Волостной Егизбай - «Кызылординские Вести»

Волостной Егизбай

05.01.2023

480 0

egizbaj

Казалинская земля взрастила немало замечательных людей, чьи имена навсегда сохранились в памяти народа. Один из них – Егизбай Бейбитулы, много лет верой и правдой служивший своему народу.

По дошедшим до нас сведениям, Егизбай родился в ауле Арыкбалык, ныне аульный округ с административным центром в ауле имени Жанкожи батыра, расположенный примерно в чуть более сорока километрах от районного центра – поселка Айтеке би.

Родившийся в семье простого крестьянина, он с малых лет начал работать по хозяйству, пас скот родственников, соседей. В поисках работы часто наведывался в Казалинск. Все это происходило в середине девятнадцатого века, когда населенный пункт получил статус города и свое нынешнее название, став уездным центром вновь созданной Сырдарьинской области. Население города было пестрым и помимо казахов состояло из приаральских уральцев – потомков ссыльных уральских казаков, а также русских, татар, евреев.

Местная природа была богата на озера, где в изобилии водилась рыба разного вида. Кроме того, местные жители содержали скот. К тому же Казалинск был удобен для торговой логистики – через населенный пункт пролегали торговые пути. Хорошо понимая это, сюда стекались российские, бухарские, хивинские купцы. В их числе Ганибай Хусаинов. Его полное имя Абдулгани, от которого его сокращенно называли Гани.

Фамилия купцов Хусаиновых довольно хорошо известна в России. Ежегодно весной торговые агенты Хусаиновых закупали десятки тысяч голов скота в степях Казахстана и перегоняли их на выпасы, расположенные в Оренбургской губернии. По осени скот перегонялся с этих участков на бойню в Оренбург, далее шел на перерабатывающие предприятия, а затем в виде отдельных продуктов – мяса, сала, шкурок, овчин, шерсти поступал на крупнейшие ярмарки Нижнего Новгорода, Москвы, Казани и на рынки Западной Европы.

Хусаиновы были щедрыми благотворителями. Братья возвели десятки мечетей в различных губерниях России. В Оренбургской губернии они открыли и на свои средства содержали около 100 мужских и более 20 женских «новометодных» учебных заведений для мусульман.

В Оренбурге Хусаиновы оставили о себе память, прежде всего, в архитектурных образах. Целый квартал, в который входит бывшее медресе Хусаиния, шестая соборная мечеть, дома для преподавателей медресе и хозяйственные постройки, ограниченный Малоторговым переулком и улицами Кирова, Кобозева и Бурзянцева, напоминает горожанам о купцах Хусаиновых.

Юный Егизбай устраивается на работу к Ганибаю Хусаинову разнорабочим. Пришлось трудиться кожевником, грузчиком. Несмотря на тяжелый труд, юноша усердно, добросовестно выполняет порученные ему задания. Трудолюбие мальчика привлекло внимание Ганибая. Купец, учитывая отличительные качества Егизбая, поручает ему более ответственные поручения, с которыми молодой человек справляется успешно.

Навыки парнишки приспосабливаться к различным ситуациям, быстро находить грамотный путь и осваивать новые знания подтолкнули Ганибая обучить его грамоте, письму и счету. В грамотном помощнике меценат нуждался остро, поскольку бизнес его процветал и нужно было вести подсчет товарооборота, складировать, вести взаиморасчеты.

Ганибай жил в доме, который параллельно выполнял функцию караван-сарая. Планировка здания отличалась совмещением нескольких функций, отвечающих потребностям его владельца: торговой деятельности, жилых комнат, комнат для приезжих. Сюда стекались все приезжие купцы, ночевали, временно проживали. Здесь же хранили, продавали либо обменивали привезенный товар. И все это хозяйство караван-сарая Ганибай Хусаинов доверил управлять молодому Егизбаю.

В процессе работы юноша познакомился со многими купцами. Были среди них евреи, татары, узбеки, русские. Благодаря тесному общению с ними парень стал сносно разговаривать на их языке.

Егизбай старался помочь и местным жителям, советуя, где и у кого купить по доступной цене сахар, чай, урюк, кишмиш, материю, одежду, обувь, кухонную утварь и многое другое. Порой и сам ради земляков торговался с продавцами, чтобы те сбросили цену. В родном ауле его поминали добрым словом, был он в почете у земляков.

В это время Российская империя издала указ о представлении на волостных выборах людей, знающих язык, умеющих читать, писать. Прослышав об этом указе, родственники и односельчане Егизбая посоветовали и даже настаивали, чтобы он выдвинул свою кандидатуру. Но у Егизбая не было стремлений к этой должности, к тому же он не имел большого состояния. Не было ни скота, ни средств, чтобы оплатить расходы на так называемую предвыборную гонку. Старейшины рода Каракесек, представителем которого являлся Егизбай, посоветовавшись, решили помочь ему. Причем, в компании тех, кто решил поддержать его кандидатуру средствами, были известные в округе бии, баи, служители духовенства.

Согласно положению на должность волостного правителя мог быть избран казах в возрасте не моложе 25 лет, пользующийся уважением и доверием народа, неопороченный судом и не находившийся под следствием.

Волостному управителю присваивались особые бронзовые знаки, которые должны были быть обязательным атрибутом при исполнении им служебных обязанностей. Кроме того, для организации делопроизводства им выдавались особые печати, необходимые в организации делопроизводства вместо традиционной подписи или тамги.

Волостные управители сосредотачивали в своих руках власть полицейскую и распорядительную: наблюдали за сохранением спокойствия и порядка в волости, в особенности, чтобы не было барымты, контролировали исполнение российских законов, своевременную уплату податей и повинностей. То есть волостной был значимой фигурой в Степи. В состав волости входило несколько населенных пунктов – аулов, поселков.

В намеченный срок состоялись выборы волостного. Большинством голосов Егизбай Бейбитулы был избран волостным Каракольского округа. Он пользовался большим уважением у народа, поскольку не был равнодушен к его проблемам, помогал нуждающимся. Отличался красноречием, медиаторскими способностями, разрешал споры между людьми. За ним укрепилась слава справедливого судьи, к помощи которого прибегали при рассмотрении жалоб.

Интеллигентный по натуре, вежливый, гостеприимный и благосклонный к простым людям, Егизбай неоднократно избирался волостным и прослужил в этой должности тридцать два года.

 После Октябрьской революции его, как и многих людей того времени, неугодных красному режиму, подвергли гонению и заключили в казалинскую тюрьму. Люди, узнав о трудностях, выпавших на долю Егизбая, говорили следователям, что он не делал зла людям, не гнался за богатством, был образованным, служил верой и правдой народу. Сотни людей обвивали пороги большевистского начальства, добиваясь справедливого решения. За своего воспитанника заступился и Ганибай Хусаинов, который написал письмо местному руководству, доказывая, что Егизбай был избран народом и что он, как и они, из бедной крестьянской семьи. Письмо было изучено соответствующими органами власти. Невиновность Егизбая подтвердилась и его освободили из заключения.

Выйдя на свободу, Егизбай Бейбит­улы продолжал по возможности помогать людям. Он прожил до середины прошлого века. Его похоронили в родном ауле в мавзолее, построенном еще при его жизни. Высота мавзолея с куполом, построенного из сырцового кирпича, около шести метров. Ныне у мавзолея установлена охранная доска – плита с пояснительным текстом, содержащая основные данные о памятнике истории и культуре с указанием, что он находится под охраной государства.

Канат ЖОЛДАСОВ

Читайте также: