Землянка средь камышей - «Кызылординские Вести»

Землянка средь камышей

10.02.2024

313 0

obshhaja

Документальный рассказ

Среди наших постоянных читателей и авторов – член Союза журналистов Казахстана, полковник полиции в запасе, Почетный сотрудник МВД РК Амирбек Шаймагамбетов. Наш земляк совместно с писателем Нурлыбеком Сафиным в честь 30-летия Независимости Казахстана выпустил документальную книгу «Тәуелсіздік қырандары», повествующую о буднях кызылординской полиции. Публикуем один из рассказов.

Наскоро выехавший заполночь из райцентра Жалагаш автомобиль «УАЗ», на сколько это было возможно, быстро мчался по дороге, проходящей вдоль железнодорожной линии и ведущей к аулам имени Шаменова и Каракеткен. Видавший виды асфальт весь был в колдобинах и рытвинах, что водителю часто приходилось тормозить и изворачиваться, чтобы ненароком не опрокинуться или не попасть в яму. И все же таких сюрпризов вполне хватало, что старая машина всем корпусом трещала и скрипела каждый раз, когда попадала своими колесами в какое-нибудь углубление.

Все трое ехавших хранили глубокое молчание. Кажется, что они сердиты на то, что их среди ночи вытащили из теплой постели и заставили ехать в эту даль, да еще по такой несносной дороге. Хотя, кроме молодого сержанта Рахима Маханбетова, двоих других таким положением дел давно уже трудно удивить. Один из них первый заместитель начальника Жалагашского районного отдела внутренних дел по оперативным делам, подполковник полиции Барысбек Ахметов, а другой – начальник отделения уголовного розыска, майор полиции Шайзат Жунусов. Данная поездка была для них привычной, одной из многих в их многолетней службе в полиции.

По оперативным сводкам, полученным недавно от коллег из соседнего Кармакчинского района, Ахметову стало известно, что несколько молодых людей, в прошлом причастных к уголовным делам, связанным с наркотиками, в последнее время стали чаще навещать аул Далдабай. Тогда подполковник поручил майору Жунусову довести до участкового данного аула Бектая Саламатова полученные сведения. В ответ Саламатов подтвердил возникшие подозрения подполковника. Действительно, по сообщению местных жителей, с недавних пор в камышах, растущих у небольшого оросительного канала, поселился один из жителей Кармакчинского района. Говорят, что он вооружен охотничьим ружьем. Местных жителей, желавших косить камыш у этого канала, он не подпускает, угрожая расправой. «Мне кажется, что там он выращивает анашу», – заключил свой доклад Саламатов. Подозрения участкового нашел небезосновательными и сам начальник РОВД, подполковник полиции Жетпис Кошкаров, который поручил тщательно исследовать местность.

И вот среди ночи полицейский автомобиль мчал троих сослуживцев в эту даль.

***

В ауле Далдабай проживает около четырехсот человек. В соседнем Каракеткене – втрое больше. Асфальтированная дорога, следующая из Кармакчинского райцентра, проходит мимо Далдабая. Видимо, поэтому здесь чаще можно встретить жителей соседнего района, чем жалагашцев.

Вплоть до шестидесятых годов прошлого века здешние места были богаты всевозможными озерами и другими водоемами. В озерах с историческими названиями: Майколь, Киндикколь, Уйсынколь, Туйе кеткен и других местные рыбаки постоянно брали солидный улов, что не могло не радовать их. Однако вскоре вода стала пропадать, и прежде богатые озера стали постепенно высыхать. Даже сами названия озер со временем начали забываться и уходить в Лету. Оросительные каналы и озера обезвожились и покрылись солончаком. Отсутствие воды сказалось и на жизни местного населения. Многие начали покидать родные края в поисках лучшей доли. Поползли слухи о том, что по тропам, проложенным на дне бывших озер и каналов, нынче кочуют скотокрады и конокрады двух соседних районов.

***

Старший лейтенант полиции Бектай Саламатов сел в автомобиль прибывших полицейских и вместе в ними поехал в степную местность, расположенную возле аула имени Шаменова. Легкая пыль мягко ударяет по колесам автомобиля, покрывая собой его корпус. Близился час рассвета. И тем не менее, на небе ярко светила луна, озаряя своими лучами проселочную дорогу и всю округу.

– Здесь параллельно друг другу расположены три оросительных канала, – поясняет участковый ситуацию. – Раньше в них была вода. Ну, а теперь, они полностью высохли. Но река недалеко и грунтовые воды близки, поэтому здесь густо растет камыш. Нам нужно добраться до среднего канала.

Автомобиль остановился на подъезде к густым камышовым зарослям. Чтобы раньше времени не вспугнуть подозреваемых, дальше решили идти пешком. Когда прошли первый канал, Саламатов рукой указал на густые заросли второго канала. «Там», – приглушенно шепнул он. И на самом деле участок, на который указывал Саламатов, выделялся обилием камыша, который, будто морские волны, плавно развевался и раскачивался на ветру.

– А где он спит?

– Наверное, там же, среди камышей, – предположил Жунусов.

– Как указывали местные жители, должно быть здесь, – сказал участковый, указывая рукой на те же заросли, выделявшиеся обилием растительности.

– Хорошо. Тогда ты, Шайзат, обходи справа, а я – слева. Нужно выяснить его месторасположение. А вы вдвоем остаетесь здесь и наблюдаете за местностью, – распорядился подполковник Ахметов, взглянув на участкового и сержанта. – Только тихо.

Слегка пригнувшись, подполковник спешно спустился в русло канала и исчез в зарослях камыша. Пройдя несколько десятков метров мимо поташников и сухих кустарников джингиля, дошел до противоположного берега канала. Очень глубоко. Да и своей крутизной порождает необъяснимый страх. Дальше прошел мимо камышей в человеческий рост. Их сухие ветки издавали сильный треск, что казалось, будто он может распространиться очень далеко в округе. Остановился и прислушался. До слуха доносится только лишь легкое шуршание молодых всходов камыша. «Может, это Шайзат? – мысленно предположил подполковник. – Но ведь он должен пройти по правой стороне». «Не хватало, тут нарваться на кабана», – вновь подумал Ахметов. Рука невольно потянулась к кобуре. Вдруг недалеко появился явный облик приближающегося человека. В его сумрачном силуэте было видно, что за спиной он несет ружье. Прохожий не заметил спрятавшегося в кустах подполковника и, пройдя метров двадцать по дамбе, резко скатился вниз, в русло высохшего канала.

Поняв, что в данной ситуации нужно быть крайне осторожным, после того, как загадочный вооруженный человек исчез из виду, Ахметов тихо вернулся обратно. Старший лейтенант Саламатов и сержант Маханбетов были там же, где их оставил подполковник. Они тоже заметили прохожего.

– Видите, вон то белесое место? – протянув руку вперед, обратился к Ахметову участковый инспектор. – Взгляните вон туда, на нижнюю часть кустарника. Он спустился именно туда. Кажется, у него там землянка.

– Не похож он на тех, кто косит сено. Охотник, чтоб его! – гневно промолвил Ахметов.

– А зачем ему ружье? – подал голос молчавший до этого сержант Маханбетов.

– Узнаем. Потом, – поочередно взглянув на подчиненных, сказал подполковник. – Рахим, ты скорее найди майора, а мы с Бектаем подойдем к «охотнику» сзади. Теперь он должен спать.

Саламатов последовал за Ахметовым. Они пошли не прямиком, а обходным путем, слева по берегу канала. И тут в их глаза бросилась вырытая в дамбе нора. Вход в нее был прикрыт веткой дерева, над которой проглядывался камышовый навес.

– Стой здесь и не двигайся, – тихо скомандовал подполковник, пристально глядя в глаза старшего лейтенанта, – а я подойду ближе и разведаю обстановку. Когда дам сигнал, быстро подходи. Понял?

– Понял, – ответил Саламатов.

Склонившись низко, Ахметов взобрался на дамбу, затем так же направился в сторону норы. Камышовый навес с каждым шагом виден яснее и яснее. Первые лучи солнца начали озарять округу. И вдруг послышался тяжелый топот человеческих ног, а вслед за этим со стороны норы раздался выстрел. И тут подполковник увидел, как майор Жунусов подбежал к большому дереву, растущему напротив входа в нору и спешно спрятался за его стволом.

Медлить было нельзя. Поняв это, подполковник Ахметов всей тяжестью своего тела бросился поверх навеса. Этот поступок оказался кстати. Так как подполковник упал прямо на прятавшегося в норе человека, направившего дуло ружья к выходу. Раздался очередной выстрел. Однако теперь ружье валялось на земле. Не дав опомниться обитателю землянки, Ахметов резко схватил его за шкирку и всей силой потянул к выходу и повалил на землю ниц. Не ожидавший такого нападения, стрелок даже не понял, что происходит. Выпученными от изумления глазами он смотрел то на подполковника, то на бегущего к ним майора. Стремясь не дать владельцу ружья опомниться, Жунусов резко взгромоздился на его спину и скрутил назад руки. Подбежавший вслед за этим старший лейтенант Саламатов вбежал в землянку и начал осматривать ее внутренность, а сержант Маханбетов стал оглядываться вокруг, чтобы ненароком кто-то другой не пришел на помощь стрелку.

 И тут только заметил подполковник, что подозреваемый был худощавый и совсем еще молодой человек. Одет он был в старые брюки и в видавшие виды куртку. Весь истощенный и обросший. Приподняв его с земли, майор Жунусов пару раз гневно встряхнул, приговаривая: «Я покажу тебе, как в людей стрелять!». А тот только и делал, что умоляющим взглядом смотрел на подполковника, будто искал в нем защиты.

– Ладно. Оставь его! – обратился к майору Ахметов. Затем посмотрел на задержанного и спросил: – Кроме тебя, есть еще кто?

– Нет. Я один, – тихо промолвил тот в ответ. Поднял глаза, в которых заблистали слезы.

– Дядя Барысбек, это вы? – неожиданно раздался его жалобный голос.

Ахметов резко взглянул на него и с сомнением в голосе проговорил:

– Что-то мне твое лицо кажется знакомым. Ты не из Жусалы? Как тебя зовут?

– Шаттык. Шаттык Акимтаев.

– А-а, вспомнил. Я хорошо знал твоего отца. Хороший был человек покойник. А ты что здесь делаешь? Только и позоришь имя такого человека!

– Приходится выживать.., – ответил плаксивым голосом юноша.

– Говорят, что ты выращиваешь коноплю? Это так?

Но в ответ парень только промолчал. В глазах – отчаяние. Нервно покусывает потрескавшиеся на солнце и на ветру губы.

– Что молчишь? – вмешался в разговор майор Жунусов. – я только что видел, что все дно канала усеяно коноплей.

– Это так? – устремил свой взор в парня подполковник. – Идем! Покажешь!

Первым двинулся с места майор, за ним сержант, который одним концом наручников был прикован к подозреваемому и вел его за собой. Цепочку замкнули старший лейтенант и подполковник. Когда все они прошли сквозь густые заросли камыша и достигли старой дамбы канала, то увидели на дне бывшего водоема чуть ли не бескрайние посевы конопли. Урожай выдался богатый. Кусты конопли высотой почти в человеческий рост мерно развевались на тихом ветру. Путники спустились метров три-четыре и оказались на самом дне оросительного канала. По всему было видно, что сажали коноплю по-хозяйски добротно, с размахом, местами разравняв для этого края дамбы. Повсеместно были видны специально вырытые колодцы. Ясно, что поливали посевы водой, которая скапливалась в этих колодцах.

– Все это не с руки одному человеку, – задумчиво произнес Ахметов, оценивая взглядом масштабы увиденной картины. Затем, повернувшись к Шаттыку, уверенно сказал, – Кто-то же тебя надоумил делать все это! Кто он?

– Один кореец. Имени не знаю. Мое дело – вовремя поливать.

– Он приносит тебе еду?

– Да.

– Видно, что немало уже скосили. Куда все дел? – спросил подполковник парня, когда все вышли из канала.

– Кореец забрал.

– Сам приезжал?

– Да, сам.

– Корейцы, выращивающие коноплю, насколько мне известно, так не поступают, – покачал головой Ахметов. – Не похоже это на них. Ты можешь быть привлечен в качестве подельника. Но я могу тебе помочь. Скажи, кто все это организовал?

– Я же сказал, кореец.

– Не верю. Ты что-то не договариваешь, – громче обычного проговорил подполковник и, обращаясь к сержанту, сказал, – Отвези его в отделение. Пусть посидит в камере и хорошенько подумает. А сам потом возвращайся обратно!

***

Почувствовав, как от долгого сидения затекли ноги, Ахметов разложил камыш и с наслаждением лег на полученную лежанку. Глаза устремил ко входу в ту самую нору, в которой обитал Шаттык. «Должен же кто-нибудь явиться сюда, – думал он. – У парня даже хлеба не осталось… Говорит, городской кореец. Подполковник по своему опыту знает, что корейцы стараются лишний раз не показываться на глаза. Если нужно, они завезут продуктов, которого хватит до самой осени. В основном, консервы. А здесь от консервов нет никакого следа. Скорее всего, это кто-то из местных. Или из соседнего Кармакчинского района…».

После того, как сержант Маханбетов увез в райцентр подозреваемого, все трое расположились так, чтобы можно было легко и незаметно наблюдать за теми, кто явится в эту землянку. Кто-нибудь да явится с продуктами для товарища. Если не сегодня, то завтра или же послезавтра. А что, если они узнали, что мы изловили их подельника?! В таком случае не мы за ними, а они будут следить за нами. И больше здесь не покажутся. Если сегодня до вечера никто не покажется, надо поехать в райцентр и поднять все дела, связанные с наркотиками. Майор со старшим лейтенантом и сержантом могут сами вести наружное наблюдение.

Тут подполковник задумался о задержанном Шаттыке. Лет ему двадцать пять. По молодости сидел за воровство. Знает его с тех пор, как служил оперативником в Кармакчинском РОВД. Круглый сирота, рано остался без родителей. В таком деле, как выращивание конопли, такие как Шаттык, одинокие люди, не имеющие поддержки, очень даже кстати. В случае чего, можно все свалить на него. Бедолага! Он думает, что его вины в этом нет. Посевы конопли в таких масштабах кроют за собой тяжелые последствия. Весь канал полон конопли. Почти на целый километр растянулись посевы. Сейчас таких становится много. В прошлом, тысяча девятьсот девяносто шестом году в руки правоохранительных органов попала группа людей, занимающаяся посевами конопли в степях Кумколя. Тогда приходилось видеть, как кусты конопли достигают трех метров высоты. Очень похожи на ели.

Захотелось спать. Да и есть хочется. Однако ж надо потерпеть.

***

У майора Жунусова, удобно расположившегося в густых зарослях камыша, в голове витали свои мысли. «Аллах не одобряет преступления, – думал он. – Поэтому преступник всегда боится наказания. Им овладевает страх. Пропадает спокойный сон. Ведь совершенное преступление съедает его изнутри».

Служить в милицию Шайзат Жунусов пришел совсем еще молодым парнем, в 1986 году. С тех пор прошло полных всяких приключений одиннадцать лет. Особенно не выходит из головы одна история, которая имела место в его родном ауле Аккыр. Немало людей тогда она всполошила. Было это в начале девяностых годов прошлого столетия. Один из жителей аула по имени Тураш вдруг возьми да и исчезни средь бела дня. Лет ему было около пятидесяти. Говорили, что в тот день он пошел в гости к одному из своих аульчан в качестве одного из сватов. А на утро его уже нигде не было. Как сквозь землю провалился. Хотя его отец был человеком набожным, сам Тураш нередко любил пригубить рюмку-другую.

В связи с его загадочным исчезновением по аулу поползли различные слухи. Одни говорили, что он встал на путь истины и решил совершить паломничество по святым местам. Ну а некоторые шутники утверждали, что самолично видели, как Тураша забрали инопланетяне. Видимо, для того, что исследовать его печень, которая выдерживает столько алкоголя. Три месяца о нем не было ни слуху, ни духу. Близкие Тураша уже потеряли последнюю надежду на его возвращение.

Однажды Жунусову позвонил его младший брат Амир, служивший тогда начальником городского ГАИ. По его словам, к их отцу, аксакалу Бердибеку, пришла одна старушка из их аула и сообщила, что не раз видела призрак Тураша у себя дома. «Можешь проверить, что за дух там гуляет?», – спросил Амир. Так и сделал. Старушка живет одна. Ее сын трудится водителем грузовика в военном гарнизоне Байконура. Перед исчезновением Тураша он приезжал в аул на своем «ЗиЛе», а на следующее утро уехал обратно и больше ни разу не показывался в родных краях. Жунусов поехал в Байконур. Узнав своего земляка, парень выбежал к нему навстречу и тут же разрыдался.

– Что случилось? Ты чего плачешь? – задал вопрос озадаченный таким поведением молодого человека офицер.

– Я, наверное, сойду с ума! Бессоница замучила! Стоит только прикрыть глаза, как передо мной появляется дядя Тураш, – сквозь слезы проговорил парень.

– Что ты знаешь о его исчезновении? Говори!

– Я его и не заметил, – не переставал плакать собеседник.

(Продолжение следует)

Комментарий нет. Напишите первым!

Читайте также: