Скотный рынок в пригородном микрорайоне «КБИ» – эпицентр оживленной торговли. Базар работает только по вторникам и открывается ранним утром. Здесь пересекаются интересы фермеров, покупателей и перекупщиков. Корреспондент «КВ» отправился на рынок, чтобы узнать, как проходит торговля.
В восемь утра на базаре собираются фермеры со всей области и даже из соседних регионов – Актобе, Жезказгана, Шымкента и Туркестана. На рынке продаются коровы, быки, лошади, овцы и козы.
Охранник у входа тщательно записывает количество ввозимого скота. Кто-то привозит животных на грузовиках, другие – на легковых автомобилях. Люди, не желающие торговать на рынке, могут воспользоваться услугами местных перекупщиков. Они стоят прямо у ворот и готовы по договорной цене сразу же выкупить животных, чтобы затем продать их на рынке дороже. Например, стоимость одной овцы будет уже выше на восемь тысяч тенге, а коровы – на 20-30 тысяч. По словам перекупщиков, так они пытаются выжить и прокормить свои семьи.
У входа на рынок автору строк удалось поговорить с одним из участников такой сделки.
– Мне срочно понадобились деньги на проведение тоя, – поделился животновод из аула Айдарлы Сырдарьинского района Акыл Еламанов. – Занимаюсь разведением крупного рогатого скота. Сегодня продал двух коров за 330 тысяч тенге. Понятно, что перекупщики сбывают их подороже, но у меня просто нет времени ждать подходящего покупателя.
Почем нынче скотина?
Скотный рынок состоит из трех секторов. На одной площадке продают овец и коз, на другой — крупный рогатый скот, на третьей — лошадей. Все сектора переполнены. Цены на товар разные. Например, молодняк овец и коз можно купить за 20-30 тысяч тенге, стоимость взрослой козы доходит до 40 тысяч тенге. Кстати, большинство овец на рынке тощие. А вот козы молочных и шерстяных пород ценятся выше – их цена достигает до 150 тысяч тенге. По словам фермеров, для таких коз необходим особый уход и качественные корма, поэтому они и стоят дороже. В качестве фуража используются люцерна, злаковые культуры и специальные комбикорма, которые помогают улучшить молочную продуктивность. Как сказали фермеры, зимой многие продают свой скот, потому что корма дорожают. Мешок рисового проса сейчас стоит 2100-2500 тенге, отрубей – 1200-1300 тенге, мучки – 2500 тенге. Это дорого, особенно для тех, кто держит большое стадо. Пшеница продается по 80 тенге за килограмм, кукуруза – по 75 тенге.
Братья Ерлан и Нурлан Абдрасиловы, приехавшие из Жезказгана, продают овец породы эдильбай, которые славятся своим вкусным и питательным мясом.
– Наши овцы пользуются спросом в Кызылорде, – поделился Нурлан. – Цена на них от 60-70 тысяч тенге.
А вот актюбинские фермеры привезли на продажу знаменитых мугалжарских лошадей. Эти выносливые и мощные животные идеально подходят для климата Казахстана.
Признаться, скотный рынок чем-то мне напомнил театр. Покупатели и продавцы, словно актеры на сцене, у каждого своя роль – купить или продать, выторговать лишнюю тысячу, совершить выгодную сделку. Народ толпится, шумит, обсуждает, торгуется.
По словам некоторых покупателей, с начала нового года цены здесь заметно выросли. Телят продают по 120 тысяч тенге и выше. Молодая корова возрастом около года оценивается в 200 тысяч тенге. А если речь идет о корове с теленком, то тут цена взлетает до 400 тысяч тенге и выше.
В мой визит на рынке главным объектом внимания стал бык ангусской породы. Он стоял в самом центре базара, величественный и мощный, словно царь. Люди останавливались возле него, рассматривали и восхищались. На вопрос о цене продавец, не моргнув глазом, ответил:
– Один миллион сто тысяч тенге.
– За что такие деньги? – недоумевали покупатели.
– Это ангус, мясная порода, – с гордостью сказал торговец. – Качество видно невооруженным глазом.
Интересующихся было немало. И вскоре этот красавец-бык нашел своего нового хозяина. Сделка состоялась довольно быстро.
Нурислам Есмаханов приехал из Жалагашского района, чтобы выгодно продать лошадь.
– На деньги, вырученные от продажи лошади, хочу купить двух жеребят и вырастить их. Это выгодное вложение, – говорит Нурислам. – Благо на рынке можно поторговаться. А в ауле такой возможности нет, там все друг друга знают и постоянно просят уступить, продать скотину подешевле.
Бизнес по-шымкентски
На скотном рынке можно встретить представителей разных национальностей. Особенно выделяются узбеки, приехавшие из Шымкента. Они с улыбкой осматривают животных, торгуются и мастерски сбивают цены. Как сказали местные продавцы, узбеки приезжают сюда за быками. В Туркестанской области говядина пользуется большим спросом, а цены на нее там значительно выше, чем в других регионах – килограмм стоит три тысячи тенге. Стратегия проста и эффективна: узбеки покупают быков, выкармливают их около полугода, а затем продают на мясо, выручая прибыль, которая вдвое превышает первоначальные вложения. Такой бизнес приносит стабильный и высокий доход.
Знания в обмен на корову
Аксакал Минайдар Жарылкасынов пришел на рынок вместе со своим внуком продать корову. Седая борода Минайдара ата развевалась на морозном ветру, а взгляд у него настолько пронзительный, что, казалось, он видит тебя насквозь. Я поинтересовался ценами и поговорил с аксакалом. Он поделился со мной наболевшим.
– Помню, как мой отец привозил на рынок табун лошадей, – сказал мой собеседник. – Тогда торговля была иной. Люди думали не только о деньгах. Они помогали друг другу, брали деньги в долг без процентов, делились последним. А теперь? Все изменилось. Мир стал жестче, но я все равно верю, что в людях еще осталась человечность.
Минайдар ата рассказал о годах засухи, когда скот умирал, и о временах изобилия, когда рынок был полон животными.
– Был случай, когда я продал свою последнюю корову, чтобы отправить сына на учебу, – продолжает аксакал. – Теперь он работает врачом в Алматы. Иногда надо жертвовать малым ради большего.
Рынок требует расширения
К полудню торговля на рынке была уже в самом разгаре. Люди, животные, грузовики – все смешалось в едином потоке. Здесь, как говорится, яблоку негде упасть. Повсюду привязаны коровы, лошади, быки, а между ними снуют продавцы и покупатели. Стоит шум: слились звуки двигателей машин, голоса торговцев, мычание коров и быков, блеяние баранов и коз.
Местный торговец Акимтай Кожанов говорит, что такая атмосфера на рынке – обычное дело. Но бывает еще хуже.
– Это еще цветочки, – говорит он. – Бывают дни, когда люди стоят плечом к плечу, а вход для новых продавцов полностью заблокирован. Базар очень тесный, мест не хватает. Мы мечтаем, чтобы рынок расширили. Если бы такой базар перенесли ближе к магистральной трассе, сделали дополнительные входы и выходы для каждого вида скота – было бы всем удобно. Тогда и машины могли бы подъезжать без проблем, и людям было бы удобнее торговать. Скотный рынок в этом микрорайоне давно стал центром притяжения не только местных жителей, но и гостей из соседних областей.
Словом, на рынке насыщенная жизнь, здесь каждый борется за свое место – в буквальном и переносном смысле. Впрочем, торговцы верят, что перемены не за горами. Расширение территории и создание удобных условий для продавцов и покупателей на рынке – насущная необходимость.
…Автор этих строк обратился за комментариями к руководству рынка, чтобы узнать о реалиях и перспективах, но, к сожалению, в ответе было отказано.
Баглан АМАНЖОЛ
Фото автора