Ныне здравствующих ветеранов войны остались единицы. В Кызылординской области живут шесть представителей того славного поколения, чья жизнь стала примером беспримерного мужества и героизма для поколений. Один из них – житель поселка Теренозек Сырдарьинского района Яхия Тасыров. Он перешагнул столетний рубеж, но все еще бодр. Не отказывается от приглашений местных властей и с удовольствием участвует в различных торжествах, желанный гость на семейных праздниках многочисленных родственников и односельчан. Правда, подводит зрение, с годами он стал все хуже видеть, но аксакал не жалуется и, несмотря на возраст, совершает пешие прогулки.
Он хорошо помнит свое детство, родной аул Актуйе в Теренозекском районе (ныне Сырдарьинский). В 30-е годы от свирепствовавшего в округе голода умер отец. Мать с двумя малолетними детьми – Яхией и его сестрой – подалась в Ташкент, где жили братья мужа.
– Страшное было время. Родственникам было не до нас, каждый выживал, как мог. В Ташкенте окончил училище, взяли на текстильную фабрику помощником мастера. Оттуда и был призван на фронт в конце 1941-го Фрунзенским районным военным комиссариатом, – вспоминает ветеран.
– Нас погрузили в вагоны, и поезд тронулся. Когда вдоль железнодорожного полотна замелькали знакомые станции и разъезды, мечтал, что удастся хоть на минутку увидеть маму. Но поезд свернул на другую ветку в сторону Алма-Аты.
Новобранцев доставили в Омск на курсы. А уже в октябре 1942 года отправили на фронт под Сталинград. Так Яхия Тасыров стал участником крупнейшей битвы Великой Отечественной войны. Рыли окопы, противотанковые рвы. Бои шли не на жизнь, а на смерть.
Затем с ротой автоматчиков он попал под Курск, где получил свое первое ранение: пуля задела руку. Из полевого госпиталя сразу после перевязки молодой боец хотел вернуться на поле боя, но военврач приказал сдать оружие и отправил в медсанбат. Как вспоминает ветеран, тогда он заплакал – не от боли, страшнее было отстать от своих.
В боях на Курской дуге он был заряжающим станкового пулемета. Помнит он один из тяжелейших боев, когда их накрыло артиллерийским огнем, огненная лава неслась со всех сторон, с неба летели бомбы, а потом в ход пошли вражеские танки. Бой длился два с половиной часа, командир дал приказ скрыться в находившейся рядом балке. В тяжелых валенках, в полушубке, намокшем от пота, с тяжелым орудием на себе, он уцелел тогда чудом. Он был всего в нескольких метрах от немецкого танка, товарищи кричали: «Бросай колеса!». До сих пор он не может забыть немецкий танк в нескольких метрах от себя.
Тяжелое ранение боец получил под Берлином. Осколком снаряда его ранило в обе ноги. Это случилось в 70-ти километрах от Берлина. Вместе с другими тяжелораненными сержант Яхия Тасыров оказался в санчасти. Самолетом его переправили в Москву. Помнит он тот перелет. По пути самолет приземлился в Варшаве, тех, чье состояние ухудшилось, врачи боялись не довезти и приняли решение оставить в госпитале на польской земле. Несмотря на высокую температуру, наш герой взмолился не оставлять его и везти в Москву. Шесть месяцев лечился в госпитале в Москве. Благодаря врачам удалось спасти обе ноги. Как память о той войне, до сих пор в одной ноге остался осколок пули.
В сентябре 1946 года вернулся домой. До выхода на пенсию работал на хлебоприемном пункте в родном Теренозеке. За боевые заслуги награжден орденами Отечественной войны I, II степеней, Красной Звезды, медалями «За отвагу», «За Победу над Германией».
Воспитал троих сыновей и дочь, есть внуки и правнуки.
– На долю моего поколения выпали тяжелые испытания. Людям всей планеты нужно беречь мир, чтобы не повторилась трагедия той войны. Слишком дорогой ценой досталась победа, – говорит ветеран.
Совесть и долг перед погибшими и пережившими эту войну не должны позволить нам забыть эту героически трагическую страницу летописи страны. А День Победы – это не только дата, но и напоминание всем нам, ныне живущим, о той дорогой цене, которую заплатили наши отцы и деды за мир на земле.
Жанна БАЛМАГАНБЕТОВА