Забвению не подлежит - «Кызылординские Вести»

Забвению не подлежит

30.05.2024

364 0

1a

Моисей Ким

День памяти жертв политических репрессий и голода – скорбная дата. Трагедия жестокого террора коснулась миллионов советских граждан, в том числе моих родных и близких, которых депортировали с Дальнего Востока. Их везли на чужбину в товарных вагонах, без всяких условий…

На сайте ru.openlist.wiki опубликована информация о людях, репрессированных по политическим мотивам. В этой базе данных есть сведения и о моем родственнике Моисее Семеновиче Ким. Он приходится мне двоюродным дедом (родной брат моей бабушки Татьяны Семеновны Ким). Родился он в 1906 году в селе Синельниково Покровского района Дальневосточного края.

В 1927 году Моисей Ким стал курсантом Московской пехотной школы имени Иосифа Уншлихта, и после ее окончания с 15 июля 1930 года по 1 февраля 1937 года служил командиром взвода, роты в рядах рабоче-крестьянской Красной армии. Последнее место службы – командир зенитной роты 147 стрелкового полка (г. Москва). Он был членом Всесоюзной коммунистической партии большевиков (ВКПб) с 27 марта 1932 по 1935 года. Сам Моисей рассказывал, что служил в гарнизоне охраны Кремля, что впоследствии спасло ему жизнь в лагере, когда на пересылке он встретил бывшего врача кремлевской больницы.

В апреле 1937 года Моисей Ким был арестован и осужден по статье 58-6 Уголовного кодекса РСФСР на 5 лет в исправительно-трудовой лагерь за «шпионаж и контрабандную деятельность». Он вспоминал, что «били сильно, с апреля по июль 1937 года, были сломаны все (!) рёбра, выбиты зубы», когда он терял сознание, его обливали водой, он приходил в себя, били дальше. Выбивали признание в шпионаже на Японию. Моисей Ким говорил, что «понял: если признается – расстреляют, если выдержит, не признается, то может и не расстреляют». Он не сознался («факт вербовки иноразведкой отрицает»), поэтому дали «ни за что» пять лет лагерей, которые, правда, в итоге растянулись на 19 лет.

Дата его освобождения – 10 апреля 1956 года, реабилитирован 15 октября 1956 года. Определением военного трибунала Московского военного округа, постановлением Особого совещания при Народном комиссариате внутренних дел (НКВД) СССР от 14 июля 1937 года в отношении М.С.Ким дело было прекращено в связи с отсутствием состава преступления.

Родные и близкие ничего не знали о Моисее 19 лет (жив или нет), и он в 1957 году фактически вернулся из небытия… Поэтому, когда бабушка вдруг через столько лет получила от него письмо, от неожиданности упала в обморок. Так ее и застали дети, когда вернулись из школы, и привели бабушку в чувство. Со слов Моисея, дошедших до нас, после реабилитации ему предлагали вернуться в Москву и восстановиться в звании с предоставлением квартиры, но он отказался. Мы родные, предполагаем, что он умер от болезней в 1959 году в городе Уштобе Казахской ССР. Поиск места захоронения сейчас продолжаем.

История переселения корейцев в 1937 году – это не только факты депортации с Дальнего Востока. Людям пришлось адаптироваться к жизни в новых условиях, в незнакомом Казахстане.

Семья моего супруга Трофима Петровича Кима после депортации корейцев с Дальнего Востока была на спецпоселении в Шиелийском районе. Как писала газета «Кызылординские вести» (27.09.2014 г.), в 1937 году в Шиелийский район были переселены корейские семьи. Именно с их приходом здесь начали заниматься растениеводством. Вместе с казахскими семьями они пережили трудности, строили будущее и поднимали страну.

2a
Хи Хак Ким

Отец супруга – Хи Хак Ким (1908-1978 гг.) с 1941 года работал в колхозе «Путь Октября» и с 1945 по 1958 годы – в рисоводческом звене колхоза «Гигант» (сегодня – аульный округ Акмая) Шиелийского района. Надо отметить, что Акмая – это аул 16 Героев Социалистического Труда. И среди них – Хи Хак Ким, который в 1950 году Указом Президиума Верховного Совета СССР за высокие показатели в рисоводстве был удостоен звания Героя Социалистического Труда. В 1949 году рисоводческое звено, в котором работал Хи Хак Ким, собрало в среднем по 80 центнеров риса с каждого гектара на участке площадью 5,1 гектара. Он участвовал во Всесоюзной выставке достижений народного хозяйства (ВДНХ) в Москве, на которой получил серебряную и бронзовые медали. С 1959 года – звеньевой в колхозе «III Интернационал» Кармакшинского района.

Прошли годы, сегодня выросли и дети, и внуки, и правнуки, депортированных в 1937 году корейцев. Все они с благодарностью вспоминают великодушие и гостеприимство казахского народа – это помогло им выжить в тяжелое время депортации. Дастархан казахов оказался столь же широким, как и их степи!

Ирина КИМ, 
Кызылорда

Комментарий нет. Напишите первым!

Читайте также: