Неблагоприятные погодные условия, маловодье на реке Сырдарье стали причиной засухи в Кызылординской области. Отсутствие осадков зимой и весной и наступившая следом аномальная жара привели к тому, что чахлая трава, пробившаяся на скудных пастбищах, сгорела на корню. Из-за бескормицы в самых северных районах области – Аральском и Казалинском – начался падеж скота. Особенно тяжелая ситуация в Аральском районе. По информации районного акимата, здесь с начала года погибло около 560 голов скота. Местные же фермеры считают, что официальные данные не отражают реальную картину – не во всех случаях падежа составлялись акты, были случаи, когда туши мертвых животных находили спустя много времени. Кроме того, и в крестьянских хозяйствах, и на личных подворьях есть незарегистрированный скот, не прошедший паспортизацию.
Нынешняя засуха обнажила проблемы, копившиеся годами в сфере сельского хозяйства. Ученые, эксперты в сфере сельского хозяйства, да и сами фермеры говорят сейчас о том, что засуха возникла не вдруг, ее предпосылки возникли много раньше. Дефицит воды в регионе был заметно ощутим еще в прошлом году, в некоторых хозяйствах области по причине недостатки влаги недозрел на полях рис. Теперь же из-за того, что не были вовремя приняты меры, фермеры теряют нажитый годами скот, большие убытки терпят фермерские хозяйства.
– Акиматами и Министерством сельского хозяйства не были приняты правильные решения. Не проводилась четкая и системная работа. В результате фермеры оказались в трудном положении. Нет никаких конкретных действий и обратной связи. Поэтому фермеры обратились за помощью непосредственно ко мне. Конечно, засуха – природное явление. Я это прекрасно понимаю. Но это только одна сторона вопроса. Прежде всего, в такое непростое время профильное Министерство должно было принимать оперативные и ответственные решения, – сказал Президент страны Касым-Жомарт Токаев на расширенном заседании Правительства РК.
После резкой критики Главы государства в Аральском районе объявили режим чрезвычайной ситуации. Еще в середине прошлого месяца аким области Гульшара Абдыкаликова поручила местному акимату подготовить список необходимых документов для введения ЧС. Сложившаяся в районе ситуация требовала принятия незамедлительных мер.
По уровню засушливости Аральский район поделили на три зоны. В «красную» вошли наиболее пострадавшие отдаленные 13 аульных округов, шесть населенных пунктов вошли в «желтую» и 4 – в «зеленую» зону.
– В Аральском районе на начало июля, считая нынешний приплод, имеются 205822 головы скота, в том числе 27519 верблюдов, 34325 лошадей, 49142 крупного рогатого скота, 94836 овец и коз. Учитывая, что из-за бескормицы в будущую зиму придется содержать животных в стойле, необходимо 184640 тонн кормов. На сегодня доставили всего 2331 тонну, предположительно 36453 тонны травы можно скосить с пастбищ и сенокосных угодий самого района, оставшиеся 146 тонн надо завезти извне, – считает аким Аральского района Серик Сермагамбетов. Кстати, он родом из этих мест, на эту должность был назначен недавно, а его предшественника Мухтара Оразбаева аким области назначила акимом соседнего Казалинского района.
Рыба и скот – все, на чем строится благополучие аральцев
Аул Акбасты– один из самых отдаленных в районе, расположен на северном побережье Аральского моря. Люди здесь издавна кормятся тем, что ловят рыбу и разводят скот. Старожилы помнят былое время, когда бурный плеск волн Аральского моря отзывался в глинобитных мазанках и землянках живших здесь рыбаков. А в самом Акбасты действовали рыбный и конный заводы, животноводческая ферма. Но вместе с морем благополучие покинуло эти места, многие семьи в поисках лучшей доли уехали, и ныне в затерявшемся среди безбрежных аральских песков Акбасты осталось всего 76 семей, в которых проживает около 450 человек.
Суровый быт, связанный с каждодневной борьбой за выживание, наложил свой отпечаток и на характер здешних жителей. Они не привыкли жаловаться на судьбу, довольствуются тем, что имеют, и привыкли надеяться только на себя.
Несколько лет тому назад Акбасты подключили к сотовой связи, но из-за плохого ее качества связаться с аулом удается не всегда. Как выяснилось, в Акбасты сейчас акима нет, кто им станет, будет известно после выборов.
– В ауле Акбасты зарегистрировано 5765 голов скота. В основном, содержат верблюдов, лошадей и коров. В этом году из-за засухи на пастбищах нет травы, плохо у нас и с водой. Скот поят водой со скважин, а питьевая вода привозная, – говорит главный специалист аульного округа Дидар Акназарова, с которой удалось связаться корреспонденту «КВ».
Председатель общественного совета аула Акбасты Арипжан Рзаев работал бухгалтером, экономистом на рыбзаводе, конезаводе «Құланды», был управляющим 3-й фермой в Акбасты, сейчас по состоянию здоровья вышел на пенсию. Он представил более-менее внятную картину того, как выживают местные жители в условиях нынешней засухи.
– Падеж скота в нашем ауле начался еще прошлой осенью, тогда погибло около 200 голов скота. Зима выдалась суровой, совсем не было снега. Из-за привычных для наших мест ветров все кругом занесло песком. Из-за бескормицы скот стал быстро терять в весе. Обычно на пастбищах скотина питается прошлогодней травой, выковыривая ее из-под снега. Несчастные животные вместе с остатками скудной травы начали жевать песок, который оседает в их желудках, из-за чего потом погибают. Много лошадей погибли из-за простуды – напившись холодной воды, в поисках пропитания преодолевали большие расстояния, а зима выдалась очень холодной.
Самое страшное началось весной. За все время не выпало ни капли дождя, и пастбища превратились в голые такыры. У изможденных маток начались выкидыши, а те, что разродились, были настолько обессилены, что были не в силах выкормить потомство. Почти весь приплод продали за бесценок. Жалко, но иначе потеряли бы и маточное поголовье, – говорит А.Рзаев.
В отчетах сообщали, что в аулы пострадавшего от засухи Аральского района поставляют корма, но в Акбасты не привезли. В прежние годы сюда привозили и продавали сено предприимчивые люди из соседнего Шалкара, но в этом году их руководство поставило запрет – самим не хватает.
Люди здесь привыкли во всем полагаться только на себя. Чтобы не потерять нажитый годами скот, владельцы скота начали искать пастбища в приграничном Шалкарском районе Актюбинской области, где у многих есть родственники, хорошие знакомые или друзья, разводящие скот. Есть и такие, кто получил возможность пасти скот на пастбищах соседей за плату. Договорившись, на КамАЗах, газелях перевезли скот и сейчас пасут его близ аулов Биршогыр Шалкарского района, Енбек Мугалжарского района и даже дошли до Темирского района Актюбинской области.
Спасением для местных владельцев скота стали пастбища в местечке под названием «Талпақтың ащы құдығы» в 50 километрах от Акбасты. Из-за неблизкого расположения эти пастбища остались нетронутыми, осталась прошлогодняя сухая трава. Многие пасут живность здесь, а живут в вагончиках, или сделали временное укрытие из досок, некоторые ежедневно ездят из Акбасты. Здесь есть скважина, установили мотор, чтобы поить животных.
Вода – вообще самая актуальная тема для Акбасты. Это один из населенных пунктов, где до сих пор не решены вопросы обеспечения качественной питьевой водой. Ее в аул доставляют из скважины за 17 километров от аула, потому она здесь на вес золота. Кстати, единственная в этих местах скважина глубиной около 1000 метров была пробурена еще в советскую эпоху, в 60-х годах прошлого века. Сейчас она находится в аварийном состоянии, из-за давности использования ее стены обвалились и требуют ремонта. Есть, правда, скважина на краю аула на глубине около 400-500 метров, пробуренная уже в годы независимости, но вода там из-за излишней солености жесткая. Правда, поставили фильтры, но даже после опрессовки вода отсюда непригодна для питья, ее используют только для хозяйственных нужд и для скота.
Вместе с пандемией и засухой еще одна напасть, обрушившаяся на аул, – это пески. Огромные барханы грозят полностью закрыть песчаной лавой маленький аул. Как вспоминает Арипжан ага, несколько лет назад его попутчиком в поезде оказался житель Астраханской области, где на российско-казахстанской границе тоже есть населенные пункты, которые тоже борются с песчаными заносами. Так вот он рассказал, что для борьбы с песками они используют соленую воду из скважин. Своими предложениями он тогда поделился с бывшим акимом района Мухтаром Оразбаевым, тот обещал помочь.
В аульном округе Аралкум в 40 километрах от Аральска проживает больше 1800 людей. Населенный пункт вошел в «желтую» зону. По сравнению с другими аулами ситуация здесь стабильная. Все же аким аульного округа Кенжебек Жанназаров, обеспокоенный нынешней ситуацией с недостатком кормов, объезжает другие более благополучные районы области, чтобы договориться о доставке кормов для 7 с половиной головы скота.
– Зима может оказаться тяжелой, поэтому уже сейчас надо думать о запасах кормов на зиму. Но среди жителей есть и те, кто все еще надеется на авось. А грянут морозы, чем будут кормить животных. Травы на пастбищах нет. Привозят люцерну, но люди не торопятся его покупать. На днях позвонили из Молодежного ресурсного центра Жалагашского района, обещали доставить сено бесплатно. Если привезут, раздадим его малоимущим семьям, у которых есть несколько голов мелкого скота, содержащегося на личном подворье. В связи с ЧС власти обещали выделить средства на горючее, в этом случае жители смогут сами выезжать в соседние более благополучные районы и на местах заняться заготовкой кормов, – говорит К.Жанназаров.
В аульный округ Мергенсай в 60 километрах к западу от райцентра входят аулы Жаланаш и Тастубек. Населенные пункты расположены на берегу моря, и люди, в основном, занимаются здесь рыболовством, крупных фермерских хозяйств нет.
– У нас погибло 40 голов скота. Всего в ауле насчитывается порядка 4,5 тысячи голов скота, в основном, лошади. По уровню засушливости аульный округ вошел в «красную» зону. Сегодня главный вопрос – сохранить оставшееся поголовье скота, и потому сейчас для нас важно заготовить в нужном количестве корма. Многие жители начали продавать скот, так как еще неизвестно, какой выдастся будущая зима, – говорит аким аульного округа Марат Кутмамбетов.
У Ельнура Елшебекова из аула Жанакурылыс погибло порядка 260 голов скота.
– Ветеринарными службами были подписаны акты о гибели 48 животных. Трупы остальных я нашел не сразу, но акты не были составлены. Мне сказали, что их очень много и отказались фиксировать, – говорит фермер.
Что намерены предпринять власти?
Аким области Гульшара Абдыкаликова поручила С.Сермагамбетову вместе с областными управлениями сельского хозяйства, природных ресурсов и регулирования природопользования подготовить список документов для выделения средств из резерва местного исполнительного органа и предоставить в областное управление финансов. Руководству управления по мобилизационной подготовке поручено в кратчайшие сроки организовать работу по бурению трех скважин для обеспечения фермеров водой. А также для обводнения пастбищ Аральского района очистят 8 каналов и пробурят 49 скважин, 15 должны пробурить в этом году. Для борьбы с песками, засыпавшими подъездные дороги к восьми населенным пунктам, выделят технику.
Надо отметить, что на помощь аральцам откликнулись добровольцы со всех районов области. Выделены пастбища в аульных округах Карашенгел и Коларык в соседнем Казалинском районе, в аульных округах Жанажол Кармакшинского района, в Ширкейли и имени Наги Ильясова Сырдарьинского района. Завозится сено и из соседнего Иргизского района Актюбинской области. Руководство Аральского района на днях выезжало в Иргиз и договорилось о выделении им пастбищ для заготовки кормов, пять бригад уже начали косить там траву. Во всех населенных пунктах области организованы бригады из числа местных жителей, начаты массовые кампании по сенокосу.
Возмещать потери скота не будут
Как сообщил на пресс-конференции, посвященной введению в Аральском районе режима ЧС, аким Аральского района Серик Сермагамбетов, на ликвидацию последствий ЧС необходимо около 2 миллиардов тенге. Из областного бюджета выделят 250 миллионов тенге на бурение трех скважин.
Также руководство района сообщило о том, что возмещать ущерб за погибший скот не будут, так как нынешний режим чрезвычайного положения объявлен из-за нехватки кормов. Возмещать потери скота стали бы в случае объявления ЧС эпизоотического характера из-за массового падежа скота по причине инфекционных болезней.
Жанна БАЛМАГАНБЕТОВА