Жемчужина музыкального искусства - «Кызылординские Вести»

Жемчужина музыкального искусства

01.08.2023

451 0

12

Кызылординская земля богата на таланты. В бескрайних, напоенных песком и солнцем степях Приаралья появились на свет лучшие сыны казахского народа, такие, как Мустафа Шокай и Темирбек Жургенов, Султанбек Кожанов и Конырходжа Ходжиков. Отечественную литературу значительно обогатили своими произведениями Аскар Токмагамбетов, Абдилда Тажибаев, Калтай Мухамеджанов, Жарасхан Абдрашев. Яркий след в развитие национального искусства внесли замечательная актриса театра и кино Сабира Майканова, соловей казахской эстрады Роза Багланова, композитор Кенес Дуйсекеев, звезда современной эстрады Батырхан Шукенов. Этот список можно продолжать долго.

Наша сегодняшняя публикация посвящена жизни и деятельности еще одного нашего земляка, лауреата Государственной премии Республики Казахстан, кавалера ордена «Құрмет», музыканта и дирижера Толепбергена Абдрашева. В этом году ему исполнилось бы 75 лет.

Ярким и многогранным был его талант, благодаря которому мальчишка из затерявшегося в отрогах гор Каратау небольшого аула стал дирижером мирового уровня и гордостью своего края.

Он родился 26 июля 1948 года в совхозе Кенес Жанакорганского района. С детства замечательно играл на домбре, что, впрочем, не было в новинку для жителей сельской глубинки – древним инструментом предков в степи владеет и стар, и млад. После окончания десятилетки по настоянию родителей начал работать трактористом. Но истинный талант всегда сумеет пробить себе дорогу, как случилось и с Толепбергеном.

Однажды на глаза ему попался обрывок газеты с сохранившимся объявлением о приглашении абитуриентов в Казахскую государственную консерваторию имени Курмангазы и, окрыленный мечтой юноша приехал в Алма-Ату. Талантливого парня зачислили в класс кобыза, совсем скоро он начал виртуозно исполнять на древнем инструменте номадов произведения самого разного плана.

Ему повезло с педагогами. В дирижерском классе преподавал народный артист Казахской ССР, мастер высочайшего класса Тургут Османов. Толепберген блестяще окончил консерваторию сразу по двум специальностям – кобызу и оркестровому дирижированию. Как одного из лучших выпускников алматинской консерватории его направили на дальнейшее обучение в Московскую консерваторию, где он попал в класс Геннадия Рождественского – дирижера с мировым именем.

Успех не заставил себя ждать. Молодой, подающий надежды музыкант принял участие в престижном международном конкурсе дирижеров «Фонд Герберта фон Караяна» в Берлине. Среди 80-ти музыкантов, приехавших из всех уголков мира, он занял четвертое место и получил приглашение на стажировку в музыкальную столицу мира – в Вену. Общение с артистами высокого профессионального мастерства обогатило его впечатлениями и оказало благотворное влияние на его дальнейшее творчество.

Молодого дирижера ждало блестящее будущее в Москве, ему предлагали остаться работать в консерватории. Но в его сердце всегда жила любовь к Родине, и он вернулся в Казахстан. Здесь он возглавил Государственный академический симфонический оркестр РК, которому посвятил весь свой творческий пыл и талант.

Симфонический оркестр во главе с Т.Абдрашевым гастролировал с концертами по республике и за рубежом. Наш земляк неоднократно выступал как приглашенный дирижер с прославленными коллективами Болгарии, Германии, Австрии, Англии, США и Кореи.

Маэстро очень любил коллектив оркестра – а это больше ста человек. Он проявлял заботу о каждом артисте, умел защитить, помочь, всегда живо откликался на проблемы, уважительно относился к музыкантам, но мог быть и очень строгим и требовательным.

Как вспоминают оркестранты, работать с маэстро было невероятно интересно. Он всегда готовил интересные программы и строил большие планы, приглашал в Казахстан музыкантов с мировыми именами, используя связи, которые наладил, когда жил в Москве.

Дирижер высокого класса, он всегда был дотошным в деталях и уделял особое внимание красоте и чистоте звука, интонационной точности тембра. На признанных сценах мира не раз звучали концерт для фортепиано с оркестром Сергея Рахманинова и симфония «Манфред» Петра Чайковского. Эти произведения считаются технически особенно сложными, но маэстро всегда выделял этих двух композиторов: Чайковского – за его тонкий лиризм и Рахманинова – за глубокую философию.

Т.Абдрашев был человеком жизнерадостным и открытым. У него было много друзей, он любил компании, увлекался рыбалкой. Человек, вышедший из глубинки, он пробился на вершину музыкального олимпа благодаря своему незаурядному таланту и трудолюбию и внес большой вклад в развитие симфонического искусства Казахстана.

Он прожил всего 59 лет, из которых 25 отдал родному коллективу – Государственному академическому симфоническому оркестру РК. Он умел найти в музыкальных звуках свой собственный сюжет и передать его слушателю. Он не только слышал музыку, но и чувствовал ее сердцем.

Оставленное им наследие – это не только его концертные записи, но и те нравственные и духовные уроки, которые он преподал своим ученикам. Наряду с концертной деятельностью, он успешно совмещал и преподавательскую деятельность – вел дирижерский класс в Казахской национальной консерватории имени Курмангазы. Замечательный педагог, человек редкого таланта и души, он воспитывал в своих учениках любовь к трудолюбию. Считал, что только неустанный труд и терпение помогут стать настоящим артистом. Он воспитал целую плеяду талантливых дирижеров, представляющих сегодня казахстанское оперно-симфоническое искусство на мировом уровне – это Алан Бурибаев, Абзал Мухитдинов, Ерболат Ахмедьяров, Арман Оразгалиев, Павел Тарасевич, Ернар Нуртазин, Канат Омаров и другие.

Мэтр казахской музыки, композитор Нургиса Тлендиев назвал Т.Абдрашева «жемчужиной музыкального искусства мирового масштаба».

На кончике тонкой дирижерской палочки – незримая нить, связывающая всех музыкантов. Стать инструменталистами и успешными исполнителями могут сотни, а вот дирижером – единицы, им надо родиться. Именно таким человеком был Толепберген Абдрашев.

Жанна БАЛМАГАНБЕТОВА

Читайте также: