В конференц-зале КГУ «Молодежный ресурсный центр» областного управления внутренней политики прошел тематический вечер, посвященный 35-летию декабрьских событий и 30-летию Независимости.
Вечер начался с просмотра видеоархива о восстании казахской молодежи в декабре 1986 года. В своей вступительной речи модератор встречи вкратце рассказал собравшимся о поломанных судьбах, о пролитых слезах ни в чем не повинных молодых людей, не пожалевших здоровья и жизни ради независимого будущего Казахстана. Участники и очевидцы тех событий до сих пор вспоминают те дни и ночи без сна с грустью.
На улице стояла декабрьская стужа, трескучий мороз пробирал до костей. Базар Танбаевой в 1986 году было 23 года. В то время она, окончив институт по специальности «инженер-технолог», только устроилась экономистом в «Алматинский комбинат хлебопродуктов». Жила в рабочем общежитии.
По ее словам, 16 декабря на партсобрании их предупредили, чтобы никто не ходил на площадь. Сказали, что там собираются наркоманы и алкоголики, чтобы устроить беспорядки.
– Но в наших жилах текла молодая кровь. И я, ослушавшись, после работы пошла на площадь. Не встретила ни одного пьяного человека, – вспоминает она. – Народная масса скандировала: «Моя Родина Казахстан!», «Да здравствует Социалистический Казахстан!», «Казахстану нужен руководитель-казах!». Когда стемнело на автобусе поехала обратно. Видела своими глазами, как в темноте по Красногвардейскому тракту в сторону центра города направлялись танки. Сразу почувствовала, что-то неладное.
О том, что Базар Танбаева была свидетелем декабрьских событий, знали лишь родные. Даже коллеги узнали недавно, когда готовили к выпуску книгу про железнодорожников.
Об Аманбае Канетове, как участнике этих незабываемых событий, известно давно. В те годы он заканчивал нынешнюю Академию искусств имени Темирбека Жургенова. Был одним из тех, кто ходил по общежитиям и агитировал студентов, вооружившись девизом: «Демократия. Перестройка. Свобода слова!».
– Сначала мы посоветовались с художественным руководителем Аскаром агай. Он сразу сказал, чтобы завтра все пошли на занятия. Но, мы с другом тайком ушли и направились в КазГУ, – говорит Аманбай. – В студенческом общежитии факультета механики и прикладной математики встретились с земляками. Дальше вчетвером посетили Институт иностранных языков, а затем уже восемь человек пошли в Медицинский институт. Когда пришли к нефтяникам в Политехнический институт имени Ленина, нас было уже более двадцати. Затем к нам присоединились студенты зооветеринарного института, технологического института, рабочие Алматинского завода тяжелого машиностроения. Студентки ЖенПИ сначала не могли выйти из общежитий. Потом они взломали дверь и пошли за нами. Основными лозунгами стали: «У каждой нации должен быть свой вождь!», «Нельзя отдавать предпочтение ни одной нации!». Но, когда мы подошли к площади, она была уже оцеплена.
17-18 декабря на площади имени Брежнева были задержаны 103 человека. Двоих суд приговорил к высшей мере наказания. Остальных осудили по статьям 60 и 65 Уголовного кодекса КазССР от одного года до 15 лет, то есть за разжигание межнациональной розни и за организацию массовых беспорядков.
Наказ «желтоксановцев» молодым – не оскорбляйте ни один народ. У всех есть национальная гордость. Самое уязвимое место человека – это честь нации. Свято чтите свободу, доставшейся нам такой дорогой ценой.
Помнить прошлое – признак взросления, а ненависть к прошлому – признак угасания. Надо всегда пропагандировать героизм участников декабрьских событий. Потому что, Желтоксан стал еще одним историческим шагом на пути к Независимости, о которой мечтало не одно поколение наших предков.
Канат МАХАНОВ