10 августа в Казахстане отмечается день Абая. Новая праздничная дата появилась в календаре официальных праздничных дат в 2020 году в связи с 175-летним юбилеем просветителя и философа, поэта и основателя казахской письменной литературы Абая Кунанбаева.
«Великий Абай, как и положено гению, опередил свое время. Творец современного казахского языка и патриот своей земли, он заложил вектор развития литературы, культуры, языка на столетия вперед. Но не просто указал направление, а дал мощнейший импульс развитию. …Наследие Абая – ценное достояние, открывающее путь к единству и процветанию нашей нации. Следуя заветам Абая в жизни, применяя их в любой сфере, мы действительно укрепимся как нация, достигнем высокой цели как государство», – отметил Глава государства Касым-Жомарт Токаев в своей статье «Абай и Казахстан в XXI веке», опубликованной в юбилейный год.
Мысли и идеи Абая, жившего почти сто лет назад, не потеряли своей актуальности и в настоящее время. Творческое наследие Абая признал весь мир. Его произведения звучат на многих языках. Наследие великого казахского поэта – неотъемлемая часть мировой культуры, а его имя стоит в одном ряду с величайшими поэтами всех времен и народов.
Отмечая непреходящее значение Абая для всего тюркского мира, известный татарский писатель Мустай Карим писал, «Абай был первым вестником, первым голосом казахской письменной поэзии… Он первый открыл нам душу казаха. Абай является вершиной не только национальной, но и мировой поэтической культуры. А вершины видны издалека, и они всегда манят к себе. Диву даешься духовному кругозору, широте и глубине поэтического взора, мощности интеллекта Абая, ибо он был приобщен к культуре Востока и Запада».
«…Через Абая Кунанбаева как бы проходит переходная линия высокого ментального восприятия от образа властителей, правителей, батыров к образу поэта-мыслителя. Если раньше в предгорьях Шынгыстау родился Великий сотрясатель Вселенной, захвативший мир силой оружия, то именно здесь через несколько столетий родился Великий поэт, который покорил мир силой поэтического слова и глубиной философских взглядов, – весьма точно отметил экс-Генеральный секретарь ЮНЕСКО Федерико Майор.
Абай и его эпоха
Время Абая совпало с одним из переломных моментов в истории казахского народа. Великому поэту судьбой было предначертано родиться в эпоху крутых перемен, когда рушились существовавшие в степи на протяжении веков старые феодально-патриархальные устои, а на смену им пришли насильственно насаждаемые принципы колониальной политики. Старые порядки уже не действовали, а новые, устанавливаемые имперской политикой царизма, еще не совсем вошли в силу.
Как писал сам Абай, «человек – дитя своего времени». И это его время оказалось весьма драматичным и полным противоречий – менялся сложившийся в течение тысячелетий уклад кочевой культуры, в пришедшем ему на смену новом уставе жизни многое было чуждо и непонятно степнякам. Своего апогея достигли в степи беззаконие и смута. Согласно новым порядкам администрирования, введенным Российской империей, казахская степь была поделена на губернии и уезды. Согласно новому Положению 1868 года по управлению Тургайской, Уральской, Акмолинской и Семипалатинской областями, подписанному Александром II, решающая роль в управлении местным населением отводилась волостным управителям – ага-султанам, избиравшимся на три года. Между родами шла жесточайшая борьба за выдвижение в волостные правители кандидата из числа своих сородичей. Именно в это сложное и противоречивое время на исторической сцене появился Абай.
Он родился в семье последнего ага-султана степи Кунанбая Оскенбаева. Род Абая принадлежал к восточной ветви многочисленного и сильного племени аргын – тобыкты. Их родовые земли – предгорья горы Шынгыстау – к моменту рождения Абая вошли в состав Западно-Сибирской губернии под управлением Российской империи, ныне – Восточно-Казахстанская область.
В канун рождения сына Кунанбаю явился во сне мудрый Анет баба, советник Тауке хана, предсказавший появление мальчика, которому судьбой предначертано стать великим. Отец назвал сына Ибрагимом, а бабушка Зере наградила любимого внука ласкательным прозвищем Абай, что означало «осторожный», «осмотрительный».
Окруженный любовью и лаской, согретый теплом двух незаурядных женщин – бабушки Зере и матери Улжан – он с детства впитал в себя открытость и доброту, отзывчивость и восприимчивость к чужому горю. Он рос не по годам вдумчивым и рассудительным, не любил шумных игр и праздного веселья, больше по душе ему были занятия умственные. Дивные звуки окружающего мира достигали чуткого уха мальчика через живое и теплое человеческое общение. Поэтический дар Абая был взращен в атмосфере родной казахской речи, усыпанной пословицами и поговорками, детскими считалками и поминальными песнями. Меткое народное слово присутствовало везде, начиная с состязания степных златоустов и импровизаций жырау и акынов.
На раннее тяготение Абая к искусству слова и знаниям повлияла и бабушка Зере, к которой Абай был сильно привязан. С нежностью относясь к внуку, она раскрывала перед ним богатства устного творчества, лелея и будоража воображение мальчика. Бабушку Зере отличали добросердечие и тонкое восприятие окружающего мира. Из богатого и знатного рода шаншар, славившегося знаменитыми акынами и певцами, происходила мать Абая Улжан. Умная и добрая, большой знаток народной поэзии, она стала его первым воспитателем и учителем. Улжан обладала прекрасным чувством юмора и отличалась красноречием и меткостью слова, была талантливой рассказчицей и знала наизусть большое количество жыров и айтысов. Не обученная грамоте, она бережно хранила их в своей памяти, что удивляло и восхищало Абая. Прадедом Улжан был Бертис би, которого отличали красноречие, ораторский талант, мудрость и умение решать сложные споры между родами. Братья матери Контай и Тонтай тоже выделялись особым пристрастием к поэтической импровизации. Такие качества великого поэта, как остроумие, способность метко, иногда с присущим ему сарказмом высмеять людские пороки, унаследованы им от нагашы по материнской линии.
Не менее благотворным было влияние на Абая отца. На генном уровне он унаследовал от него незаурядный ум, прекрасную память и высокую одаренность. «Судья неподкупной честности и примерный мусульманин, плебей Кунанбай стяжал себе славу пророка, к которому из самых дальних аулов спешат за советом молодые и старые, бедные и богатые», — писал ссыльный поляк Адольф Янушкевич, не раз гостивший в гостеприимном доме ага-султана Кунанбая Оскенбаева. В романе «Путь Абая» Кунанбай предстает совсем другим – жестоким властителем и деспотом, притесняющим враждебные ему роды. Надо учесть, что Мухтар Ауэзов, создавая роман-эпопею об Абае, был загнан в жесткие рамки советской партийной цензуры. Создавая образ Кунанбая, писатель был вынужден сгустить краски и показать его этаким степным феодалом, беспощадным и несправедливым, не терпящим возражений, суровым не только по отношению к окружающим, но и к собственным детям.
Сам писатель на склоне лет говорил, что он в долгу перед Кунанбаем. Бий и волостной правитель, ага-султан Каркаралинского уезда, Кунанбай относился к степной аристократии, был человеком могущественным и знатным и пользовался непререкаемым авторитетом в степи. Сторонник старинных казахских обычаев, он строго придерживался Устава сибирских казахов царского правительства, а также с почтением относился к нормам шариата. Опираясь на исконные традиции, в спорах враждующих сторон он выносил справедливые и мудрые решения и считал, что только такое правление – залог порядка и процветания во вверенных ему родах. В романе «Путь Абая» отец и сын представлены непримиримыми идейными врагами, хотя в старой патриархальной степи вряд ли такое было возможно. Воспитанный в традициях почитания старших, Абай с благоговением и большим уважением относился к отцу. Восхищенный его талантом, умением управлять людьми, Абай сравнивал его с великим полководцем Александром Македонским и другими выдающимися личностями. В реальной жизни ни о каком противостоянии между отцом и сыном не было и речи. Абай всегда следовал наставлениям и заветам отца. Между тем, истинное отношение М.Ауэзова к Кунанбаю пытливый и вдумчивый читатель мог прочитать между строк. Писатель в романе делает акцент на сильных сторонах Кунанбая – его незаурядном уме, авторитете, грамотности, могуществе.
Именно с Абаем были связаны надежды Кунанбая и потому образованию Абая он уделял особое внимание и определил его на учебу в медресе Ахмета Ризы, где он познал основы арифметики, географии, истории, исламского права, освоил восточные языки – персидский, арабский, турецкий и познакомился с величайшими классиками Востока – Низами, Навои, Фирдоуси, Физули. После окончания медресе Абай получает трехмесячное образование в русской школе.
С пятнадцати лет Кунанбай начал привлекать Абая к участию в судебных разбирательствах и советах старейшин. Таким образом, он исподволь приобщал его к управлению родом, видя в нем будущего наследника и продолжателя своего дела.
Выступая посредником в спорах, Абай обнаруживает недюжинный ум и ораторский талант и соплеменники перестают воспринимать его как неопытного юнца. К двадцати годам Абай завоевывает признание, его авторитет непререкаем. В 1885 году Абай в местности Кара-Мола был избран тобе-бием, главным судьей в спорах между представителями уездов. В этом качестве он принимает активное участие в составлении нового закона, состоящего из 74-х параграфов и представлявшего свод законов и обычаев казахской степи. Он был принят на чрезвычайном съезде, в котором приняли участие около ста биев ряда уездов Семипалатинской губернии.
Перед Абаем во всей своей ужасающей обыденности обнажились все противоречия и проблемы общества, в котором он жил, – кумовство, взяточничество, лицемерие, несправедливость. Его глубоко печалили царившие в казахской степи неграмотность, бесправие бедноты, тяжелая женская доля и другие негативные стороны действительности. Честный и справедливый, он всегда выступал на стороне обиженных и обездоленных. Простой народ видел в нем своего защитника, но многие представители знати ненавидели его. Подтверждение тому – нападение на Абая в Мукурской волости в урочище Кос-Жибек Семипалатинского уезда. Он ехал, чтобы вершить суд по установлению границ между двумя волостями – Мукурской и Чингизской. Старшина рода мукурцев Мусажан Акимгожин подослал людей и приказал убить судью. Абая стащили с коня, повалили на землю и жестоко избили. Он остался в живых благодаря вовремя подоспевшему уездному начальству. В окровавленном мужчине они узнали Абая, слава о котором гремела по всему Семиречью. В разодранной одежде, окровавленный и избитый, раздавленный физически, он сохранял внешнее спокойствие, но в душе его бушевала буря.
Кто несчастней меня живет,
Пусть услышит меня народ,
Кому нужно слово мое,
Тот пусть его и возьмет.
Много вас, но не каждый казах
Разобраться способен в стихах,
Ни познаний у вас, ни ума
Вам волками бы рыскать в степях, – сетовал Абай, обращаясь к своим соплеменникам.
Всей силой своего творчества Абай боролся с невеждами, которые сумели, используя хитрость и ловкость, добиться власти и стали причиной упадка нравов, деградации общественной морали. Он боролся с бесстыдством степных феодалов, которые обладали властью, но не имели «ни светлого ума, ни доброй воли в сердце своем». Алчность и невежество волостных правителей и биев, не способных различать, где добро, а где зло, ввергали Абая в печаль и грусть. Тонкая, чувствительная, мятежная, открытая людям душa Абая жила и творила в атмосфере глухой вражды, удушья, непонимания и невежества. Он вступил в единоборство с тяжкими пороками общества. Он ищет путь, который вывел бы народ из мрака невежества в обетованный мир свободы. Побывав на должности волостного, Абай понимает, что изменить нравы степи можно только просвещением, нравственностью и духовностью.
Нравственный идеал поэта
До Абая поэтов в казахской степи было не счесть. Яркими представителями народного поэтического творчества, властителями народных дум были степные барды – акыны и жырау, салы и сери. Не владея письменной традицией, величайшие образцы народного поэтического искусства они передавали в устной форме. При всей своей уникальности искусство импровизаторства, учитывая всю его важность для кочевых народов, все же больше схоже с ораторским искусством. Абай стал первым, кто свои сокровенные мысли и чаяния отразил в письменной форме.
Еще учась в медресе в Семипалатинске, Абай впитал в себя культуру Востока и стал первым, кто осуществил синтез поэзии Запада и Востока, связав прошлое с настоящим. Он занялся переводами – Пушкина, Лермонтова, Крылова. И достиг на этом поприще самых высоких вершин.
Сделав объектом изображения свой внутренний интимный мир, раскрыв свои душевные переживания, Абай стал основателем лирического жанра в казахской поэзии. «В своей поэзии он раскрывает самую душу человека», его «сокровенные мысли и чувства, о которых так мало было рассказано до него в поэмах и песнях, раскрывавших, главным образом, внешнюю сторону бытия», писал Мухтар Ауэзов. Он первый открыл внутренний мир казаха, его душевные переживания и чаяния. «О, казахи мои, мой бедный народ!
Жестким усом небритым прикрыл ты рот. Кровь – на правой щеке, на левой – жир… Где же правда? – твой разум не разберет», – в этих строках выражены думы и переживания о родном народе, боль за его судьбу.
Нравственное кредо поэта, его мысли и переживания о судьбе родного народа нашли свое отражение в его «Словах назидания». На языке первоисточника они звучат как «Қара сөздер». Слову «қара» у казахского народа принадлежит особый, глубинный смысл. Это и «қара шаңырақ» – родовое гнездо, отчий дом, и «қара қылыш» – меч победы», и «қара сөз» – не просто слова, а назидание потомкам.
В них он подверг резкой критике образ жизни казахов. Но, глубоко любя свой народ, он обличал те негативные явления, которые тормозили его развитие.
«В детстве мне приходилось слышать, как казахи смеялись над узбеками: «Ах вы, сарты широкополые, камыш издалека носите, чтобы крыши покрыть, при встрече лебезите, а за спиной друг друга браните, каждого куста пугаетесь, трещите без умолку, за что и прозвали-то вас сарт-сурт».
При встрече с ногаями тоже смеялись и ругали их: «Ногай верблюда боится, верхом на коне устает, пешком идет – отдыхает, и беглые, и солдаты, и торговцы из ногаев».
Рыжеголовый урус, этому стоит завидеть аул, как скачет к нему сломя голову, позволяет себе все, что на ум взбредет, требует «узун-кулака» показать, верит всему, что ни скажут» – говорили они о русских.
«Бог мой! – думал я тогда с гордостью,– оказывается, не найти на свете народа достойнее и благороднее казаха!».
Теперь вижу – нет такого растения, которое бы не вырастил сарт, нет такого края, где бы не побывал торговец-сарт, нет такой вещи, которую бы он не смастерил. Живут миряне в ладу, вражды не ищут…
Смотрю на ногаев, они могут быть хорошими солдатами, стойко переносят нужду, смиренно встречают смерть, берегут школы, чтут религию, умеют трудиться и наживать богатства, наряжаться и веселиться.
Мы же, казахи, батрачим на их баев за жалкое пропитание…
Сила их в том, что неустанно учатся они ремеслу, трудятся, а не проводят время в унизительных раздорах между собой. О просвещенных и знатных русских и речи нет…», – писал с горечью о казахах Абай в Слове втором.
Он призывал соплеменников к земледелию, к оседлости. Как знать, если бы наш народ внял призывам Абая, возможно, ему удалось бы избежать губительных последствий голодомора 30-х годов прошлого столетия, когда в результате массового уничтожения скота погибла треть населения Казахстана. Он видел сквозь века, предугадал ход истории.
Наша путеводная звезда
Мысли и дела Абая не прошли даром. На его идеалах выросло целое поколение передовой казахской интеллигенции, которое стало цветом нации, именами которых мы сегодня гордимся. Проповедниками и продолжателями его идей стали деятели Алаш. Это его племянник Шакарим, сын его брата Кудайберды от старшей жены Кунанбая Кунке, Алихан Букейханов, Ахмет Байтурсынов и другие последователи партии Алаш – последователи его идей и его ученики.
Впервые в истории казахской философии Абай изложил концептуальное видение модели, сущности зрелой личности («Толық адам»). По мнению Абая, зрелой личностью человека делают три качества: разум, сердце и воля. Одна из загадок Абая состоит в удивительном единстве и гармонии в нем, казалось бы, противоположных черт и сторон. Он с уважением относился к богатству, говорил, что оно создает условия для развития человека. И в то же время всегда выступал на стороне народа, отстаивая его интересы. Он считал, что бедность противоречит назначению человека и сумел соединить в себе любовь к людям с суровой правдой. Абай глубоко верил в науку, что не противоречило его искренней вере в Бога.
Как родоначальник новой казахской письменной поэзии, Абай во многом был первым. Он первый из казахских поэтов заговорил о труде и о людях труда. И это в те времена, когда в степи превыше всего ставились обычаи и нравы богатой и праздной аульной аристократии. Свои надежды Абай возлагал на талантливую молодежь, у которой «души глаза открыты», и которая стремится к познанию.
Активной и плодотворной была его жизнь. Поэт ратовал за просвещение своего народа, печалился о его доле и служил ему до последних дней своей жизни. Абай умер в июне 1904 года, не дожив до шестидесяти лет. По выражению М. Ауэзова, он покинул мир, сломленный «мраком невежества, покрывавшим степи».
Отмечая непреходящее значение Абая, Первый Президент страны Нурсултан Назарбаев писал, «…нам, откровенно говоря, не стоит искать обоснования наших добрых начинаний где-то извне. Все находим у Абая. На его завете «Люби, мой брат, все человечество» зиждется не просто философия существования, а основополагающий принцип всечеловеческого единства и братства. …Мир Абая – наша путеводная звезда».
Наследие Абая – вне времен и поколений
«Наследие Абая – ценное достояние, открывающее путь к единству и процветанию нашей нации. Следуя заветам Абая в жизни, применяя их в любой сфере, мы действительно укрепимся как нация, достигнем высокой цели как государство… Заветы и назидания Абая приведут новый Казахстан ХХІ века к новым высотам, – писал Президент страны Касым-Жомарт Токаев в своей статье «Абай и Казахстан в XXI веке».
В Кызылординской области регулярно организуются мероприятия различного масштаба, посвященные раскрытию феномена и творческого гения Абая, изучению творческого наследия великого гуманиста и поборника знаний. Одним из значимых событий в культурной жизни региона стал первый опыт осуществления на кызылординской сцене оперы «Абай» Ахмета Жубанова и Латифа Хамиди. Шедевр казахского оперного искусства, положивший начало развитию в национальном искусстве этого жанра, был поставлен артистами Кызылординской областной филармонии. Премьера оперы, состоявшаяся в областном академическом музыкально-драматическом театре имени Н.Бекежанова, стала подлинным праздником классической музыки, вызвав неподдельный восторг и искреннее восхищение публики. Для ее постановки был приглашен режиссер театра оперы и балета города Шымкента, обладатель знака «Деятель культуры» Кайрат Кулыншаков, который великолепно справился с поставленной задачей. Партии Айдара и Ажар исполнили солисты кызылординской филармонии Айдос Иманжаппаров и Гульназ Нагашыбай. Зрелищное действо развернулось на сцене театра – в опере было задействовано около 100 человек. Кроме артистов областного академического театра и областной филармонии, в ней принял участие хор кызылординского музыкального колледжа имени Казангапа. Массовые сцены, прекрасные голоса, живое исполнение, колоритные красочные костюмы – все это произвело на зрителей большое впечатление, подарив незабываемый вечер музыки. В постановке оперы участвовал камерный оркестр филармонии под руководством дирижера, обладателя знака «Деятель культуры», кавалера ордена «Құрмет» Кеулимжая Ботабаева.
Секрет длительной сценической жизни и творческого успеха оперы «Абай» – в ее высоких художественных достоинствах, актуальности темы и идеи. Опера раскрывает вечные темы – любовь и ненависть, верность и предательство, борьбу старого и нового, добра и зла.
Опера отображает важнейший этап исторического прошлого народа, подлинную трагедию ушедшей эпохи, его горе и страдания, лучшие качества человеческой души: любовь, совесть, красоту, человеколюбие и гуманизм. Содержательны и глубоко правдивы образы персонажей. Раскрывая многогранную деятельность Абая, опера показывает жизнь поэта-борца, новые грани глубоко одаренной личности, вступившей в конфликт с окружающей действительностью и опередившей свою эпоху.
В репертуаре театра имени Н.Бекежанова особое место принадлежит спектаклю, посвященному творческому гению, многогранному таланту и просветительской деятельности Абая. Одноименный спектакль по пьесе Ерсаина Толеубая «Абай» неизменно пользуется успехом у публики. Надо отметить, на XXVII республиканском фестивале драматических театров Казахстана, посвященном 100-летию выдающейся казахстанской актрисы Амины Умирзаковой, исполнитель главной роли, лауреат молодежной премии «Серпер» Бакытбек Темирбеков, был отмечен в номинации «За вклад в театральное искусство Казахстана».
Жанна БАЛМАГАНБЕТОВА