Заключительный аккорд ночных выстрелов - «Кызылординские Вести»

Заключительный аккорд ночных выстрелов

16.12.2023

526 0

Документальный рассказ

В нынешнем году ветерану органов внутренних дел, полковнику полиции Амирбеку Шаймагамбетову исполнилось 60 лет. Его имя не нуждается в особом представлении – заслуженный работник МВД РК, Почетный гражданин Жалагашского района, член Союза журналистов Казахстана, член областного общественного Совета, ныне депутат областного маслихата. В 2022 году наш земляк в соавторстве с писателем Нурлыбеком Сафиным в честь 30-летия Независимости РК выпустил документальную книгу-мемуары «Тәуелсіздік қырандары», повествующую о нелегком труде сотрудников полиции. Газета «КВ» начинает публикацию серии рассказов из этой книги.

Два подполковника полиции сидели друг против друга. Тот, кто был на правах хозяина кабинета, критично взглянул на собеседника и сказал:

– На тебя поступила жалоба.

– Какая жалоба?! – удивленно спросил тот.

Хозяином кабинета был старший следователь по особо важным делам Управления собственной безопасности Куан Миралиев. Напротив него сидел старший оперуполномоченный Управления криминальной полиции Амир Шаймагамбетов.

О том, что может быть в упомянутой жалобе, Шаймагамбетов догадывался. Когда привел задержанного при побеге подозреваемого в районный отдел, пришлось лично писать объяснительный рапорт прокурору.

– Тот, кого вы сами задержали, и написал заявление, где утверждает, что во время задержания вами были превышены полномочия. Пишет, что в него стреляли без предупредительного выстрела. Так?

– Нет, не так! Дважды предупредил. Парни могут подтвердить, что я стрелял в воздух. И не раз.

– Их показания не в счет.

– Я стрелял четыре раза. Дважды предупредительные. Два раза попал в его ногу.

– Но в ногу могли попасть первые две пули. Остальные просто пролетели мимо цели. Откуда нам знать? Ведь может же быть такое. Если бы и они попали, то он мог просто умереть. Что на это скажешь?

– Я офицер! Не имею права врать. Я давал клятву нести службу честно!

– И все-таки, нехорошо, – решив, что нет смысла продолжать разговор, сказал следователь. – Пиши объяснительную. Нужны веские доказательства. Иначе…

Так и не сумев, как следует успокоиться от происшедшего события, Шаймагамбетов провел всю последнюю неделю. Наверное, именно в этот раз он по-настоящему понял, что такое оказаться без вины виноватым. Однако все обошлось благополучно. Управление собственной безопасности вынесло решение о том, что подполковник Амир Шаймагамбетов был прав в своих действиях. Так и написано: «Считать законным применение табельного оружия во время задержания особо опасного преступника оперуполномоченным отдела по раскрытию особо тяжких преступлений Управления криминальной полиции, подполковником Амиром Шаймагамбетовым».

– Не думай, что на этом дело завершилось, – сказал миролюбиво Куан Миралиев. – На суде придется дать ответ. Так что взвешивай каждое свое слово.

Получивший в руки данное заключение Шаймагамбетов невольно закивал головой. «Закон – что дышло.., – горько промолвил он. – Поэтому наши ребята и упускают преступников, боясь лишний раз применить оружие!».

А дело было так.

***

Едва доходит весть о совершенном убийстве, как сотрудники полиции теряют всякий покой. И это продолжается до тех пор, пока убийца не будет обезврежен и предан суду.

И вот, вновь убийство. Особо тяжкое, с применением пыток и холодного оружия. И потому четверо офицеров областного департамента внутренних дел спешно отправились в Казалинск.

За рулем автомобиля – майор полиции Ислам Датаев. Рядом с ним сидел капитан полиции Ержан Кубеев. На задних сиденьях расположились их коллеги, подполковники полиции Ораз Дауленов и Амир Шаймагамбетов. Дауленов – заместитель начальника второго отдела управления криминальной полиции. Руководитель этой группы.

К слову, сотрудники второго отдела ни минуты не ведают покоя. Все время заняты поисками и преследованиями нарушителей закона. Такие опытные оперуполномоченные, как Дидар Жумалиев, Жаксылык Султанбеков, Нурлан Алдамжаров, Галым Ахметов днем и ночью занимаются раскрытием преступлений. Один уехал в Тараз, другой – в соседний Актобе. Даже первый заместитель начальника областного департамента внутренних дел Галым Ахметов, всегда находится там, где произошло какое-либо тяжкое преступление. К тому же, благодаря своей активной позиции не дает ни минуты покоя и начальнику областной криминальной полиции, полковнику полиции Талгату Стыкбаеву и его заместителю, полковнику Андрею Чжену. И на этот раз сложилась такая же ситуация.

Выехав из Кызылорды, автомобиль набрал максимальную скорость и помчался по трассе. Густые заросли джингиля будто мчались навстречу автомобилю и исчезали позади него. Августовские дни с каждым разом становятся жарче. Также позади остаются и редкие аулы и разъезды. Вот и Жалагашский район, а недалеко от трассы, средь барханов пустыни Кызылкумы расположен родной аул подполковника Амира Шаймагамбетова, где прошли его счастливые детские годы. Вот уже остались позади двадцать пять лет, которые он провел вне своего аула. Сразу же после окончания восьмого класса он уехал в Шымкент. И вот спустя годы, он проезжает мимо родного края. Невольно вспомнились некоторые эпизоды детства, отчего на душе подполковника стало тепло и приятно.

Помнит, как группа чумазых мальчишек, поднимая босыми ногами пыль, идет к старому зимовью Канкожа. Летом этот небольшой аул становится безлюдным, поэтому для них, сорванцов, это идеальное место для игры в «войнушки». Более старшие ребята – Алданыш, Аулие Серик, Нурым, пользуясь своим возрастным преимуществом объявляют себя советскими воинами, а малыши обычно играют роли немецких солдат. Роли исполняют так же, как в кино: советские войска всегда одерживают «справедливую» победу, а немцы должны падать на пыльную землю и притворяться убитыми. Хотя каждый мальчишка мечтал играть роль советского воина-героя, который, как в кино, до самого конца игры не может быть убит и обязательно становится победителем. Ведь обидно быть сраженным уже в самом начале игры.

Как-то раз более старшие ребята решили играть в Чапаева. В кино он скачет на коне и умело рубит шашкой всех врагов. «Для того, чтобы быть Чапаем, нужно скакать на осле», – определил правила игры Алданыш. Малыши молчат. Все ослы, которые есть в этом ауле, из-за отсутствия людей одичали и никого не подпускают к себе. Амир, конечно же, хотел стать Чапаем, но, помня слова отца о том, что осел – неблагодарное животное, если упадешь, он не будет вести себя, как лошадь, просто затопчет, а копыта у него очень твердые, бьют больно, побоялся.

Но тут, будто прочитав его мысли, мальчик Нурым повернулся к нему и сказал:

– Амир, ты будешь Чапаем! Ты смелый и отчаянный! Не то что другие. Садись вон на того осла!

Услышав заветные слова: «Ты смелый и отчаянный», Амир вдохновился и поверил в свои силы. Едва он запрыгнул на спину осла, которого мальчишки общими усилиями поймали и привели к нему, Амир тут же почувствовал, как одичавшее животное стало сильно подпрыгивать, стараясь скинуть его со спины. Но, стремясь не опозориться перед друзьями, Амир сильнее прижимался к спине осла. Видимо, поняв, что так мальчишку не скинуть, осел подпрыгнул еще раз, а затем помчался во всю мочь. Каждый раз он продолжал брыкаться в надежде все же освободиться от цепких рук и ног малыша, который всеми силами ухватился в его короткую гриву и старался не упасть.

Видя, как их товарищ старается не упасть с осла, остальные мальчишки радостно побежали за всадником и животным, крича, смеясь и насвистывая. Такую смешную ситуацию давненько не приходилось видеть.

Вдруг осел перестал прыгать и брыкаться и поскакал к выходу из двора. Пробегая под низким сводом калитки, он, наконец-то, добился своего – скинул с себя взгромоздившегося на него нахаленка. Мальчик так и не успел понять, как оказался на земле. Дальнейшее он уже не помнил. Когда открыл глаза, то понял, что лежит у калитки, весь взмокший и в пыли. Сильно кружилась голова, левую руку мучила острая боль. Рядом с ним оказался только друг Турак. Остальных как ветром сдуло. «Рука… рука», – заныл Амир, поддерживая правой рукой левую. Хотелось плакать, но гордость не позволила сделать это.

– Пошли к костоправу Заиру ата, – сказал Турак. – Кажется, твоя рука сломана… Вон как опухла.

С большим трудом встал с земли. Но стоило ему сделать пару шагов, как закружилась голова, и Амир чуть не упал.

– Ну-ка, забирайся мне на спину, – уверенно сказал Турак, слегка нагнувшись перед товарищем.

Почти половину пути Турак нес его на своей спине. Хотя было тяжело, он так и ни разу не пожаловался и не останавливался по пути. Остальной путь Амир прошел, опираясь на плечо друга…

Этот самый Турак до сих пор готов взвалить на себя его и его трудности, если будут нужны его помощь и поддержка. Настоящий друг! А гордость, которую Амир проявил в тот день, по сей день ведет его вперед, придавая ему силы и уверенность в успешном завершении любых дел…

ххх

Автомобиль мчался по асфальтированной дороге, оставляя за собой небольшие аулы и поселки районного масштаба.

– Говорят, что умерла старушка. Так? – нарушил создавшуюся в салоне тишину майор Ислам Датаев.

– Ради одной старухи все четверо поехали! – разочарованно проговорил капитан Ержан Кубеев.

– Это не простая старушка. Важная, – начал объяснять подполковник Ораз Дауленов. – Родилась в Казалинске, там же занимала ответственную должность. Хорошо известна местному населению. Звать Зубаида Зубань. Ее единственный сын учился в Москве, оттуда перебрался в Израиль. Получил гражданство этой страны. И матери тоже сделал израильский паспорт. Женщина собиралась уехать за границу и продала дом. И вот все для нее закончилось весьма трагически. Убили старушку. Теперь в дело вмешалось посольство Израиля. Так что дело обретает международный характер. Поэтому нужно скорее раскрыть его.

– Ясное дело, кому-то не дали покоя старушкины деньги, – поддержал его слова подполковник Амир Шаймагамбетов. – Подозревается некто по кличке Гора Талгат. Он подрабатывал у покойной женщины, выполнял кое-какие работы по хозяйству.

– Теперь все понятно, – протянул Датаев. – Хотя Тастайбек ага сам мог с этим справиться.

В автомобиле вновь воцарилась тишина. Тастайбек ага, о котором упомянул майор, – это начальник Казалинского РОВД, подполковник полиции Тастайбек Мусабаев. Хороший знаток своего дела и умудренный профессиональным и жизненным опытом офицер, которого хорошо знающие коллеги очень уважают и считаются с его мнением.

В скором времени увидели одинокое придорожное кафе.

– Остановимся на обед здесь, – сказал подполковник Дауленов.

Народу в заведении было немного. Только трое мужчин сидели за одним столиком и неспеша потягивали пиво и курили сигареты. Полицейские присели за свободным у входа столиком и заказали горячие блюда. Когда же проворная молодая женщина-официантка принесла заказ, все четверо жадно принялись за еду. Трое других посетителей все также неспешно пили пиво и вели размеренную беседу. Вдруг до слуха подполковника Дауленова дошло произнесённое одним из соседей слово: «Жако».

– Слышали? Говорят о каком-то Жако. Не о том ли, кого все ищут? – тихо проговорил Дауленов.

Его товарищи согласно закивали головами.

– Я пошел… – тут же встал Амир Шаймагамбетов и уверенно направился в сторону троицы.

– Мужики, прошу прощения, – добродушно произнес он, подойдя к соседнему столику. – Мы из Жамбула. Здешние места не знаем. Можете подсказать?

– Конечно, уважаемый, – согласно произнес самый старший. – Что интересует?

Но вместо ответа Шаймагамбетов протянул руку вверх и как можно громче сказал:

– Девушка, будьте добры, принесите нам четыре кружки пива.

Затем, повернувшись к новым собеседникам, весело добавил:

– С пивом и разговор пойдет веселее и в нужном русле. Ведь так?

– Так, так, – обрадовались, в свою очередь, мужчины.

Как только официантка принесла кружки с пенящимся пивом, старший из троицы молвил:

– Ну, что ж, будем знакомы. Меня зовут Болатбек.

– А меня звать Шерали, – представился Амир, на ходу придумав себе новый псевдоним. «Ладно, пусть будет Шерали», – с еле заметной улыбкой на лице подумал подполковник. Однако его собеседники ничего предосудительного не заметили.

– Куда путь держите, браток? – спросил Болатбек.

– Говорят, в Байконыре можно разжиться цветметом, – отпивая из кружки пива, ответил
Шаймагамбетов.

– Чем? Чем? – недоуменно задал вопрос Болатбек.

– Цветметом. Медью, к примеру.

– Он говорит о латуни, – пояснил сидевший рядом с Болатбеком молодой парень.

– А-а, так бы и сказал, – протянул, широко улыбаясь, Болатбек. – Сколько нужно?

– Да, много.

– Много – это сколько?

– Выпьем, – резко прервал разговор Амир, протягивая свою кружку, а затем с большим наслаждением выпил пива. Когда пил, успел подумать над тем, что ответить на вопрос Болатбека. – Что тут мелочиться! Все возьмем.

– Есть у нас твой цветмет! – с ноткой благосклонности в голосе ответил Болатбек. – Сам можешь посмотреть.

Его товарищи также улыбнулись и продолжили наслаждаться пивом.

– Отлично! – воскликнул Амир. – Тогда поехали прямо сейчас. Деньги есть. Вот для начала. –
Шаймагамбетов вынул из портмоне купюру в сотню долларов и протянул Болатбеку. – Это, так сказать, жест доброй воли. – Затем он повернулся к своим товарищам и нарочито громко сказал, – мужики, как говорится: «На ловца и зверь бежит». То, что искали, оказалось у нас на пути. Нам везет!

В это время опьяненные пивом и радостью от предстоящей успешной сделки троица передавала из рук в руки заморскую купюру и разглядывала ее на свет.

После того, как все вышли из кафе, Болатбек велел своим товарищам идти пешком, а сам сел в машину полицейских. Вскоре они приехали к одному из частных домов, во дворе которого было полно разного металлолома. А толстые латунные кабели были спрятаны в скотном дворе.

– Из Байконыра, видать? – не скрывая своего искреннего удивления, спросил Шаймагамбетов.

– А как же! – хвастливо ответил Болатбек. – Чистая латунь! Это же космодром.

– Действительно, чистая! – проводя пальцем, подтвердил Ислам Датаев.

– Хорошо. Пошли! Деньги в машине. Посчитай! Нам еще нужно найти грузовик. Поможете загрузить? – деловито произнес Ораз Дауленов.

– Если проставитесь, то без базара.

– Договорились.

Стоило только Болатбеку сесть в машину, как перед его лицом замаячило служебное удостоверение подполковника полиции Ораза Дауленова.

– Только спокойно! Никаких лишних движений! – строгим голосом произнес Дауленов. – Мы из криминальной полиции. Я подполковник Ораз Дауленов. Это подполковник Амир Шаймагамбетов.

Не зная, что и подумать, Болатбек чуть не плача посмотрел на Амира Шаймагамбетова в надежде найти в нем защиту. Однако поняв, что ситуация не в его пользу, плаксиво затараторил:

– Шер… Шер… Дорогой полковник! Что я сделал? Работы нет… Жена инвалид по здоровью… Дети…

– Об этом расскажешь в РОВД, – холодно прервал его Шаймагамбетов.

Не дожидаясь приказа, Ислам Датаев завел машину, и через некоторое время они оказались у здания районной полиции.

– Ребята, чем я провинился? – все еще отказываясь верить в происходящее, слезливо спросил Болатбек, когда его завели в пустой кабинет местного следователя.

(Продолжение следует)

Читайте также: