В Кыргызстане на Иссык-Куле состоялся международный симпозиум под названием «Караван искусств». Среди участников от Казахстана – группа кызылординских художников и мастеров декоративно-прикладного искусства.
Истоки народных промыслов и ремесел казахов уходят вглубь веков и тесно связаны с их эстетическими воззрениями, обычаями и образом жизни. Наш народ стал преемником духовной и материальной культуры древних племен, обитавших на территории Казахстана, – саков, гуннов, усуней, огузов, кипчаков, которые вели кочевой образ жизни и главным источником существования для них было скотоводство.
В народных преданиях заложена высокая оценка трудолюбия и таланта народных мастеров. Великий казахский поэт и мыслитель Абай отмечал то высокое уважение, с каким относился народ к мастерам своего дела. Созданные ими изделия украшали жизнь людей, дарили им радость. Народных мастеров называли «ұста», «шебер», «ісмер». Мастер был воплощением физической силы и красоты и отличался трудолюбием, физической силой.
На берегу живописного озера Иссык-Куль состоялись пленэры, выставки, в ходе которых участники симпозиума продемонстрировали свой опыт в изготовлении различных изделий и поделились секретами своего мастерства.
Наша землячка Злиха Календарова из аула Жиделиарык Шиелийского района выиграла Кубок конкурса по декоративно-прикладному искусству, продемонстрировав великолепные навыки плетения чия. Она рассказала о почти забытом в наши дни, но уникальном и редком народном промысле.
– Многолетнее травянистое растение семейства злаковых (чий), является ценным зелёным кормом для скота. Его сухие стебли и используют для плетения чия, – поделилась Злиха. – Это довольно трудоемкий процесс. После сбора чий надо очистить, подровнять, воплотить композицию, булавочными наколами на каждой соломе наметить узор, приготовить цветную шерсть согласно задуманной колористике, затем оплести тростник так, чтобы, соединив их вместе, получить узорное плетеное самобытное готовое национальное изделие.
Казашки плели три вида циновок. «Оре ши» – простое сплетение чиевых стеблей, которое широко применялась в хозяйстве: на ней раскладывали и сортировали шерсть, в нее заворачивали шерсть в процессе валяния войлока. На простых циновках сушили молочные продукты. «Шабақ ши» – чиевая циновка, стебли которой обмотаны в разноцветную шерсть и в совокупности представляют чередование сплошных цветных полос, ее применяли в виде ширмы, огораживающей хозяйственную часть юрты, иногда использовали как оболочку кереге. «Шым ши» – узорная чиевая циновка, помещаемая между кереге и туырлыком юрты. Разновидностью «шым ши» является «шым есик» – узорная циновка, подшиваемая к войлочной накидке двери юрты.
Изготовление циновок имеет многовековую историю. Метод их изготовления сохранился до сегодняшнего дня без изменения. Без циновки из чия невозможно было представить жизнь казаха, она и сегодня является незаменимым элементом казахской юрты. Прямое ее назначение – утепление внутреннего помещения юрты в холодное время. Чиевая прокладка препятствовала проникновению сырости, защищала кошму, покрытие юрты, от дождя, пыли и сора.
Также участники симпозиума из Кызылординской области Зухра Баймырзаева, Камила Календерова, Баян Абуова, Роза Коныратбаева и Меруерт Тумабаева были отмечены благодарственными письмами Министерства культуры и спорта Кыргызстана и получили специальные сертификаты.
Жанна БАЛМАГАНБЕТОВА