Архары с причудливыми рогами, одногорбые верблюды-нары, колесницы и повозки, хоровод женщин с бубнами, охотничьи и батальные сцены… Это сюжеты наскальных рисунков в ущелье Сауыскандык в горах Каратау, оставленные нашими далекими предками много веков назад. Петроглифы – а именно так их называют ученые-археологи – дают представление о жизни и быте народов, населявших эти места. Кто они, чем занимались, с кем воевали, что проповедовали? На эти вопросы можно получить ответы, изучая петроглифы, расположенные в Шиелийском районе в 50 километрах от аула Енбекши.
Ныне уникальный памятник древности, которым кызылординцы могли бы гордиться, находится на грани исчезновения. Археологи, историки, журналисты бьют тревогу, пытаясь привлечь внимание общественности, местной власти к этой проблеме.
Свои опасения по поводу сохранности петроглифов Сауыскандык высказал Мурат Абенов – уроженец этих мест, депутат Мажилиса Парламента РК. Вместе с акимом области Нурлыбеком Налибаевым он недавно посетил эти места. Результат осмотра неутешителен: петроглифы действительно находятся под угрозой исчезновения, поэтому необходимы срочные меры, чтобы не потерять их безвозвратно.
Одна из проблем в том, что с освоением месторождений ваннадия эти места, ранее безлюдные, стали активно застраиваться. ТОО «Балауса», например, построило здесь завод, следом появились вахтовый городок, баня. Между тем, бьют тревогу в государственном коммунальном учреждении по охране памятников истории и культуры области: петроглифы Сауыскандык вошли в республиканский список памятников истории и культуры и находятся под охраной государства, в связи с чем определена охранная зона объекта.
Как найти общий знаменатель?
Старший научный сотрудник исследовательского центра археологии при Международном казахско-турецком университете имени Яссауи Сагымбай Мургабаев на протяжении ряда лет вплотную занимается исследованием петроглифов Южного Казахстана.
– Сами петроглифы Сауыскандык занимают территорию в 133,22 гектара, охранная зона определена в 219,1 га, площадь охраняемой природно-ландшафтной зоны – в 326,48 га. Таким образом, общая площадь охранной зоны составляет 678,8 га. Так получилось, что в охранную зону вошла проблемная территория площадью в один гектар, принадлежащая ТОО «Балауса». Теперь через нее проходит линия электропередач для вахтового городка, а между ним и заводом пролегает грунтовая дорога, по которой ездит тяжелый грузовой транспорт. Вибрация от его движения тоже негативно влияет на поверхность скал. Не менее вредны выхлопные газы, дым от сгорания угля, которым отапливают баню – во время осадков они образуют так называемые кислотные дожди, которые также оказывают разрушительное воздействие на скалы, – сетует ученый.
И это только полбеды: горные скалы с петроглифами примыкают вплотную к бане для горняков. Там же скапливается мусор, который засоряет местность. Но наибольший вред наносят взрывные работы, которые все время ведутся на месторождении.
– Каратауский горный хребет относится к слоистым сланцевым породам, подверженным разрушениям. На горных скалах появляются трещины и расколы из-за взрывов в карьерах, – подчеркнул С.Мургабаев, вспомнив, что лет семь-восемь назад ученые-археологи встречались с руководством ваннадиевого завода и договорились о переносе взрывных работ дальше к северу. Хотя, по всему видать, обещание это не было выполнено.
До недавнего времени места эти были безлюдными, здесь царили первозданная природа, тишь да благодать – местность находилась вдали от железнодорожных и автомобильных магистралей. Разве что изредка на местные плодородные пастбища забредали со своими стадами местные чабаны.
Усугубило состояние петроглифов появление большого количества людей. Стало больше проезжающих, наведываются любители пикников, поскольку места здесь живописные – красивый пейзаж, рядом шумит водопад Куркуреу, большее время года стоит теплая солнечная погода. Конечно, прекрасно, что жители любят активный отдых, но вот беда: люди оставляют на скалах поверх древних изображений свои имена. А еще надписи отдыхающие выбивают острыми предметами или наносят краской. Оставить след своего пребывания – для некоторых непреодолимая потребность. Имена себя, любимых, или своих подруг они вырезают на стволах деревьев, на скамейках в парках и скверах.
Каждый камень – история
Петроглифы Сауыскандык – не единственные на территории Казахстана, они есть в Туркестанской области в урочищах Боралдай и Арпаузен (тоже в горах Каратау), на хребте Ешкиольмес в Джунгарском Алатау, в горном массиве Хантау в Прибалхашье. Петроглифы более позднего периода найдены в ущелье Карасай в Жамбылской области, в гроте Ак бауыр в Восточном Казахстане, есть Олентинские надписи вблизи Экибастуза. Многие из них еще не до конца исследованы и ждут своего часа. Самым известным образцом наскального искусства являются петроглифы урочища Тамгалы в окрестностях Алматы в Чу-Илийских горах. Прозванные археологами настоящей древней художественной галереей, они внесены в список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО. Между тем, по мнению ученого-археолога С.Мургабаева, петроглифы урочища Сауыскандык представляют не меньший интерес.
– Это самые древние из найденных на территории Казахстана, они появились лет на 500 раньше петроглифов урочища Тамгалы, – считает ученый. – Как показали археологические раскопки, именно в горах Каратау появились первые места агломерации первобытного человека. Найденные здесь стоянки древних людей относятся к каменному веку, к периоду нижнего палеолита. А сюжеты изображений, выбитых на горных скалах протяженностью в пять километров, богаче и больше по количеству тех, что в Тамгалы. Это своего рода панорама жизни наших предков, которая дает представление о разных периодах истории, создавая картину жизни и быта населявших эти места народностей и племен, начиная с эпохи бронзы и заканчивая периодом Казахского ханства. Уникальны они еще и тем, что очень содержательны по тематике и обладают большой информативной ценностью.
Хребет Каратау – северо-западный отрог Тянь-Шаньских гор в Южном Казахстане, относится к территории трех областей – Кызылординской, Туркестанской и Жамбылской. Окруженные с севера безмолвными песками Бетпак-Далы и Моюнкумов, а с юга – губительными для всего живого песками Кызылкумов, отроги гор Каратау издревле были настоящим оазисом в пустыне. Здесь проходили важнейшие караванные пути древности, соединявшие Бактрию и Маргиану, Северный Иран, Западный и Центральный Казахстан, Урал. Возникавшие здесь города становились крупными торговыми узлами, выполняя роль караван-сараев для многочисленных путешественников, купцов и прочего люда.
Общая протяженность территории, на которой встречаются петроглифы, – порядка семи километров и занимает площадь в более чем 600 гектаров. Оставленные на камнях около 2000 изображений ученые разделили условно на девять групп в зависимости от временных периодов. О том, что относятся они к разным временным пластам, говорит и техника исполнения рисунков. Некоторые выполнены техникой пикетирования – рисунки выбиты за счет нанесенных на поверхность скалы углублений (точек) различного размера и глубины, что, скорее всего, указывает на инструмент, которым пользовались при нанесении изображения. Есть рисунки, выполненные выцарапыванием – по всей вероятности при этом использовался рабочий инструмент из металла. Есть рисунки с эффектом выпуклости. Некоторые изображения имеют большие размеры – от 2-х до 4-х метров, что является большой редкостью не только для казахстанского, но и для всего центральноазиатского наскального творчества.
Сюжеты петроглифов Сауыскандык связаны с религиозными ритуалами, мифологическими сюжетами, которые помогают датировать петроглифы независимо от результатов археологических раскопок. Например, боевые колесницы появились в начале II тысячелетия и существовали примерно до IV века до нашей эры во времена царя Дария и Александра Македонского. Антропоморфные и зооморфные фигуры – изображения быков, косуль, лошадей, зверей, птиц – ученые датируют поздними периодами эпохи камня (неолит-энеолит). Часть рисунков выполнена с использованием стиля «битреугольник», характерного для некоторых стран Центральной Азии. В связи с чем ученые предполагают, что они относятся к периоду бронзового века и датируют второй половиной II тысячелетия до нашей эры. Ученые считают, то рисунки относятся к разным периодам, начиная с бронзового века, до эпохи кангюев, уйсуней, сарматов.
Ветер надежды
Памятник культурного наследия народа дошел до нас через четыре тысячелетия, пережив природные катаклизмы и став свидетелем смены многих эпох и правлений. И мы, живущие ныне, должны сохранить его для будущих поколений. В этом сходятся мнения и ученых, и общественных деятелей, и местных властей.
В числе конкретных шагов для спасения памятника археолог предлагает предпринять следующие действия: перекрыть грунтовые дороги для автотранспорта, пролегающие посередине комплекса, жилые дома и хозпостройки местных чабанов перенести за пределы ландшафтной зоны, вести мониторинг влияния взрывов на памятник, контролировать мощность тротилового эквивалента взрывов на карьере ванна-диевого завода. Ученый также предлагает огородить территорию, чтобы защитить от нежелательных визитеров, выпаса скота. Кстати, такие ограждения сделаны для защиты ущелья Тамгалы. Это легко сделать, ведь ограждать придется только с одной стороны.
Вселяет надежду и оптимистический настрой М.Абенова. Мажилисмен рассказал, что аким области Н.Налибаев взял на контроль вопросы по сохранению памятника истории. С иностранной компанией будут проведены переговоры по переходу на щадящие способы добычи сырья, без проведения взрывных работ. Будут приняты меры, направленные на повышение туристической привлекательности объекта. В частности, будет построен визит-центр, работу которого будет координировать местный музей, установят видеонаблюдение, выделят штат для сотрудников, которые будут находиться рядом с объектом. Будут организованы экскурсии для школьников, выпущены альбомы с изображениями петроглифов, сняты документальные фильмы для привлечения туристов. Как бы то ни было, ясно одно – ответственность за сохранение важного для познания истории наших предков культурного наследия лежит именно на нашем поколении. И наш долг – передать его последующим поколениям.
Жанна Балмаганбетова
(фото Игоря Титенка и пресс-службы облакимата)