Жизнь по совести - «Кызылординские Вести»

Жизнь по совести

21.10.2023

694 0

5 6

25 октября исполняется 80 лет одному из видных личностей земли Сыра, заслуженному деятелю Казахстана, Почетному гражданину Кызылординской области Корганбеку Кайруллаеву.

Прежде, чем стать топ-менеджером этого региона, ему пришлось пройти большую жизненную школу. Родившись в разгар Великой Отечественной войны в семье чабана совхоза Первомайский Сырдарьинского района Кайруллы Косекеева, он окончил здесь среднюю казахскую школу №40 имени Орджоникидзе. Начал трудовую деятельность в 1961 году механизатором рядом со своим отцом и старшим братом, которые работали животноводами хозяйства.

Корекен рано потерял мать, с детских лет знал цену труда на селе, испытал на себе трудные послевоенные годы. Поэтому у него всегда было стремление к знаниям, приобретению новых навыков, что способствовало в дальнейшем его саморазвитию, служило для него стимулом и мотивацией для интеллектуального и личного рос-та. И он для этого не жалел ни сил, ни энергии.

В 1962-1965 годах прошел воинскую службу в группе советских войск в Германии, в 1965-1967 годы был слесарем-дизелистом, помощником машиниста тепловоза Кызылординского локомотивного депо. В 1967-1972 годах – студент юридического факультета Казахского государственного университета. После окончания вуза несколько месяцев работал инструктором Кургальджинского райисполкома Целиноградской области, затем в течение трех лет юрист-консультантом Кызылординского облисполкома. В 1975-1981 годы – инструктор обкома партии, в 1981-1986 годы – завотделом обкома партии, в 1986-1989 годы – завотделом социального обеспечения, в 1989-1992 годы – заместитель председателя областного совета, в 1992-1994 годы – председатель областного совета народных депутатов, в 1994-1995 годы – заместитель главы областной администрации, в 1995-1996 годы – советник акима области. С 1996 года до выхода на пенсию был начальником областного управления по ЧС.

Всегда, где бы и в какой должности не находился Корганбек Кайруллаевич, его всегда отличали принципиальность, ответственный и профессиональный подход к делу. Был грамотным и компетентным в возглавляемых ему отраслях и курируемых вопросах. Ему были чужды помпезность, показуха, угодливость начальству. Если считал себя правым, то всегда отстаивал свою позицию, несмотря на ранги вышестоящих должностных лиц. Любил порядок и дисциплину, постоянно работал над повышением своих знаний. В 1986 году окончил Академию общественных наук при ЦК КПСС в Москве, ранее проходил двухмесячные офицерские сборы командиров в
Новосибирске.

Впервые познакомился с ним 43 года назад, в июне 1980 года, когда я был принят на работу в обком партии инструктором. Мы располагались по соседству в кабинетах на четвертом этаже. Он сидел в одном кабинете вместе с Жарылкасыном Сейтимовым, вместе курировали отделы торговых, финансовых и административных органов. У них всегда было многолюдно: посетители приходили к ним с жалобами и предложениями, искали справедливость.

Своеобразную «обкатку» в стенах партийного органа мне пришлось проходить под началом этих и других инструкторов, которые образно говоря, прошли к тому времени «огонь и воду» и научили меня некоторым азам и хитростям партийного делопроизводства, стилю и методам работы. Всегда делились своим опытом старшие товарищи из инструкторского состава, такие как Али Муслимов, Исатай Елубаев, Корганбек Кайруллаев, Жарылкасын Сейтимов, Адильбек Аимбетов, Сабит Мадибеков, Бахыт Ермакашев и другие. Такое шефство и наставничество с их стороны к молодой поросли «номенклатуры» позволяло нам безболезненно вливаться в коллектив.

Корекен начинал работу в партийном органе, когда у руководства области стояли ветераны Великой Отечественной войны, знавшие цену мира и голубого неба не понаслышке. Инструктором обкома партии его утвердили, когда первым секретарем был Исатай Абдукаримов, затем он продолжил работу при Такее Есетове. Оба – фронтовики, испытавшие на себе голодные годы 30-х, огонь и пламя грозных дней второй мировой войны. Непосредственными его шефами в те годы были Г.Мухамеджанов и Н.Подольских – авторитетные и уважаемые аксакалы земли Сыра.

В те годы в курируемых отделом административных органах работали руководителями асы своего дела, такие как Почетный чекист СССР Козекен Бишимбаев, заслуженные юристы Калиола Бутабаев и Жуматай Еримбетов, председатель областного суда, отличник МВД Алтыбай Сагымбаев, а также генералы Билял Омаров, Есен Демесинов, полковник Асхат Буркитбаев, прокурор области Урналы Боранбаев. Работа с такими незаурядными личностями стала хорошей школой, которая пригодилась К.Кайруллаеву в дальнейшей его жизни. Главное, чему научился он у них – это обращение с людьми, умение вести открытый разговор, убеждать их и находить взаимоприемлемые решения.

24 апреля 1981 года Корганбека Кайруллаевича на втором пленуме обкома партии, прошедшем под руководством тогдашнего первого секретаря обкома партии Т.Есетова, утвердили завотделом административных органов. Как правило, перед утверждением завотделами кандидаты в обязательном порядке проходили собеседование в ЦК Компартии Казахстана. Не избежал этого и К.Кайруллаев – вылетел в Алма-Ату 22 апреля, проходил собеседование 23 апреля, а утром следующего дня возвращался в Кзыл-Орду. Пленум в тот день проходил после обеда, и он прямо с трапа попал на пленум. Члены пленума единогласно проголосовали за нового заведующего отделом, которому шел 38-й год, по меркам того периода самый молодой завотделом среди коллег.

Помнится, как-то в пятницу коллеги Корекена по цеху собрались вечером отпраздновать это событие у него дома. Были поздравления за праздничным дастарханом, приготовленным Карипой женге, лилась песня, все за столом шутили. Помимо друзей по обкомовскому цеху, были и близкие родственники назначенца. Посиделки затянулись глубоко за полночь. Мы радовались, что из наших рядов вышел первый заведующий отделом. Он был своеобразным нашим авангардом из инструкторских рядов. Еще шутили: «Лед тронулся!». Действительно вскоре еще несколько наших коллег (Ковалев В.В., Мусафирова Р.Б., Рамазанов Т.) были утверждены завотделами, некоторых из них выдвинули для работы в регионах, а А.Аимбетов, А.Абенов, А.Молдашев возглавили предприятия и управления областного масштаба.

Корекену предстояла большая работа по укреплению правопорядка, пополнению правоохранительных органов хорошими специалистами. По его инициативе прошел пленум обкома партии, на котором была намечена обширная программа по улучшению криминогенной ситуации в регионе. Отдел административных органов стал самостоятельной структурой, по предложению заведующего в него влились молодые сотрудники правоохранительных органов, такие как Серик Нуржанов, Толепберген Набиев, Ержигит Культаев. Позже, пройдя здесь своеобразную школу закалки, воспитания и наставничества со стороны Корекена, все они были выдвинуты на самостоятельную работу в правоохранительные органы региона. Так, Набиев стал транспортным прокурором, позже начальником областного управления юстиции, Нуржанов – прокурором района, Культаев – начальником районного отдела внутренних дел, заместителем ГСК, КНБ.

В эти же годы, по решению партии и поручению тогдашнего Генерального секретаря ЦК Ю.Андропова, в целях укрепления кадрового состава органов внутренних дел были направлены работники партийных органов. Из обкома партии сюда были назначены заместителями областного УВД С.Констманов, О.Сапарбаев, заместителем городского отдела внутренних дел – Е.Айтуманов, начальником подразделения областного УВД – Ю.Койлибаев. По партийным путевкам в органы внутренних дел также пришли Е.Назаркулов, М.Кошманов, К.Суханов, М.Есенов и другие. В рядах внутренних дел все они зарекомендовали себя только с положительной стороны. Прежде чем прийти сюда сотрудники областного и районного звеньев проходили собеседование и своеобразную стажировку в отделе обкома партии, где перед внесением данных кандидатур на бюро последним было слово К.Кайруллаева.

Большая работа в те годы велась по укреплению дисциплины, наведению порядка с приписками и казнокрадством. Был уличен в стяжательстве, нанесении ущерба государству и понес суровое наказание ряд руководящих работников. Была усилена борьба со всеми другими негативными явлениями. Достаточно сказать, что за массовые приписки и хищения, злоупотребление служебным положением в 1981-1986 годы были отстранены от должностей свыше 200 руководителей, входящих в номенклатуру обкома, горкомов, райкомов партии. Многие были исключены из партии, привлечены к уголовной ответственности.

Старший следователь областной прокуратуры Жасарал Жумашев единственный из Средней Азии (Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан) и Казахстана был командирован республиканской прокуратурой в Москву для выполнения особого задания Генеральной прокуратуры СССР – расследования одного из самого масштабного коррупционного дела в Узбекистане. Объектами его расследования в 1983-1985 годах стали предприятия и их руководство – директора, главные бухгалтеры, начальники отделов контроля и другие должностные лица как на территории Хорезмской и Кашкадарьинской областей, так и в Рязанской области РСФСР. А еще работник прокуратуры из Аральского района Мырзамурат Имандосов в те же годы был командирован в следственную группу Узбекистана, объектами расследования которого стали аналогичные дела в Каракалпакской республике. Включение сотрудников прокуратуры Приаралья в эти следственные группы был своеобразным мандатом доверия к правоохранительным органам низовьев Сырдарьи, в чем есть и немалая заслуга К.Кайруллаева.

Корекен на работе всегда был выдержанным и корректным, что всегда импонировало его подчиненным и коллегам. Но когда вопрос касался важнейших вопросов, твердости и прямоты, принципиальности ему не надо было занимать. У него был принцип: «Говорить правду и только правду». Своим подчиненным всегда подчеркивал: «Самая худшая правда от вас, лучше правды, услышанной от других. Говорите честно, без прикрас, со всеми имеющимися упущениями и изъянами». И сам открыто говорил о недостатках в деятельности центральных и вышестоящих государственных органов, невзирая на должности и персоналии. Имел на это моральное право, поскольку за его спиной не было какого-либо шлейфа нравственных пороков и изъянов.

Думаю, не ошибусь, если скажу, что К.Кайруллаев был одним из первых должностных лиц области, который смело и прилюдно критиковал тогдашнего члена ЦК КПСС, первого секретаря обкома партии Е.Ауельбекова. Выступая на XXIV областной партийной конференции в декабре 1988 года, он подверг резкой критике за то, что в последние годы наблюдается наплыв кадров из Тургайской и других областей. «Я далек от мысли усомниться в политических, деловых качествах прибывающих товарищей. Может, это действительно достойные, опытные товарищи, действительно прорабы перестройки. Я также понимаю необходимость ротации кадров в целях обновления, освежения обстановки. Но все это должно иметь разумные пределы. Ротация никак не предполагает повальную замену кадров на местах кадрами извне» (филиал областного архива общественно-политической истории, фонд 268, опись 1, дело 12217).

Рядом сидящие в зале зашикали на Корекена, но нашелся делегат конференции, который встал на его защиту. Это был В.Ю.Андреев, который знал К.Кайруллаева по работе в обкоме партии. Действительно, в отдел обкома партии, который он возглавлял, во второй половине 80-х годов прибыли новые кадры из других регионов страны. И если один из них любил причитать своим подчиненным о том, что у него после 11.00 болит голова, поэтому к нему после этого времени лучше не подходить, то другой постоянно просил коллег перевести ему письма из регионов с казахского языка на русский, чтобы понять смысл написанного. Эти кадры, естественно, не прижились на земле Сыра. А еще был московский чиновник из Министерства цветной металлургии СССР, назначенный заместителем председателя облисполкома, который побыл в этой должности всего несколько месяцев и убыл восвояси «из-за трудных условий проживания в Приаралье». Некоторые работники облисполкома даже не видели его в лицо.

Однако недостатки в кадровой политике тех лет никак не умаляют достоинств такой личности, как Е.Ауельбеков, о чем и сказал Корекен: «Позитивные сдвиги, которые происходят в области как в плане социально-экономического развития, так и укрепления партийно-государственной дисциплины, можно отнести к его заслугам. Он пользуется большим авторитетом в партии» (филиал областного архива общественно-политической истории, фонд 268, опись 1, дело 12217).

Принципиальность и порядочность К.Кайруллаева способствовали не только борьбе с негативными проявлениями, но и установлению справедливости в отношении лиц, незаконно подвергнувшихся гонениям и увольнениям. Помню, был восстановлен в органах внутренних дел через несколько лет член Союза журналистов Казахстана, майор милиции Ерболат Жусупов, который впоследствии дослужился до полковника полиции. И таких примеров немало.

Работая заведующим областным отделом социального обеспечения, заместителем и председателем областного совета народных депутатов, наш земляк приложил немало усилий по улучшению социального самочувствия людей. Был в числе инициаторов принятия постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР №1110 «О мерах по коренному улучшению экологической и санитарной обстановки в районе Аральского моря, повышению эффективности использования и усилению охраны водных и земельных ресурсов в его бассейне» от 19 сентября 1988 года и Закона РК «О социальной защите граждан, пострадавших вследствие экологического бедствия в Приаралье» от 30 июня 1992 года. Если первый нормативный акт канул в Лету в связи с упразднением СССР, то второй акт работает по сей день.

Корекен был начитанным человеком, у него была большая домашняя библиотека. Особое предпочтение отдавал казахским писателям – классикам, поэтам. Он всегда был в курсе последних литературных новинок, которые печатались в журналах «Жұлдыз», «Жалын», газете «Қазақ әдебиеті». Из его уст было интересно слышать интересные истории, байки, почеркнутые из книг, общения с аксакалами.

Когда же речь шла о документах и официальных выступлениях, то он был предельно лаконичен и краток. Не любил всяких вводных и пояснений, сразу же приступал к сути дела, что говорило о его высоком профессионализме и высокой юридической и интеллектуальной грамотности. Всегда бережно относился к кадрам, воспитывал их. До сих пор немало работников, начинавших путь под его началом, продолжают верно служить своей Отчизне.

Вот как вспоминает о совместной работе с Корекеном житель Калининграда В.Андреев:

«С Корганбеком познакомился, работая в обкоме партии. Наши кабинеты находились рядом. Если он был серьезным, сосредоточенным и неразговорчивым, то рядом сидящий его коллега Жарылкасын – жизнерадостным и веселым человеком, любил шутить, рассказывать анекдоты и веселые истории. От него мы слышали о трудном детстве Корганбека, его твердом характере, прошедшем закалку по жизни.

Мне в нем импонировало то, что он всегда имел самостоятельное суждение, порой, не совпадающее с мнением окружающих, вышестоящих должностных лиц. Был юридически подкованным, мы нередко обращались к нему за помощью, когда готовили персональные дела членов партии – когда решалась судьба человека, требовалось знание всех тонкостей и нюансов законодательства. И здесь его советы и консультации были всегда необходимыми и полезными.

Он имел большой авторитет среди руководителей правоохранительных органов. Нередко видел, как единственный генерал в области Билял Омаров, придя в обком, заходил к нему, информировал его о текущих делах. Такого отношения к себе можно было завоевать только благодаря своей честности, добросовестности, принципиальности и порядочности.

Именно эти качества подвигли меня на областной партийной конференции выдвинуть К.Кайруллаева в состав обкома партии, что было единогласно поддержано делегатами конференции, за что в свой адрес от первого секретаря Аральского райкома партии Б.Уалиева услышал: «Ты герой дня!».

Поздравляю Корганбека Кайруллаевича с юбилеем, желаю ему крепкого здоровья!».

К.Кайруллаева всегда отличали его подтянутость и энергичность. Даже вый-дя на заслуженный отдых он продолжал трудиться на благо своей земли в одной из уранодобывающих компаний, встречаться с молодежью, вести воспитательную работу.

С супругой Карипой, которая была ему всегда надежной опорой по жизни, он воспитал четверых детей, немало внуков. Сейчас в жизни Корекена не самый лучший период. В течение последних нескольких лет ушли из жизни и Карипа женге, и старший сын Сергазы… Переживая и сочувствуя Корганбеку Кайруллаевичу, хочу сказать: «Пусть Всевышний благословит и утешит Вас и упокоит души усопших своей любовью и милосердием!».

Уважаемый Корганбек Кайруллаевич! Желаю Вам, Вашим родным и близким крепкого здоровья, бодрого настроения и оптимизма!

Кенес МАХАМБЕТОВ,
ветеран труда, Астана

Читайте также: