Великими не рождаются, или ИСТОРИЯ ОДНОГО ДНЕВНИКА - «Кызылординские Вести»

Великими не рождаются, или ИСТОРИЯ ОДНОГО ДНЕВНИКА

04.02.2023

1348 0

3

В январских выпусках нашей газеты мы опубликовали серию публикаций о деятельности некогда гремевшей на весь бывший Советский Союз областной станции юных туристов (ОСЮТур). Откликнувшиеся на материалы читатели «КВ» были единогласны во мнении: необходимо возродить это краеведческое образовательное учреждение.

В качестве доводов к открытию в Кызылорде подобной станции приводились примеры об её выпускниках – личностях неординарных и известных как в регионе, так и по стране. Очередной наш материал на эту тему – об одном из самых прославленных кружковцев станции, академике международной Академии архитектуры стран Востока, заслуженном архитекторе РК Беке Ибраеве.

Ретроспектива живой истории

Архитектор с мировым именем Б.Ибраев посещал ОСЮТур в первой половине 60-х годов прошлого столетия. По словам его друзей и современников, уже тогда в юном краеведе были отчетливо видны все задатки учёного, биолога, историка, географа, этнографа и даже художника. Тому подтверждение – записи и рисунки в дневнике, который 15-летний Б.Ибраев вёл во время туристских походов и слётов в 1962 и 1963 годах. Эту раритетную вещь предоставил редакции руководитель кружка спортивного туризма в городском учебно-методическом центре дополнительного образования Бахытбек Досмаилов.

В дневнике каждая ежедневная путевая заметка сопровождается рисунками. Любопытно, что наброски сделаны шариковой ручкой, которая в те годы считалась предметом роскоши. Как известно, в бывшем СССР производство этого дефицитного канцелярского аксессуара было налажено только в 1965 году. Есть предположение, что автор мог переписать дневник годами позже. Однако и это не факт, поскольку в каждом рисунке запечатлено столько мелких деталей, что по прошествии лет он мог бы о них подзабыть. Также отметим, что в зарисовках и шаржах превосходно соблюдены анатомические пропорции человека, животных, законы светотени. Все это подтверждает отменный глазомер, уникальную память и богатое воображение будущего ученого.

А еще в распоряжении редакции – чёрно-белая фотография с подписью на печатной машинке: «Ибраев Бек. Член кружка «Красные следопыты» с 1962 по 1964 гг.. Художник отряда. Принимал участие в раскопках городища Кыш-Тобе. Участник многодневных походов, а также І городского и областного слётов юных туристов. Участник Всемирного симпозиума биоников в 1978 году. Автор памятника Коркыт Ата, Шокану Валиханову. Ныне младший научный сотрудник Академии наук Каз.ССР». Владелец архива утверждает, что оно раньше висело на стенде в ОСЮТур.

Листая пожелтевшие страницы

Дневник Б.Ибраева дал возможность узнать о подробностях ряда турпоходов. Один из них – двухдневное путешествие по изучению местной флоры и фауны на левом берегу Сырдарьи – состоялся с 24 по 26 июня 1962 года. В заметках обрисованы смешные «встречи» с пастухами, огородниками, сусликами, рыбами, комарами, ослами и другими животными. Кроме того, описаны интересные эпизоды о приеме пищи, продуктах, играх, настроении ребят и даже звёздах на небе…

Следующие записи – о ходе областного слёта, который прошел с 28 июня по 1 июля 1962 года. Кроме забавных моментов мероприятия, есть упоминание о том, что вечером юным туристам показывали кино. В рамках слёта прошли соревнования по преодолению водного препятствия, ориентированию на местности, установке палаток, разведению костра и… кипячению литра воды. Подытоживая старты, Б.Ибраев пишет: «Молодец, Бураш! Ура!!! Все кинулись поздравлять ее… Одним словом, Кзыл-Орда на первом месте, абаевские вторые! Мы получили набор посуды туриста. На первый раз отлично! Так закончилось наше первое туристическое Лето». (Здесь и далее орфография и пунктуация автора сохранены – Авт.).

А отчет следующего турпохода озаглавлен словами: «Раскопки города Кыш-Кала. Лето 1963 года. (С дневника Пак Славы)». Здесь записи Б.Ибраева не только иллюстрированы, но и дополнены схемами и картами маршрута: «8 июля. Ура! Мы едем в поход сегодня, в 12 часов, собираемся у автовокзала. Целых 8 дней вела войну Зоя Баязитовна с «чиновниками». Мы уже отчаялись получить деньги с облОНО и собирались поехать на свои. Но вот сегодня нам выдали деньги и… мы едем! Закон тайга! Получили машину, получаем продукты… Едем через плотину и за шлюзами проехали километра 2, а потом повернули направо через колхоз Кирова. Кругом женгиль да саксаул, вдали видна школа».

Воспоминания друга

Мы смогли разыскать друзей, учителей и учеников заслуженного архитектора и попросили их рассказать о нем. Первым откликнулся Слава Пак, который отмечен в дневнике. Сегодня 75-летний Вячеслав Леонидович живёт в Байконыре, преподает физическую культуру студентам филиала «Восход» Московского авиационного института. Ветеран образования добавил ряд любопытных штрихов к портрету своего друга Б.Ибраева.

– Признаться, я в походах дневники не вёл, – ошеломил ответом В.Пак. – Может быть, все это было написано с моих слов? Прошло 60 лет, разве вспомнишь сейчас. С Беком Ибраевым учился в одном классе в школе №5, которая находилась рядом с центральной баней. Но в начальных классах я учился в пригородной сельской школе №140 имени Джамбула. Это сейчас она находится в центре города, а тогда располагалась на окраине, где в послевоенные годы было огородное хозяйство переселённых корейцев.

Турпоходами и слётами нас увлекла учительница по географии Зоя Хасанова. Вначале в нашем кружке было всего 7-8 человек, среди них и Бек. Его мама работала директором педучилища, отец преподавал физику и математику в пединституте. Поэтому он с детства был интеллигентом, а я с другими ребятами больше относился к трудовому классу. Бек был отличником, всегда тянулся к знаниям, интересовался естественными науками, историей области, культурой и искусством, увлекался резьбой по дереву, лепкой, стрелковым спортом, и особо отмечу – очень хорошо рисовал.

velikimi ne rozhdajutsja ili

Друзья моего круга в большинстве своем свободное время посвящали работам на поле и домашнему хозяйству. В то же время успевали посещать спортивные секции, очень любили походы. И, если для нас это было интересным времяпровождением, то для Бека – целым научным исследованием. Он сильно отличался от нас в этом плане, но его скромность не мешала нам крепко дружить.

Да, Бек вел походные дневники. А турпоходов и слётов было множество. Для нас это были важными событиями. Благодаря им мы – дети послевоенной эпохи – широко открыли глаза на мир: повидали города, горы, море, древние городища, приобрели друзей. К примеру, в июле 1963 года мы своими глазами увидели затопленные населенные пункты в горах при самом разрушительном селевом потоке в СССР – Иссыкском. Еще в памяти сохранился поход в древнее городище в Казалинском районе, название которого запамятовал. Там мы, школьники, во время раскопок находили металлические монеты, черепки, керамические предметы. Могу заверить, что тогда на этом объекте расследований не проводилось.

После школы Бек поступил в политехнический институт в Алматы, я – институт физической культуры в Волгограде. После окончания вузов мы встречались в столице. Он к тому времени был уже известным, его часто показывали по телевизору. Жаль, что так рано ушел от нас. Светлая ему память…

Добрые слова хочу выразить в адрес руководителя нашего кружка – Зои Баязитовны Хасановой. Вся работа кружка и станции держалась на ней, на её энтузиазме, фанатичности и преданности любимому делу. Она выбивала средства, разрешения, палатки, туристские путёвки для ребят. Оказывается, это были нам путёвки в большую жизнь.

Всегда горой за друзей

Поделилась воспоминаниями о Беке Ибраеве и его учительница, 88-летняя З.Хасанова. Она отметила, что гордится воспитанниками ОСЮТур и рада тому, что внесла вклад в их образование и воспитание.

– Бек посещал кружок с 7-го класса, – рассказала З.Хасанова. – Все мальчики того поколения были задиристые и хулиганистые. Среди них его близкие друзья – Слава Пак, Сергей Щетинин, Витя Кадырбаев и другие. Бек всегда стоял за них горой. Вот пример. В поход и на слёты мы брали не каждого, этого тоже нужно было заслужить знаниями. Однажды Бек стал уговаривать меня, чтобы в следующий поход пошёл и его друг Витя Кадырбаев. А с ним я очень тяжело работала, поскольку у него был своенравный характер, в классе он слыл хулиганом и драчуном. Но после настоятельной просьбы Бека подумала, а почему бы нет?

Тот поход проходил как обычно – палатки, костры, песни под гитару. Как водится, я была запевалой группы. Наблюдаю, Витя присоединяется к любой песне и, причём, поёт с красивым и правильным голосом. После этого похода все изменилось – поведение, отношение к учебе, к жизни. Одним словом, в его адрес не было ни одного замечания. Вот так мы «спелись», крепко сдружились. Спустя годы он писал мне письма из армии, присылал фотографии. Общались много. Мне очень жаль, я слышала, что он погиб во время ДТП…

velikimi ne rozhdajutsja ili 2

А Бек Ибраев с детства – творческая натура. По всем предметам поглощал знания, развивался самостоятельно. Он художник-самоучка, отлично рисовал. А шариковая ручка у него кажется была. Видно, человек, который любит рисовать, умел находить и средства для этого.

Еще отмечу, что те походы давали возможность ребятам встречаться с великими личностями, на которых они впоследствии равнялись. К примеру, во время выезда в городище Отрар наша группа встретилась с легендарными археологами, этнографами и историками – авторами книги «Древний Отрар» Кемалом Акишевым, Карлом Байпаковым и Львом Ерзаковичем. Вот так наши походы воспитывали и развивали детей.

Коллеги называли его «Гений»

Воспоминаниями о Беке Ибраеве с огромным удовольствием поделился и его ученик и соратник, экс-глава филиала научно-исследовательского проектирования РГП «Казреставрация», ныне генеральный проектировщик ТОО «АрхРест», член Союза архитекторов РК, член-корреспондент Международной Академии архитектуры Садуакас Агитаев.

– Бекей ага преподавал мне, когда я учился сначала в Казахском национальном исследовательском техническом университете, затем в Казахской головной архитектурно-строительной академии, – рассказал он. – Начиная с 1987 года мы 30 лет совместно работали над крупными проектами. Так, мы возвели мемориальные комплексы и музеи – Райымбека батыра в Алматы, Карасая и Агынтая батыров в ВКО, Абая-Шакарима в Семее и ряд других. К сожалению, Бек Ибраев не успел завершить Музей сакской культуры в Алматы. Эту его последнюю работу закончили мы – его ученики.

Все архитекторы Казахстана называли Бека ага – Гений. Это качество ни у кого не вызывало сомнений. У него все было особенным – походка, быт, беседы, знания. Среди архитекторов он был самым замечательным лектором, говорил умно, аргументировано и интересно. Он был прекрасным учителем, на его лекциях в аудитории, как говорится, было негде яблоку упасть. Помню, как он читал лекцию с верхней палубы теплохода во время последнего Съезда архитекторов СССР в 1991 году, когда свыше 200 делегатов из всех республик и иностранных государств плыли из Ленинграда на остров Кижи.

Бекей ага принадлежит эпохе первых исследователей Казахстана. Он работал с основоположником казахстанской советской архитектурной науки Малбагаром Мендикуловым, археологом и востоковедом Алькеем Маргуланом, скульптором и архитектором Шот-Аманом Валихановым, общался с Львом Николаевичем Гумилевым, вместе с учеными Влаилем Казначеевым и Николаем Козыревым участвовал в тематических международных проектах.

В нашей профессии Бек Ибраев – самая высокая звезда. Он – настоящий патриот, сильнейший этнограф, отлично знавший историю, искусство и генетику казахов. Был великолепным дизайнером, художником и конструктором, живописцем. Его символикой Наурыз мейрамы до сих пор пользуется народ. Бекей ага оставил миру свои прекрасные авторские работы, которые высоко подняли имидж казахской нации и уровень казахского архитектурного искусства. Он глубоко исследовал и внес большой вклад в развитие казахской культуры, придал архитектурным изваяниям национальный дух, этнический стиль, самобытное направление. Я счастлив, что знал, учился у него и работал вместе с ним. О Бекей ага могу говорить часами, чтобы перечислить все его заслуги не хватит газетной полосы.

Яркий след на земле

И вправду, для того, чтобы в подробности описать все работы, проекты, заслуги и награды славного сына земли Сыра Бека Ибраева не хватит газетной площади. Упомянем о самых важных. Б.Ибраев – академик Международной академии архитектуры стран Востока, профессор архитектуры Международной академии архитектуры (МААМ-Москва-Париж), профессор КазНИТУ им.Сатпаева, заслуженный архитектор РК, член Союзов – архитекторов РК, художников РК и Алматы, руководитель архитектурного бюро «Eldana», лауреат и дипломант крупных всемирных биеннале, конкурсов, фестивалей, смотров, союзов.

С 1970 года до самой смерти он преподавал в КазНИТУ, КазГАСА, КазНАИ, Казнацконсерватории, вёл курсы лекций по культуре и религии, эстетике и архитектуре кочевых народов Центральной Азии, работал научным сотрудником в Институте философии и права Академии наук КазССР, Институте литературы и искусства им.Ауэзова АН КазССР.

Опубликовал свыше 60 научных и научно-популярных статей в казахстанских, союзных и международных изданиях, принял участие в 28 научных, творческих конференциях и семинарах. Участник около 20 экспедиций по разным регионам Казахстана, Средней Азии, Сибири, Кавказа. Участник Международной экспедиции ЮНЕСКО «Путями великих миграций человека по Индии, Непалу, Китаю, Якутии, Бурятии, Болгарии, Турции». Автор свыше 70-и различных проектов, концепций, эскизов и предложений. Осуществил около 20 проектов отелей, гостиниц, бизнес-центров, ресторанов, аквапарков, жилых домов, мемориалов, жилых комплексов, музеев, мавзолеев. Главный художник первого Праздника Наурыз мейрамы в 1987 году, главный художник первого праздника День города Алматы в 1988 году. Автор сценария исторического фильма «Каган». Разработал сотни проектов по музеефикации комплексов, исторических курганов, надгробий на кладбищах, реконструкций охранных зон, археологических парков…

Сегодня о великом архитекторе мира напоминают его работы – Мемориальные комплексы и музеи – Коркыта ата, Шокана Уалиханова в области Жетысу, Кабанбая батыра и Мавзолей Омархана-Нуржамал Ауезовых в области Абай, Райымбека ата в Алматы, Абая-Шакарима в Семее, Абулхаир хана и Кобланды батыра в Актюбинской области, Туктыбая ата в Узунагаше, Толегетая-Кылышты ата в Жанакоргане, Кейки батыра в Костанайской области.

Почему бы и нет

Вот такого архитектора и этнографа мирового масштаба вырастила наша областная станция юных туристов. В заключение материала хотелось бы обратиться с предложением об увековечении имени талантливого уроженца земли Сыра. К примеру, назвать именем Бека Ибраева одну из улиц в областном центре или учебное заведение. Жаль, что иногда мы незаслуженно забываем о таких замечательных людях.

Алибек БАЙШУЛЕНОВ

Читайте также: