Вторая жизнь вторичного жилья - «Кызылординские Вести»

Вторая жизнь вторичного жилья

25.08.2022

530 0

vtoraja zhizn vtorichnogo zhilja

Более десяти лет в Казахстане реализуется программа модернизации жилищно-коммунального хозяйства, в рамках которой проводится ремонт многоквартирных домов. И если в самом начале качество ремонта вызывало большое количество нареканий со стороны жильцов домов, то в последние годы ситуация изменилась — подрядные организации стали выполнять работу качественно.

Напомним, инициатором программы выступила Национальная лига потребителей Казахстана. Обратившись к премьер-министру РК, общественники попросили рассмотреть возможность выдать населению беспроцентные кредиты на решение острых жилищных проблем. Исходили из того, что в советские годы существовал норматив, согласно которому после тридцати лет эксплуатации все государственное жилье подлежало капремонту. Для этого выделялись средства из бюджета, на которые обновлялись все внутридомовые коммуникации.  

В период приватизации казахстанцы получили в собственность дома без ремонта, срок эксплуатации многих давно перешагнул тридцатилетний рубеж. Подразумевалось, что государство даст в долг собственникам квартир средства на проведение капитального ремонта, те в свою очередь, выплатят   долг без процентов в течение семи лет. Для малоимущих слоев населения предусматривалась возможность погасить кредит за счет жилищного пособия. 

Программу модернизации ЖКХ Правительство страны утвердило 30 апреля 2011 года. До 2015 года кредиты на ремонт выдавались сроком на семь лет, теперь же погасить его можно в течение 15 лет.

Первые отремонтированные дома не принесли желанной радости их жильцам. Как говорят специалисты, самые первые ремонты домов были сделаны некачественно, поскольку жильцы не думали, что им придется выплачивать выданные им кредиты, они практически не контролировали качество работ. В свое время они халатно отнеслись и к выбору подрядчиков, не следили за коммуникациями после ремонта. В итоге остались недовольными.

Как сообщили в пресс-службе городского акимата, за годы реализации программы в Кызылорде отремонтированы 174 многоквартирных дома. Всего в городе 672 дома советской постройки. Был проведен мониторинг состояния домов на момент начала программы и выявлено 517 домов, которые требовали ремонта. В некоторых из них от капитального ремонта отказались сами жильцы, глядя на печальный опыт первых отремонтированных домов.

В этом году ремонтные работы ведутся в восьми домах. На 2022-2023 годы в республиканский бюджет подана бюджетная заявка на ремонт 14 многоквартирных жилых домов. В этом году из республиканского бюджета выделено 555,7 миллиона тенге. Согласно госпрограмме жилищно-коммунального развития «Нұрлы жер»  ремонт продолжится до 2025 года. 

Деньги на ремонт домов выделялись через ТОО «Қызылорда тазалығы». Первые годы подавляющее большинство жителей отремонтированных многоэтажек отказывались возвращать полученные кредиты, поскольку, по их словам, ремонт выполнен плохо. Поэтому местные исполнительные власти прибегли к принудительному взысканию долгов через судебные органы. На более чем двух тысяч граждан были поданы исковые заявления, все они были удовлетворены.

Отстоять свои интересы в суде жильцы не смогли из-за отсутствия у них доказательств того, что ремонт у подрядной организации они не принимали. Ведь после завершения работ представителями инициативной группы из числа жильцов были подписаны соответствующие акты. Были случаи, когда жильцы не признавали свои подписи, писали жалобы в правоохранительные органы и аппарат Президента страны. Проводились проверки, почерковедческие экспертизы, тем не менее, коммунальщикам удалось доказать свою правоту. На сегодня в бюджет возвращено
2 705,9 тысячи тенге, что составляет 80 процентов от общей суммы возврата.

Как считают специалисты, в любом доме, будь то многоэтажный или частный, текущий ремонт нужно делать примерно один раз в пять лет. А после капитального ремонта в рамках программы модернизации ЖКХ прошло уже семь и более лет. К тому же, к дому после ремонта необходимо относиться бережно, следить за порядком в подъездах и подвалах, чего не было сделано. Многие привыкли считать, что за подъезд, крыши и подвальные коммуникации несет ответственность акимат. Работники отдела ЖКХ неоднократно объясняли жильцам, что это не так. Став собственниками квартир, они автоматически стали собственниками и всех объектов кондоминиума.

В первые годы реализации программы модернизации были случаи, когда после завершения некачественного ремонта, проводившие их ТОО вовсе не собирались устранять имеющиеся недоделки. Объявляли себя банкротами, прекращали деятельность. В таких случаях вряд ли были виноваты сами жильцы. Хоть они и выбирали подрядчиков самостоятельно, но выбирали их из числа кандидатур, предложенных властями. К тому же, поскольку ТОО больше не существовало, некому было и предъявить требования по гарантийному устранению неполадок, выявленных в течение двух лет эксплуатации.  

На некоторых недобросовестных подрядчиков были поданы исковые заявления в суд, вынесены обвинительные приговоры и определены условные сроки для их руководителей, взысканы штрафы. Устранением недоделок в ремонте по гарантии занималось ТОО «Қызылорда тазалығы».

Далее, с учетом выявленных «подводных камней», с 2013 года подрядчики стали относиться ответственнее к выполнению взятых на себя обязательств. А жильцы, поняв, что им все равно придется выплачивать взятый кредит, стали придирчивее относиться к качеству работ. Вместе с инициативными группами качество работ всегда проверяют и представители технического надзора и ТОО «Қызылорда тазалығы». Сейчас в связи с упорядочением вопросов контроля жильцы некоторых домов сами обращаются с просьбами о проведении капитального ремонта. Для этого необходимо согласие 70 процентов жильцов дома. Теперь люди стали намного требовательнее к подрядчикам. Причем те, кто самостоятельно обращаются за проведением ремонта, просят, чтобы ремонт проводили определенные компании, поскольку видели их качественную работу в других домах.

При проведении ремонта домов необходимо учитывать и человеческий фактор. Как говорят коммунальщики, в их практике был случай, когда только цвет, в который необходимо покрасить дом, жильцы выбирали полтора месяца! Поэтому пришлось красить дом в ноябре, но весной эту процедуру пришлось повторить — подрядчик делал это за свой счет.

Что касается объема работ, то при его определении выполняются необходимые процедуры — проводится экспертиза, составляется дефектный акт, проектно-сметная документация с госэкспертизой, экспертное заключение и, наконец, составляется проект, оформленный юридически. На собрании жильцов выбирается подрядчик из числа организаций, рекомендованных ТОО «Қызылорда тазалығы».

В процессе эксплуатации после ремонта всегда могут выявиться различные дефекты и недоработки. На это жильцам дается два года. В течение этого времени все неисправности подрядчик будет устранять за свой счет.

В качестве положительных примеров можно привести дом №20 на улице Мусрепова и дом №30 по улице Бектурганова. Ремонт выполнял один и тот же подрядчик, качеством жильцы остались довольны. В результате,  жители близлежащих домов изъявили желание сделать в своем доме капитальный ремонт и просили, чтобы за работу взялась именно эта компания.

Как говорится, каждая реформа проверяется временем. Не стала  исключением и жилищная. Теперь, главное, не повторять прошлых ошибок и тогда состояние старых многоэтажек можно будет значительно улучшить.  

Инна  БЕКЕЕВА

Читайте также: