Времени на раскачку нет - «Кызылординские Вести»

Времени на раскачку нет

20.12.2023

392 0

voda svoe foto1

То, что Кызылординская область относится к экологически неблагоприятному региону, прежде всего обусловлено ее географическими, климатическими и социально-экономическими особенностями: сухой и резко континентальный климат, дефицит водных ресурсов, замкнутость водных бассейнов. Добавим к этому все возрастающий в последние годы дефицит поливной воды и высокий процент содержания различных солей в ее составе.

Испокон веков земледелие в нашей области было орошаемым – общая площадь поливных земель составляет 251 тысячу гектаров, или 16 процентов всех орошаемых земель Казахстана. При этом львиную долю поливной воды потребляют рисовые поля, отсюда и большие потери. Почему? Очень просто: все время, пока в регионе возделывают рис, вода на поля поступает по каналам, прорытым по земле. Поэтому немалая ее часть просто теряется в грунте. Наглядный тому пример – густо заросшие камышом берега каналов и других оросительных систем, а нужно, чтобы они были обложены бетоном.

Но и это еще полбеды. Помню с детства, как в окрестностях совхоза «Авангард» Шиелийского района построили новый канал, который по сей день люди называют «Новостройкой». Обложили берега бетонными плитами. Получилось красиво. Но поскольку вода в Сырдарье и каналах, берущих начало от реки, всегда мутная, ил постепенно оседает слоями на дне. Так получилось и с новым каналом. Года через два-три накопившийся ил полностью скрыл бетон, а в настоящее время, т.е. спустя полвека, канал и вовсе превратился в небольшой арык. Поэтому ежегодно осенью или весной необходимо очищать плиты от накопившегося слоя. Уверен, это был не единичный подобный случай. Так продолжалось десятилетиями и, в конечном счете, имеем то, что имеем.

Что касается дефицита поливной воды, к сожалению прогнозы не оптимистичные. Половину поступающей на территорию Казахстана воды несут трансграничные реки, берущие начало на территории России, Китая, Кыргызстана, Узбекистана и Таджикистана. Они, в свою очередь, в последние годы также ощущают острую ее нехватку. Все они строят у себя водохранилища, чтобы запастись водой в преддверии поливного сезона. В результате на территорию нашей страны с каждым годом воды поступает все меньше. Помнится, в советское время вопрос с попусками воды целиком был в ведении Москвы, союзное министерство регулировало, сколько воды какой республике отпустить в зависимости от потребностей. И не было случая, чтобы какая-нибудь республика самовольно закрыла шлюзы или построила водохранилище.

Сегодня вопрос со строительством подобных сооружений каждое государство решает самостоятельно. В результате из года в год в Центральной Азии и за его пределами обостряется борьба за водные ресурсы. В настоящее время на севере Афганистана ударными темпами ведется строительство гигантского канала Куш-Тепа, который берет начало от Амударьи. Предполагается, что протяженность водной артерии, которую уже хорошо видно на снимках из космоса, составит 285 километров, ширина – 100 метров. Это, в свою очередь, грозит засухой для расположенных ниже по течению Узбекистану и Туркменистану. Эксперты утверждают, что на сегодня международных правовых механизмов для урегулирования ситуации попросту нет, а значит, высок риск эскалации напряженности.

Сегодня, надо признать, каждая республика Центральной Азии обращается с попусками воды с трансграничных рек по своему усмотрению. В результате страдают государства, находящиеся в низовьях этих рек. И не случайно в своем Послании народу Казахстана Касым-Жомарт Токаев акцентировал внимание на этом вопросе, отметив, что «реки и каналы Евразии – общее природное достояние, призванное объединить народы и экономики. По данному вопросу всегда нужно находить понимание и взаимовыгодный консенсус со своими соседями и друзьями. Поэтому проведение выверенной водной политики, решение вопросов трансграничного водопользования – это важнейшие задачи Правительства…».

voda svoe foto

Корень проблемы и в том, что в нашей стране до последнего времени не было отдельного министерства водного хозяйства. Хотя оно у нас было на протяжении десятилетий и оказалось ненужным с обретением независимости. Это привело к тому, что профильные вузы и колледжи стали выпускать минимальное количество специалистов-водников, в запустение пришло подавляющее большинство гидросооружений. Как сказал в интервью республиканской газете «Жас алаш» аксакал отрасли, бывший министр водного хозяйства РК Нариман Кыпшакбаев, есть такая специальность, как водное право. Раз в три года, 2 марта, который определен как день воды, ООН собирает специалистов-водников со всего мира. В этот день собираются почти 30 тысяч специалистов из 200 стран, представители которых говорят о своих проблемах, связанных с водой.

С упразднением профильного министерства стало некому представлять Казахстан на совещаниях министров водного хозяйства стран Центральной Азии. В итоге представители Казахстана не могли отстоять свои права и добиться увеличения попусков воды в низовья Сырдарьи. И это одна из причин возрастающего с каждым годом дефицита поливной воды. Дошло до того, что земледельцы стали повторно использовать воду из сбросных коллекторов. А это связано с немалым риском, поскольку в коллекторах вода содержит большое количество минеральных солей и прочих пестицидов. В результате дехкане идут на вынужденное сокращение посевных площадей риса.

Свет в конце тоннеля люди связывают с Посланием Главы государства народу Казахстана «Экономический курс Справедливого Казахстана». «Водные ресурсы имеют для нашей страны не менее важное значение, чем нефть, газ или металлы. Считаю, что эффективным развитием водохозяйственной системы должно заниматься самостоятельное ведомство. В этой связи будет образовано Министерство водных ресурсов и ирригации…». Эти слова президента с одобрением встретили все казахстанцы, кому небезразлична судьба аграрного сектора, в особенности жители земли Сыра.

И вот уже спустя несколько дней новое ведомство было образовано, а возглавил его Нуржан Нуржигитов, который одну из первых рабочих поездок по регионам посвятил нашей области. В ходе поездки глава нового ведомства посетил ряд объектов местной водохозяйственной инфраструктуры.

А недавно министр водных ресурсов и ирригации РК на телеканале «Хабар» дал интервью журналисту Арману Балтабайулы в его программе «Бетпе бет». Были затронуты самые злободневные вопросы дня, на которые министр постарался дать исчерпывающие ответы, в том числе касательно проблем с поливной водой, связанных с трансграничными реками.

1-2 ноября нынешнего года в Ташкенте состоялось заседание межгосударственной координационной комиссии водного хозяйства. По словам министра, обсуждался ряд вопросов, в том числе о том, как на полях Казахстана проходил вегетационный период и какая работа в связи с этим проводилась. В ходе заседания, в работе которого приняли участие министры четырех стран, были уточнены вопросы количества потребленной воды. Была достигнута договоренность о том, чтобы проводить заседание комиссии почаще – четыре раза в год вместо двух, и на каждом обсуждать наиболее актуальные проблемы и вместе искать пути их решения.

Глава министерства привел такие цифры: в год в Казахстане потребляется около 100 кубокилометров воды, 56 процентов которой формируется в Казахстане, оставшаяся часть поступает с территории других государств. Сегодня одна из главных задач министерства – сохранить этот объем.

– Президент Касым-Жомарт Токаев поручил до 2027 года в Казахстане построить 20 новых водохранилищ, – отметил Н. Нуржигитов. – Водой необходимо запасаться во время весенних паводков. Сейчас мы приступили к выполнению поручения Президента. К 2025 году должны завершить строительство 10 водохранилищ.

По словам министра, на сегодня завершено строительство одного такого объекта в Туркестанской области. В следующем году начнется строительство еще одного, сейчас готовится проектно-сметная документация. И если в указанные сроки удастся завершить строительство 10 водохранилищ, то можно будет собирать дополнительные 1,7 кубокилометра воды. А если до 2030 года Казахстан построит еще 20 водохранилищ, то этот показатель вырастит до 2 кубокилометров воды.

А пока перед ведомством и казахстанскими водниками стоят не менее важные задачи. Это инвентаризация водохозяйственных объектов, широкое применение водосберегающих технологий, автоматизация и цифровизация. Разумеется, это вопрос не одного дня, но и тянуть с его решением не позволят время и обстоятельства.

Казбек БОТАЕВ

Читайте также: