Забвению не подлежат - «Кызылординские Вести»

Забвению не подлежат

10.05.2025

18 0

obshhaja

С каждым годом остается все меньше белых пятен в истории Казахстана и нашего края. Достоянием широкой общественности становится немало исторических фактов, на которые было наложено строжайшее табу, имена людей, внесших свой вклад в развитие казахстанской государственности, героически защищавших Родину в годы Великой Отечественной войны. Среди них Нурмуханбед, Жармухамбед и Жолмухамбед Бозжановы, посвятившие свои жизни верному служению народу, стране.

Их дед Бозжан был бием рода табын младшего жуза. Сегодня мало кто знает о них, а тех, кто их помнит, становится все меньше. Нурмуханбед Кудайбергенович Бозжанов, старший из трех сыновей, родился в 1906 году в Тургайской области, селе Денисовка. Свою трудовую деятельность начал с 1920 года, с 14-летнего возраста. Он батрачил в поселке у русского кулака Антона Проводина около шести лет. Несмотря на тяжелые условия жизни, не бросил учебу, в 1924 году успешно окончил 7 классов средней школы поселка Денисовка. В 1922 году поступил в ряды комсомола (РКСМ). После был направлен для продолжения учебы в Кустанайскую окружную совпартшколу. Затем работал первым секретарем райкома комсомола Карабалыкского района. В 1928 году вступил в ряды РКП (б). В 1928-1929 годах работал председателем батрацкого комитета (батрачком), затем был назначен заместителем РККИ (рабоче-крестьянская контрольная инспекция). В 1930 году назначен секретарем Джетыгаринского райкома партии, оттуда в 1931 году направлен на курсы повышения партийных работников в Алма-Аты. В 1932 году его назначили секретарем Октябрьского райкома партии. В конце 1934 года работал секретарем Кастекского райкома партии. В это время он встречался с видным государственным деятелем Оразом Жандосовым и великим акыном Жамбылом Жабаевым. О.Жандосов в то время работал председателем Алма-Атинского облисполкома. В частых встречах и беседах он давал много полезных советов и обменивался опытом. Однажды некий журналист Иманбаев использовал песни Ж.Жабаева как свои собственные произведения и несколько раз издавал их на страницах журнала «Қазақ әдебиеті». Узнав об этом, Н. Бозжанов разоблачил этого лже-акына. На бюро райкома Иманбаев признался в своих махинациях, и эти произведения были переизданы под собственным именем Жамбыла. О принципиальности Н. Бозжанова говорит тот факт, что он не прощал ошибок, даже родному брату – секретарю совхозного комитета комсомола, который на бюро комитета комсомола вынес решение об исключении одной девушки только за то, что она была дочерью муллы. Н.Бозжанов апеллировал это решение, объяснив, что «дети за отца не отвечают», за что секретарь райкома комсомола строго наказан и подвергся резкой критике.

В годы великого перелома (1929-1930 гг.) он организовал колхоз Фрунзе в родном ауле, объединив мелкие бедняцкие хозяйства. Особенно обожала его молодежь, которая буквально окружала его при встрече. Н.Бозжанов организовывал различные мероприятия, создал художественно-литературные кружки, призывая людей как можно больше читать. Он был веселым, жизнерадостным, отзывчивым человеком. Ему ничего не стоило наравне с простыми тружениками села косить, скирдовать сено. Своим примером он мотивировал людей трудиться еще лучше. В 1936 году он поступил в Институт марксизма-ленинизма в Алма-Ате. В 1939 году награжден орденом «Трудового Красного Знамени» за успешное выполнение сельскохозяйственных работ и завершение хлебозаготовок в области. В начале 1940 года назначается заместителем заведующего отдела кадров ЦК КПК. И в том же году он на сессии Верховного Совета избирается председателем Верховного Совета Казахской ССР.

Старшая дочь Н.Бозжанова Шынар рассказывала: «Помню, в воскресенье 22 июня 1941 года мы всей семьей жили на правительственной даче за городом. Папины братья тоже были там. Вдруг по радио стали передавать речь Молотова о вероломном нападении фашистской Германии на Советский Союз. По тому, как все взрослые сразу стали серьезными, я отчетливо поняла, что случилась беда. Отец вызвал машину, и они вместе с братьями уехали. Затем нас всех увезли домой».

Н.Бозжанов как председатель Верховного Совета Казахской ССР остался в тылу по брони, чтобы исполнять свои ответственные обязанности и обеспечивать воюющую Красную Армию. С первых дней войны вместе с партийными кадровиками проводил отбор коммунистов со всего Казахстана, которых направили на спецкурсы по подготовке радистов, подрывников, разведчиков и командиров для партизанских отрядов.

По словам его дочери Шынар, из рассказов мамы она знает, что в 1941 году отца вместе с первым секретарем ЦК КП(6) Казахстана А.Н.Скворцовым и председателем Совмина республики Н.Ондасыновым вызвал в Москву Сталин и поручил сделать все возможное для непрерывного снабжения Красной Армии, размещения эвакуированных заводов, фабрик и других производственных объектов. Необходимо было обеспечивать солдат продуктами питания, теплой одеждой, валенками и первоклассным табаком. Также было поручено организовать посевы табака. Так под руководством Н.Бозжанова на территории Алма-Атинской области был создан табак-совхоз, который существует по сей день.

В годы войны Н.Бозжанов руководил эвакуационной комиссией. В Казахстан, в Алма-Ату из западных областей СССР стали эвакуировать оборонные заводы, промышленные предприятия (впоследствии завод имени Кирова и др.). Он был отличным организатором, опытным партийным, советским и хозяйственным работником.

Много сил и энергии отдал решению вопросов комплектования квалифицированными кадрами прибывших заводов, занимался обустройством, размещением и обеспечением эвакуированных специалистов и их семей из Ленинграда, Москвы, Киева, Минска и других городов СССР. Кроме промышленных предприятий, были также эвакуированы научные институты, вузы, в том числе знаменитый ВГИК, в полном составе прибыли и коллективы театров, актеры и работники киностудий «Мосфильм» и «Ленфильм».

В сентябре 1944 года Н.Бозжанов был назначен первым секретарем Алма-Атинского обкома партии, при этом оставаясь председателем Президиума Верховного Совета Казахской ССР. Жена Н.Бозжанова Салиха вспоминала, что он работал днем и ночью, без отдыха и сна. Работал до утра – был такой порядок работы. В доме у него был служебный кабинет с прямой телефонной связью «ВЧ» с Кремлем. Утром он докладывал Кремлю о проделанной работе. Получал новые задания. Иногда среди ночи звонил Сталин, требуя информацию по тем или иным вопросам.            

Младшие братья Нурмуханбеда в первые годы войны отправились на фронт. У младшего из них, Жолмуханбеда, уже был боевой опыт – он участник финской войны и был награжден медалью «За отвагу». Работал в аппарате ЦК ВЛКСМ Казахстана.

Ж. Бозжанов был призван в 316-ю стрелковую дивизию, впоследствии переименованную в 8-ю гвардейскую дивизию имени генерала И.В.Панфилова. В боях под Москвой Жолтай служил политруком роты, командиром пулеметной роты в 19-м гвардейском стрелковом полку, которым командовал старший лейтенант Бауыржан Момышулы. Прославленный полководец высоко ценил и уважал Жолтая за храбрость, называя его «моим бесстрашным героем».

Пятого декабря 1941 года в бою у деревни Крюково, в самые тяжелые дни обороны Москвы командир пулеметной роты Жолмуханбед Бозжанов погиб. Б.Момышулы с большими почестями проводил в последний путь земляка, похоронив его в братской могиле в этом селе.

Нурмуханбед Бозжанов в годы войны как представитель высшего органа власти всегда был в отъездах, ездил по районам, колхозам, совхозам, встречался с народом, проводил собрания. В декабре 1944 года в селе Куйгун Балхашского района он выступил на собрании перед сельчанами. После этой встречи трагически погиб при крушении служебного самолета.

Годы идут. В честь 70-летия окончания войны именем братьев Бозжановых были названы улицы в областном центре и родном поселке Теренозек. В нашей памяти они остались как добрые, порядочные люди, настоящие патриоты.

Рысбай КАРИМОВ,
член Союза журналистов Республики Казахстан,
Почетный гражданин Жалагашского района,
Почетный ветеран Кызылординской области

Читайте также: