В ноябре т.г. исполнилось бы 100 лет участнику Великой Отечественной войны Конысбеку Казантаеву, имя которого вписано в анналы истории бывшего СССР, суверенного Казахстана и земли Сыра.
Конысбек Турешович родился 5 ноября 1923 года в ауле Кызылжарма Кармакшинского района и прошел большой жизненный путь. Был свидетелем и голодных лет в низовьях Сырдарьи, и сталинских репрессий, когда по навету людей была исковеркана судьба многих и многих личностей края. Окончив в 1942 году Казалинское казахско-русское педагогическое училище, сразу же зарекомендовал себя грамотным и знающим специалистом. Благодаря этим качествам (тогда людей с таким образованием можно было пересчитать по пальцам) он сразу же был принят на работу заведующим общим отделом Кармакшинского райисполкома. С декабря 1942-го по декабрь 1945 года находился в составе действующей армии в авиационном полку, которая прошла дорогами Калининского и второго Прибалтийского фронтов.
В послевоенные годы работал на ответственных должностях Кармакшинского, Шиелийского райисполкомов. Начиная с 1956-го по 1985 год, практически треть века занимал руководящие должности, возглавлял Шиелийский, Сырдарьинский, Теренозекский и Жалагашский районы. И где бы он не работал, от его коллег и подчиненных всегда слышал только позитивные отзывы о его деятельности, которые можно свести к одному знаменателю – жил по совести.
Чтобы достичь такой оценки окружающих людей и коллег, ему приходилось преодолевать черную полосу ложных обвинений и клевету в его адрес в начале 50-х годов. Защищая свою честь и достоинство, он сумел не только отстоять доброе имя и репутацию себя и своей семьи, но и услышать извинения от первых руководителей области, поверивших лживым наветам «друзей». Этот высоконравственный, я бы даже сказал, самоотверженный поступок со стороны Конысбека Турешовича был совершен не только ради благополучия тогдашней молодой четы, но и ради будущего их детей, внуков, правнуков, всех потомков Казантаевых.
Из-за того, что он искал справедливость, истину и правду, попал в немилость одного из вышестоящих должностных лиц, которая привела к некоторым коллизиям в их служебных отношениях. Это длилось почти десять лет, до выезда этого чиновника в другую область.
Позже, уже работая первым руководителем районов, он никогда не забывал повторять своим подчиненным и коллегам, что самый тяжелейший порок среди людей – это зависть, которая заставляет их писать пасквили на близких и окружающих соседей, родственников, коллег по работе и должностных лиц того или иного региона или предприятия, вести всякие интриги и закулисную борьбу. Отмечал, что именно такое низменное человеческое поведение привело к тяжелым потерям среди интеллигенции и честных людей Казахстана в 30-е годы.
Первое мое заочное знакомство с Конысбеком Турешовичем состоялось в 1972 году. Тогда был студентом Ленинградского политехнического института, по приезде домой на каникулы от родного брата Султана услышал следующую историю. Брат был начальником участка ПМК-17 треста «Риссовхозстрой», который располагался в совхозе Ширкейли Теренозекского района, а сама колонна (начальник С.Рысбаев) базировалась в соседнем хозяйстве – совхозе имени 50-летия Казахстана. Однажды первый секретарь райкома партии К.Казантаев после посещения рисовых полей совхоза ознакомился с вновь введенными ПМК жилыми домами. Пояснения давали мой брат и директор совхоза Жанабай Азаматов. Руководитель района скрупулезно интересовался бытовыми условиями строителей, ходом строительных работ, ассортиментом магазина и рабочей столовой, деятельностью цеховой партийной организации участка. Ему понравились четкие и точные ответы брата, а также паспорт участка по возводимым объектам, который был выполнен солдатом срочной службы Муратом Бекежановым – выпускником Московской академии художеств имени Сурикова.
Первый секретарь райкома партии остался доволен работой начальника участка и порекомендовал ему вступить в ряды партии. Так, с легкой руки Конекена мой брат через некоторое время стал кандидатом в члены КПСС.
Второе мое очное (визуальное) знакомство состоялось весной 1975 года, когда Конысбек Турешович приехал к нам на участок «Ескі Жаңаталап» совхоза Жанаталап Жалагашского района, чтобы ознакомиться с ходом строительства рисового севооборота площадью около 500 гектаров ПМК-14 треста «Кызылордасовхозводстрой», где я работал мастером экскаваторного участка. Пояснения давали начальник ПМК Жасаганберген Кульназаров и главный инженер Максут Калыбаев, к ним иногда подключались начальники участков Ануар Мусаев (экскаваторный) и Жойшылык Усеров (скреперный).
Сразу же бросилось в глаза, что первый секретарь райкома партии высокий, энергичный и подвижный человек, хорошо разбирающийся в вопросах мелиоративного строительства. Говорил коротко, простым и понятным языком, без всяких вступлений и обтекаемых речей. Просил руководство ПМК, линейных инженерно-технических специалистов (прорабов и мастеров), механизаторов (экскаваторщиков, бульдозеристов, скреперистов), строителей гидротехнических сооружений поработать напряженно и сдать данный рисовый севооборот к началу поливной кампании, чтобы этот зерновой клин в том же году дал первый урожай. Эта задача гидростроителями колонны была успешно
выполнена.
Следует отметить, что, работая первым секретарем Теренозекского и Жалагашского районов, К.Казантаев многое сделал для социально-экономического развития этих регионов. Большие работы были осуществлены в мелиоративном и капитальном строительстве в ходе реализации майского (1966 года) Пленума ЦК КПСС, в наращивании производства сельскохозяйственной продукции, в первую очередь, риса.
Были построены Левобережный магистральный канал и канал «Айтек» с сооружениями, подпорные перегораживающие сооружения на протоке Караозек, рисовые и кормовые севообороты. Вдоль Левобережного магистрального канала были построены шесть новых совхозов с комфортабельным жильем, очагами культуры, образования и здравоохранения. В Сарысу и Каракумах было пробурено сотни скважин, построено сотни шахтных колодцев для водопоя скота. Помимо этого, было введено немало объектов животноводства и зернового хозяйства – молочные комплексы, откормочные площадки, зерновые тока, производственные помещения и др. Не случайно Левобережный массив орошения был признан Всесоюзной ударной комсомольской стройкой, и в низовья Сырдарьи приехало немало молодежи со всего бывшего Советского Союза. Летом на возводимых объектах трудилось сотни бойцов студенческих строительных отрядов из Молдавии и кызылординских учебных заведений.
Центральная усадьба совхоза №1 имени 50-летия Казахстана (ныне аул имени Н.Ильясова) в 70-х годах прошлого столетия была отмечена золотой медалью всесоюзной Выставки достижений народного хозяйства (ВДНХ) в Москве за создание благоприятной среды для проживания сельчан. Она включала в себя уютные, комфортабельные жилые дома, не было проблем с электричеством, питьевой водой и теплом. Улицы были асфальтированы, утопали в зелени. В поселке работали Дом культуры на 400 мест, столовая, торговый центр, школа, детский сад. Недалеко от центральной усадьбы располагался молочный комплекс.
Левобережный массив орошения стал для Конысбека Турешовича также своеобразной школой воспитания кадров. Через неё прошло немало должностных лиц, которые при нем и позже были выдвинуты на вышестоящие должности. Так, Козтай Абуов, Елеу Кошербаев, Самит Далдабаев, работавшие под началом Козекена, впоследствии стали первыми секретарями райкомов партии, Кожахмет Бекхожаев – председателем райисполкома, Алмагуль Божанова – акимом района, Дина Айсина – заместителем председателя облисполкома, Сеилбек Шаухаманов – первым секретарем обкома партии.
Вот как вспоминает о совместной трудовой деятельности с К.Казантаевым Почетный гражданин Кызылординской области Д.Айсина: «После окончания института трудовую деятельность начала в 1964 году с должности заведующей отделением областной психиатрической больницы, расположенной на территории совхоза Караузякский Теренозекского района. Затем была заместителем главного врача, главврачом этой больницы. Районная партийная организация и лично первый секретарь райкома партии Конысбек Казантаев уделяли большое внимание подбору и расстановке кадров из числа женщин. Несколько женщин были директорами школ, заведующими детскими домами, клубами и домами культуры, они активно участвовали в общественной жизни. Я была избрана депутатом районного совета народных депутатов, выступала на сессиях районного совета по проблемам здравоохранения и охраны материнства. В 1969 году по рекомендации облздравотдела и райкома партии была назначена главным врачом районной больницы.
Конысбек Турешович был строгим и требовательным руководителем, всегда на первое место ставил соблюдение дисциплины и добросовестное исполнение своих должностных обязанностей. Такое его ответственное отношение к делам и чаяниям тружеников района подтягивало нас, невольно заставляло анализировать свою деятельность: «А все ли я сделал на вверенном мне участке?». Вместе с Конекен в Теренозекском районе проработала 11 лет, и я благодарна судьбе, что свою трудовую деятельность начинала под руководством такого порядочного и честного партийного вожака!».
Своим партийным наставником считали Конекена немало людей, которые прошли через его школу воспитания. Об этом они делились на страницах СМИ (К. Наурызбаев, К.Айбусинов, К.Абдразакова и др.). А недавно ушедший из жизни после тяжелой болезни Сабит Отызбаев до последних минут отмечал, что в его жизни, помимо родителей, главными наставниками были Конысбек Казантаев и Еркин Ауельбеков, слова которых никогда не расходились с делами. Именно они своим личным примером и созидательными делами учили подрастающее поколение жить честно и добросовестно, не жалеть сил и энергии для развития своего Отечества.
Конекен всегда был сторонником того, чтобы вчерашние выпускники вузов начинали трудовую деятельность с производства, трудовых коллективов, образно говоря, пожили «в гуще масс», «пощупали руками бытие», что поможет им в дальнейшем как в профессиональном, так и в общественном плане. Именно так начинали свои первые шаги в Жалагашском районе Кожахмет Баймаханов, Нурлыбек Жолдасбаев, Омирбек Шаменов, Салхадин Мырзабеков, которые не раз встречались по долгу службы с первым секретарем райкома партии, получали от него рекомендации и наставления, а позже возглавили областной центр и районы области.
И Теренозекский, и Жалагашский районы в 60-80-е годы в период руководства К.Казантаева были в числе правофланговых регионов по многим социально-экономическим показателям. Особенно позитивные результаты были у рисоводов и овцеводов районов, что нашло отражение в их наградах и поощрениях. Например, Героями Социалистического Труда стали чабан Ахмет Халыков (1965 год), рисовод Касым Бодеев (1966 год), депутатами Верховного Совета СССР – рисовод совхоза Мадениет Айнаш Балгабаева, Верховного Совета Казахской ССР – директор совхоза Абуов Козтай, рисоводы Кыдыркожа Майлыхожаев, Райкуль Жалгасбаева, Улмекен Толегенова.
В 1980-1985 годы, когда я работал в обкоме партии, с Конысбеком Турешовичем удавалось встречаться на заседаниях партийных конференций, пленумов, активов, бюро. Его выступления на собраниях были конкретными, без славословий. Если кого-либо из должностных лиц и критиковал, то обязательно вносил конкретные предложения по устранению недостатков, сроки и персональных исполнителей для реализации этой задачи.
Всегда был собранным, очень хорошо владел ситуацией в районе, показателями и данными по каждому хозяйству и предприятию. Руководители хозяйствующих субъектов и подчиненные, когда шли на беседу, тщательно готовились, чтобы не выглядеть неподобающим образом в глазах первого секретаря райкома партии. Как говорил К.Баймаханов, возглавлявший в те годы ПМК-27 и ПМК-17, Конекена нельзя было провести на мякине, как это иногда удавалось с другими руководителями района. Он как опытный инженер-строитель с цифрами на руках грамотно вел беседу по всем процессам строительного производства, начиная от составления проектно-сметной документации до сдачи объекта государственной комиссии.
Конысбек Турешович вел большую работу по воспитанию работников аппарата, следил за их внешним видом, проводил аппаратные совещания по элементам этики, чтобы подчиненные не попадали впросак, когда к ним на прием приходили жители. Он аккуратно и ответственно относился к работе с документами, приучал к этому и своих подчиненных. Помнится, в начале 80-х годов инспектор ЦК КПСС Семен Денякин проверял в области состояние работы секторов учета партийного билета. Им скрупулезно была изучена деятельность завсектором райкома партии Казии Абдразаковой и была дана высокая оценка этой работе, о чем впоследствии на аппаратном совещании обкома партии проинформировал первый секретарь обкома партии Т.Есетов.
Кстати, для К.Абразаковой уроки К.Казантаева не прошли даром. Уже позже, работая заведующей общим отделом райкома партии, руководителем аппарата акима района, строго придерживалась рекомендаций и установок, которые давал Конысбек Турешович. У неё всегда был надлежащий порядок с документами, установлен фактический (реальный), а не бумажный контроль за исполнением принятых решений.
У Конысбека Турешовича в отличие от других должностных лиц области был четкий каллиграфический почерк, чему мы, сотрудники аппарата обкома партии, всегда удивлялись. Писал грамотно, с наклоном вправо, как нас учили в школе. Именно таким образом он писал тезисы своего выступления, накладывал резолюции на документах, а иногда переписывал в блокнот крылатые выражения и афоризмы, которые потом заучивал и цитировал при необходимости. Этот секрет рассказал мне тогда секретарь обкома партии Николай Подольский, который также собственноручно записывал себе такие цитаты.
Татьяна Черниговская – профессор Санкт-Петербургского государственного университета, известный ученый в области нейронауки, психолингвистики и теории сознания утверждает: «В древнем Китае было интересное требование к людям, которые претендовали на должности высших чиновников. Они должны были сдать два экзамена: по каллиграфии и стихосложению. По её мнению, каллиграфия вырабатывает такие навыки, как тренированная рука, тренированный мозг, терпение, сосредоточенность, аккуратность и эстетическое чувство, а стихосложение – правильную организацию сознания мозга.
Эти утверждения ученой, на мой взгляд, целиком и полностью подходят к политической деятельности К.Казантаева, который обладал не только каллиграфическим почерком, но и умением моментально сложить четверостишье, что характерно для многих уроженцев кармакшинской земли, впитавших это творческое начало с кровью
матери.
Терпение, сосредоточенность, тренированный мозг, эстетическое чувство, правильная организация деятельности – это лишь часть того, что мы видим из слов ученой касательно К.Казантаева. Я бы к этому добавил от себя еще и следующее: Порядочен. Искренен. Самокритичен. Не любит фальшь и пустословие. Профессионал своего дела. Любит свою землю и малую родину.
Ветеран труда Максут Калыбаев, ныне проживающий в Алматы, вспоминает: «С Конысбеком Казантаевым мне пришлось работать в 60-70-е годы прошлого столетия. В те годы он возглавлял Теренозекский и Жалагашский районные партийные организации, показал себя умелым организатором, принципиальным и справедливым руководителем, настоящим партийным вожаком. Районы под его руководством всегда добивались позитивных результатов.
Прежде всего он запомнился мне тем, что был честным и добросовестным руководителем, чистым на руку. И этого требовал от своих подчиненных. Он мог на заседаниях пленумов и бюро райкома партии, партийных собраниях критиковать подчиненных, разнести их, как говорится в «пух и прах», наложить им строгие партийные взыскания, но никто из руководящих кадров тех лет, кто работал под его началом, не был осужден.
Несмотря на жесткость и требовательность к подчиненным Конекен всегда уважительно относился к ним вне службы. Ежегодно, после завершения уборочного сезона и районного сабантуя в Теренозеке вместе с супругой Багжан накрывали дома дастархан для районного актива и руководителей хозяйств, обслуживал их лично сам, разливая в бокалы своим подчиненным напитки.
Всегда интересовался новинками и передовым опытом. Работая первым секретарем райкома партии видел у него на столе несколько отраслевых журналов «Сельхозтехника». Как выяснилось, он их не только прочитал, но и сделал записи в свой блокнот, чтобы задать мне ряд вопросов касательно Ипатовского метода на Ставрополье, выражавшемся в объединении техники в уборочно-транспортные комплексы и организации уборки поточным методом, что давало, по его мнению, определённый эффект лишь на больших площадях зерновых чеков.
Умел шуткой разрядить обстановку. На одном из собраний по итогам года он первым слово предоставил первому заместителю облисполкома Д.К.Яковенко, затем начальнику облмелиоводхоза, сказав примерно следующее: «Слово предоставляется товарищу Арыстанбаеву С.Ш.», и следом добавил: «Весной и летом, когда на поля нужна поливная вода, мы все обращаемся только «Сабыр Шаймерденович!», а сейчас казенно «Товарищ Арыстанбаев». Зал разразился аплодисментами и смехом».
Боевой и ратный путь, заслуги Конысбека Казантаева перед Отечеством отмечены высокими государственными наградами – тремя орденами Ленина, орденом Октябрьской революции, орденами «Отечественной войны II степени», «Знак Почета», Трудового Красного Знамени», многими медалями. Избирался делегатом XXIII съезда КПСС. Его именем названа улица в областном центре.
Надежной опорой Конысбека Турешовича во всех его созидательных делах были его супруга Багжан апай, две дочери, трое сыновей и внуки, которые теплом своих сердец, успехами подвигали главу семейства на новые дела и свершения. Все дети занимают достойное место в обществе, радуют успехами во благо суверенного Казахстана его внуки и правнуки.
Накануне 100-летия К.Казантаева, люди, знавшие лично и по работе в регионах, с особой теплотой отзываются о нем. Раз жива память о нем, значит, он с нами.
Кенес МАХАМБЕТОВ,
ветеран труда, город Астана