Закон поворачивается «лицом» к покупателю - «Кызылординские Вести»

Закон поворачивается «лицом» к покупателю

07.10.2023

732 0

В Мажилисе Парламента РК рассматривается Законопроект «О защите прав потребителей». Введение в систему новых общественных институтов, упрощение процедуры рассмотрения жалоб потребителей, а также внедрение инструментов мотивации к добровольному разрешению спора между потребителем и предпринимателем – это и многое другое может стать реальностью.

Об основных нововведениях законопроекта в сфере защиты прав потребителей рассказал руководитель Департамента торговли и защиты прав потребителей по Кызылординской области Еркасым Сулейменов. По его словам, поправки, предлагаемые законопроектом, в первую очередь, направлены на повышение ответственности бизнеса и защиту потребительских прав населения, то есть каждого из нас. В частности, законопроектом предлагается изменить действующий четырехступенчатый последовательный бюрократический алгоритм рассмотрения жалоб потребителей.

– Сейчас потребитель, недовольный качеством оказанных услуг или приобретенного товара, сразу обратиться в суд не может. Поскольку в Казахстане на основании статьи 42-1 Закона «О защите прав потребителей» практикуется так называемый четырехступенчатый алгоритм рассмотрения жалоб. На первой ступени потребителю нужно обратиться напрямую к предпринимателю с претензией о нарушении его потребительских прав. Если переговоры не увенчались успехом и предприниматель не согласен с претензией, потребитель должен пройти вторую ступень – обязательно обратиться к медиатору, либо к арбитру. Третья ступень – обращение в госорган. Поскольку административный госорган не обладает полномочиями разрешать возникший спор между сторонами, то в дело вступает суд. Такое положение создало волокиту для рядовых граждан, – сказал Еркасым Сулейменов.

Законопроектом предлагается исключить нелогичную и обязательную последовательность, которая не соответствует положению Конституции на безусловную судебную защиту. При принятии новых поправок у потребителя будет свободный выбор способов защиты своих прав, в том числе возможность напрямую подать иск в суд или при наличии состава административного правонарушения в госорган для привлечения к ответственности по КоАП.

В уполномоченный орган потребитель может обратиться в месячный срок после предъявления соответствующей претензии продавцу, при этом нужно определиться, в какой из уполномоченных органов в данной ситуации следует обратиться: в акимат, Министерство торговли или комитет по делам строительства и ЖКХ Министерства промышленности и строительства. Все зависит от содержания проблемы.

По словам Е.Сулейменова, предлагается ввести институт Омбудсмена по вопросам защиты прав потребителей, который будет заниматься рассмотрением жалоб, консультированием, координировать общественные институты в этой сфере и участвовать в разработке проектов нормативных правовых актов. Например, в Польше и Германии потребители активно пользуются помощью муниципального или областного уполномоченного (омбудсмен) по правам потребителей.

Следует отметить, что действующий закон не распространяется на защиту прав потребителей в жилищно-коммунальных, финансовых, социальных, медицинских, туристских и других услуг, так как они регулируются профильными законами. В результате чего часто нарушаются права и законные интересы потребителей. Новый закон предлагает распространить правила защиты прав потребителей на вышеперечисленные сферы.

Предусматривается и введение гражданской правовой ответственности предпринимателя, налагаемой в виде штрафа судом в пользу потребителя, чьи права были нарушены и не решены на досудебном этапе при обращении к предпринимателям. Размер штрафа составляет от 10 до 50% от суммы иска потребителя. Чем меньше сумма иска, тем больше размер штрафа, в пределах указанного выше. Такая практика введена в странах Евразийского экономического союза, с которыми мы строим согласованную политику.

Отдельная норма касается онлайн-торговли. Говоря об этом, руководитель ведомства отметил, что в последнее время количество жалоб потребителей в этом сегменте становится все больше и больше. Учитывая это, законопроектом предлагается закрепить недопустимость в договорах условий, нарушающих и ущемляющих права и законные интересы потребителей, а также приравнять интернет-ресурсы, используемые для реализации товаров к «торговым объектам». Это позволит привлекать к административной ответственности субъектов бизнеса.

– При приобретении некачественного товара, например, посуды или игрушки в пределах, скажем 10 тысяч тенге, потребителям часто отказывают возвращать деньги, поскольку продавцы считают, что это незначительная сумма. Теперь же, если законопроект будет принят, то будут вводить градацию по штрафам от суммы товара. И чем меньше сумма товара, тем больше штраф. Ее размер может доходить до 50% и продавцу будет выгоднее решить спор с покупателем самостоятельно, не доводя до суда. Иначе ему придется возместить и сумму оплаченного товара, и штраф, и расходы, связанные с судом, – пояснил Е. Сулейменов.

Кроме этого, сопутствующим законопроектом вносятся поправки в Гражданский и Гражданский процессуальный кодексы, законы о транспорте, туристской деятельности, регулировании торговой деятельности, о доступе к информации и о естественных монополиях.

Наталья ЧЕРНЕЙ

Читайте также: