Свой трудовой путь Камила Абжанова связала со сценой, навсегда полюбив театр. Сегодня она отмечает свое 75-летие, из которых более полувека актриса посвятила Кызылординскому областному академическому музыкально-драматическому театру имени Н.Бекежанова. Ее любовь к театру оказалась взаимной, она обрела здесь преданных друзей и истинных почитателей своего таланта.
Она пришла сюда в 1972 году совсем юной после окончания студии актерского мастерства при Казахском государственном академическом театре драмы имени М.Ауэзова.
Первая роль начинающей актрисы – Каргаш в спектакле «Әнім сен едің» по пьесе Сафуана Шаймерденова. Затем были и другие, в которых актриса запомнилась и полюбилась зрителю – Айша в спектакле «Күшік күйеу» по пьесе Тахави Ахтанова, Марфуга в спектакле по пьесе Калтая Мухамеджанова «Бөлтірік бөрік астында» («Волчонок под шапкой»), Тасбике в пьесе Оразбека Бодыкова «Үйленгім келмейді» и другие. Разноплановая актриса, она органична и естественна в каждом созданном ею образе.
Пробовалась актриса и в кино. Роль Макпал в художественном фильме «Қозы Көрпеш – Баян Сұлу» она считает одной из самых удачных. Фильм был снят Асанали Ашимовым на киностудии «Елімай». В кинопробах участвовали актеры многих казахстанских театров, среди которых Камила Абжанова была признана лучшей. Проникновенная история любви, воплощенная на экране, сразу же нашла отклик в сердцах зрителей.
Сегодня поздравить Камилу апай с юбилеем пришли ее друзья, коллеги, дети и родственники. Приехал и многолетний друг семьи, известный казахстанский актер театра и кино Асанали Ашимов.
В эти дни, оглядываясь на прожитое, свой рассказ о себе она начала с самых ярких, детских воспоминаний.
– Мое детство прошло в ауле Майлыбас Казалинского района. Была старшей из девяти детей. Тяжелые испытания, выпавшие на долю народа, не обошли и нашу семью. В финскую войну отца забрали на фронт, вернулся он с тяжелым ранением, от которого страдал всю оставшуюся жизнь. Время тогда было непростое. В послевоенные годы жизнь в ауле не отличалась особым достатком.
Родственники и друзья отца рассказывали, что папа, в ауле его все звали Шаки, выступал вместе с Розой Баглановой, сопровождая ее выступления игрой на домбре. Мама, обладая хорошими вокальными данными, слыла в ауле замечательной исполнительницей народных песен. Видимо, благотворное влияние родителей не пропало даром. Я тоже с детства любила петь и мечтала стать солисткой знаменитого тогда ансамбля «Гүлдер». Но мои планы изменились, и после окончания школы я поступила в театральную студию при Казахском государственном академическом театре драмы имени М.Ауэзова. В те времена нашим родителям некогда было уделять внимание развитию каких-то наших особых способностей. Мама работала на железнодорожной станции и все силы отдавала на то, чтобы одеть и прокормить нас.
Сразу после окончания студии меня приняли в труппу кызылординского театра имени Н.Бекежанова. Уроки профессионального мастерства я получила у таких прославленных мастеров сцены, как Шолпан Бакирова, Абдигумар Канетов, Кыдырма и Кашифа Копбаевы, Айнатай Манасбаева, Шарип Марденов, Раиса Ташибаева. Считаю для себя большой удачей, что мне пришлось работать с такими прославленными корифеями сцены: Жибек Багысовой, Сериком Шотиковым, Пахраддином Куанышевым, Избасханом Шакировым, Улбатай Баядиловой, Алией Арысбаевой, Якудой Халыкуловым, Аскарбеком Сеилхановым, – рассказала К.Абжанова.
Надежным другом и верным спутником жизни для актрисы стал ее муж Бахытбек Алпысбаев. Их познакомила и сблизила сцена родного театра. Он закончил ту же студию, что и она, только несколькими годами раньше. Они сыграли вместе во многих спектаклях.
– Он – самый близкий мой человек, но в то же время самый строгий критик и советчик. Это первый человек, с кем я обсуждаю свои проблемы и роли, и для меня всегда очень важно его мнение.
Как призналась актриса, молодость – прекрасная пора, которой доступно и подвластно многое. С возрастом мы что-то теряем, но в то же время приходит жизненный опыт, осознание своего места в творчестве. Особенно ей стали дороги и близки роли, в которых она сыграла матерей. Роль Макпал, матери центрального героя в фильме «Қозы Көрпеш – Баян Сұлу», стала воплощением женственности и силы материнской любви. В спектакле Лидии Егембердиевой «Көресіңді көрмей», поставленной художественным режиссером театра Хусеином Амир-Темиром, актриса сыграла роль Акдидар. Спектакль посвящен одной из вечных тем – взаимоотношениям отцов и детей. Ее героиня Акдидар – вдова, ее муж стал жертвой сталинских репрессий. После его смерти она посвятила всю себя сыновьям, находя в них утешение и мечтая вырастить их достойными людьми. Надежды матери не оправдались, они выросли черствыми людьми, равнодушными к боли и страданиям матери. Спектакль имел успех у зрителей благодаря талантливой игре актрисы.
Не могла не поинтересоваться, как сегодняшние молодые относятся к театру, собирают ли постановки актеров полные залы.
– Интерес к театру будет всегда. Зрители с удовольствием приходят, особенно когда идут хорошие качественные постановки. Но аншлаги сегодня увидишь редко. Это не может не расстраивать, – сказала актриса. – В то же время театр – это не цирк. Театр – это искусство, которое заставляет думать, мыслить, сопереживать. И зачастую зритель не бывает к этому готов. Особенно это касается молодежной аудитории. Театр требует особого отношения, так как это более утонченное и статусное искусство. Все же наш театр не стоит на месте, он развивается, и думаю, что в будущем интерес зрителей обязательно возрастет.
Быть актером – непросто. Профессия требует огромной самоотдачи и упорного труда. Чтобы воплотить на сцене тот или иной образ, необходимо вжиться в своего героя, понять и прочувствовать его, что требует огромного душевного и психологического напряжения.
Ее труд и творческие успехи отмечены многими наградами. Она Почетный гражданин Казалинского района, награждена нагрудным знаком «Деятель культуры», удостоена званий «Почетный деятель Кызылординской области», «Заслуженный деятель Казахстана», медали «Еңбек даңқы», специального приза имени Шолпан Бакировой.
Жанна БАЛМАГАНБЕТОВА