув стремительное преображение села. Передовой опыт этого рисоводческого совхоза и его руководителя был представлен в документальных кинохрониках, которые широко демонстрировались на экранах кинотеатров республики. Сегодня это ведущее аграрное объединение по праву носит имя Героя Советского Союза Наги Ильясова.

Самое печальное событие, которое случилось уже после того, как Владимир Прокофьевич вышел на пенсию – это пожар в его лаборатории – сгорел его бесценный архив из тысячи снимков. Но листая старые страницы нашей газеты тех лет, можно судить, каков был мастер. Его имя и фамилия, которыми подписаны многие газетные корреспонденции, останутся в истории газеты навсегда.

Наталья ЧЕРНЕЙ

Комментарий нет. Напишите первым!

Читайте также: