Забвению не подлежат - «Кызылординские Вести»

Забвению не подлежат

18.10.2022

557 0

6 6

В нашем городе есть улица имени Беимбета Майлина, а на одном из домов по улице Айтеке би установлена табличка с надписью: «Здесь был дом, где с 1925 по 1929 годы жил и работал Б.Майлин – один из основоположников казахской советской литературы». Спустя много десятилетий об этом выдающемся человеке наше поколение не забыло. Память о нем до сих пор живет в казахском народе.

Классик казахской советской литературы Беимбет Майлин прожил тяжелую жизнь и погиб в застенках НКВД, а его семью предали всем ужасам гонений «врагов народа». Супруге его – Гульжамал дали пять лет исправительных лагерей в Акмолинске. Старшего сына Аукена отправили в штрафбат, где он и погиб. Младших детей определили в Семипалатинский детский дом. Младшую Гульсим передали в Дом малютки в Алма-Ате. Самого поэта посмертно реабилитировали только в 1957 году.

Родился Б.Майлин в 1894 году в урочище Актобе Дамбарской волости Тургайского края (ныне Костанайская область). В два года он лишился отца, а спустя несколько лет и матери. Мальчика взяла на воспитание бабушка Бойдас, которая приучила внука к чтению. Она отдала его на обучение грамоте аульному мулле, потом учителю-татарину. В 1911 году Б. Майлин поступил в мусульманскую школу-медресе Аргынбаева. Но через месяц до окончания учебы его оттуда исключили за то, что в своих стихах он высмеял аульного акына. Весной 1914 года, после успешного окончания Троицкой школы «Уазифа», юноша поступил в медресе «Халия» в Уфе, считавшееся высшим учебным заведением. Но денег на обучение не хватило, и он вернулся в родной аул, став там учителем.

Б.Майлин дружил с видными казахскими прогрессивными деятелями: Мухамеджаном Сералиным и Султанмахмудом Торайгыровым. Читал книги башкирских и татарских писателей, со многими из которых он познакомился в Уфе (Г.Ибрагимов, М. Гафури, С.Кудаш). Поэт проявлял огромный интерес к русской литературе, читал произведения поэта Ивана Крылова, писателей Николая Гоголя, Льва Толстого, Антона Чехова. В 1913 году в казахском рукописном журнале «Садақ» (Лук), выпускаемом студентами медресе в Уфе, появилась первая публикация Б.Майлина – стихотворение «Черты мусульманина». Позже, за два года до революции вышла его первая повесть «Памятник Шуги» о трагической гибели девушки, ставшей жертвой старых обычаев. Начиная с 1914 года произведения талантливого юноши печатались на страницах газет и журналов, издаваемых в Оренбурге, Казани и Ташкенте.

Вот что писал о нем писатель Мухтар Ауэзов: «В поэзии Майлина слились воедино лирика, публицистика… Он – мастер «маленьких поэм» («Маржан», «Раздел», «Сағындық» и другие), посвященных по преимуществу казахской женщине, её безрадостному прошлому, борьбе за лучшую долю, духовному и культурному росту. Но наиболее ярко его талант проявился в жанре короткого рассказа, новеллы, повести. Этапным произведением в истории казахской литературы признан «Памятник Шуги» (1915 г.). По праву считаются выдающимися произведениями казахской литературы повесть «Коммунистка Раушан» и роман «Азамат Азаматович». В наследии Беимбета представлены лучшие образцы казахских рассказов».

В его книгах – россыпи портретных зарисовок, великолепные образы, глубоко реалистические картины противоречий переходного периода, борьбы с националистической идеологией. Б.Майлин пишет летопись аулов времен гражданской войны, коллективизации, индустриализации, первых пятилеток. Его главный герой – народ.

В 1923-1925 годах он был сотрудником, редактором Кустанайской губернской газеты «Еңбекші қазақ». В 1926 году вступил в Компартию. В 1928-1932 годах работал литературным сотрудником, редактором газеты «Қазақ тілі», в 1932-1934 годах — заведующим отделом, редактором газеты «Социалистік Қазақстан», в 1934-1937 годах — редактором газеты «Қазақ әдебиеті».

В республике создается национальный театр, и Б.Майлин составлял его репертуар. Появлением жанра комедии казахская драматургия во многом обязана ему. «Қаламқас», «Обманутый» – первые комедии Б.Майлина, вскоре появляются и «Мулла Шаншар», «Аульная школа». В эти же годы он завершил работу над оперным либретто «Дударай».

В 1937 году Б.Майлин был репрессирован и расстрелян. По архивным источникам, на решение судьбы великого писателя понадобилось 15 минут. За это время его приговорили к расстрелу, и никто не выяснял, виновен он или нет. В те страшные годы репрессиям подверглись лучшие представители казахской интеллигенции, в том числе и занимавшие достаточно высокие посты и имевшие заслуги перед страной. Как выяснилось позднее, большинство всех дел, заведенных на казахских политиков, писателей и других талантливых людей того времени, были сфабрикованы. На самом деле, власти хотели уничтожить тех, кто пытался отстаивать интересы казахского народа, открыто говорил о перегибах и злоупотреблениях со стороны правящей верхушки. Нужно было устранить тех, кто выступал против форсированного проведения коллективизации, которая привела к гибели миллионов казахов от голода.

Дела политических заключенных стали пересматриваться только после смерти Сталина. Сидящие в застенках тюрем были освобождены, а те, кого расстреляли, были посмертно реабилитированы. Работа по восстановлению исторической справедливости продолжилась после обретения Казахстаном независимости. К этой деятельности были привлечены известные казахстанские ученые, эксперты и работники архивных учреждений. Благодаря их труду с имени Б. Майлина снято клеймо «врага народа», потомки знают о том, что он – гордость нашего народа.

Подготовила Мира ЖАКИБАЕВА

Читайте также: