Великий ученый Казахстана - «Кызылординские Вести»

Великий ученый Казахстана

13.04.2024

434 0

obshhaja

12 апреля исполнилось 125 лет со дня рождения выдающегося государственного деятеля, первого казахского инженера-геолога Каныша Сатпаева, который еще при жизни приобрел широкую известность и признание не только в Казахстане, но и за рубежом. Символично и то, что в этот день в Казахстане отмечают День работников науки. Дата выбрана не случайно. Сатпаев стоял у истоков организации научной деятельности в республике.

Родился Каныш Имантаевич 12 апреля 1899 года в ауле №10 Акколинской волости, Баянаульского уезда Семипалатинской области. При рождении его назвали Габдулгани, но мама называла его ласкательно Ганыш, Каныш. Вскоре все стали звать мальчика Канышем. Он рано остался без матери. Учился сначала в аульной школе. Первыми учителями были Бексултан Валиханов (родственник Чокана Валиханова) и Султан-Али Джуанышбаев – оба для той эпохи широко образованные, культурные люди. Затем учился в Павлодарской двухклассной русско-казахской гимназии. Среди его одноклассников был впоследствии репрессированный знаменитый казахский драматург, прозаик и поэт Жусипбек Аймаутов. Затем в его жизни была Семипалатинская учительская семинария, директором которой был его двоюродный брат, преподаватель русской филологии А.З.Сатпаев (в 1937 году он будет расстрелян). В Семипалатинске К.Сатпаев встречался и с Ахметом Байтурсыновым, и с Миржакыпом Дулатовым, и с поэтом-демократом Султанмахмутом Торайгыровым, учился вместе с Мухтаром Ауэзовым, Алькеем Маргуланом. Преподавали в семинарии знаменитые братья-краеведы Белослюдовы, замечательная чета просветителей — Назипа и Нургали Кулжановы.

Имя Каныша значилось в списке 20 лучших студентов, наряду с такими будущими просветителями и общественными деятелями, как Мухтар Ауэзов, Жусупбек Аймаутов и другими. После окончания обучения в семинарии он начал работать учителем естествознания двухгодичных педагогических курсов там же — в Семипалатинске.

11 октября 1923 года принялся за разработку учебника по алгебре для казахских школ, заключив договор с Академическим центром Наркомпроса, который успешно завершил летом 1924-го. Труд назывался «Учебник алгебры для казахских школ на родном языке», рукопись состояла из 1642 объемистых страниц. Это был самый первый научный труд будущего академика.

Встреча, изменившая судьбу

Решающую роль в судьбе Сатпаева сыграла его непредвиденная встреча с профессором Томского технологического института Михаилом Антоновичем Усовым, известным русским ученым-геологом, академиком АН СССР, которая и предопределила выбор будущей профессии и курс всей оставшейся жизни К.Сатпаева.

В 1921 году он поступил в Томский технологический институт. Вот как вспоминал археолог Алькей Маргулан время, проведенное К.Сатпае-вым в университете: «В свободные от занятий часы Каныш посвящал себя одному лишь делу – обогащению своих знаний. Потому он засиживался в читальном зале Томского университета, с увлечением перечитывая материалы по истории казахов. По инициативе Каныша при Томском университете был организован научный кружок по изучению культуры восточных народов, в него записались тогда почти все студенты, обучающиеся в то время в Томске. Сам Каныш несколько раз делал доклады о песенном и литературном творчестве казахского народа. Наряду с этим кружковцы несколько раз проводили вечера, где исполняются песни народов Востока. Разумеется, в каждом из них Каныш принимал активное участие, зачастую сам исполняя казахские песни».

У истоков

В 1926 году Каныш успешно окончил университет и вернулся в Казахстан. Его направили в распоряжение Атбасарского треста цветных металлов, где сразу же назначили начальником геологического отдела. С этого времени началась его блестящая карьера на поприще геолого-разведочных работ.

В 1938 году был избран членом ученого совета казахского филиала Академии наук СССР. В дальнейшем за 15-летнюю работу по разведке полезных ископаемых в Улутау-Джезказганском районе Каныш Имантаевич удостоился высшей награды страны – ордена Ленина. К тому времени он стал известен не только, как выдающийся геолог-практик, но и как многообещающий ученый, талант которого ярко проявился в годы Великой Отечественной войны. Возглавив Институт геологических наук, он хорошо понимал ответственность за разведку земных недр в обеспечении необходимыми для войны ресурсами. Оборонная промышленность страны осталась без марганца, без которого нельзя было производить нужного качества броневую сталь. Поэтому его внимание было сконцентрировано на тщательном изучении и освоении марганцевых залежей, месторождении цветных, редких и рассеянных металлов, каменного угля и так далее. По его предложению были созданы научно-технический центр (НТЦ) при Госплане КазССР и постоянные научно-технические комиссии. Он как председатель Казахского филиала АН СССР возглавил комиссию тяжелой промышленности.

За годы войны был выявлен ряд новых месторождений. По запасам меди и свинца в то время Казахстан занял первое место в СССР, по запасам дефицитных хромитовых руд – первое место в мире. На ведущие позиции выходили найденные в первый год войны на юго-западе республики запасы ванадия, а также месторождения вольфрама и молибдена. Они шли на выплавку высококачественной стали для изготовления танков, пушек и самолетов.

За труд «Рудные месторождения Джезказганского района» ему в 1942 году была присуждена Сталинская премия, часть которой он направил в фонд обороны. В 1942 году ему была присуждена ученая степень доктора геолого-минералогических наук, в 1943-м был избран членом-корреспондентом Академии наук СССР. Подчеркивая вклад Казахстана в победу, К.Сатпаев писал: «Каждые девять из десяти пуль отливаются из свинца, добытого в Казахстане. Больше половины танков одеты в броню, в которую вплавлен казахстанский молибден. Свыше одной трети гильз для патронов и снарядов, аппаратуры для связи в действующей армии создано также из сплавов казахстанской меди».

Весной 1943 года он направил в Москву письмо, в котором говорил о том, что ученые Казахстана и эвакуированные ученые собрали из своих личных сбережений более одного миллиона рублей на строительство танковых колонн. Он принял деятельное участие в строительстве металлургического завода в Центральном Казахстане, где позднее возникли казахстанская Магнитка и город Темиртау.

Будучи председателем президиума казахского филиала Академии наук СССР Сатпаев мечтал, чтобы в стране появилась своя Академия наук. В течение пяти лет он собирал ученых, взращивал кадры. В середине 1944 года отправил 24 человека в докто-рантуру в Москву и Ленинград в академические научные учреждения, предварительно договорившись с их руководителями и научными кураторами. Видя результаты его работы, президент Академии наук СССР Владимир Комаров написал представление в правительство КазССР об организации самостоятельной республиканской Академии наук.

Первый президент Академии наук Казахстана

1 июня 1946 года в Алма-Ате открылась Академия наук КазССР. В ее состав вошли четыре отделения: минеральных ресурсов, физико-математических наук, биологических и медицинских наук, общественных наук. Тогда же были утверждены устав и структура Академии наук Казахской ССР. Первым президентом Академии наук Казахской ССР был избран К.Сатпаев, который был единственным представителем из Средней Азии в Академии наук СССР, членом Президиума Академии наук СССР. В первый состав академии вошли 14 академиков и 16 членов-корреспондентов.

Одним из результатов организационной работы Академии наук КазССР стало воспитание кадров молодых ученых. В первые годы своей работы К.Сатпаев был вынужден принимать на работу бывших заключенных – ученых, наказанных по политическим статьям: в Казахстане не хватало своих научных кадров, но их было много среди бывших ссыльных в республику ученых.

23 ноября 1951 года К.Сатпаева сняли с должности решением Бюро ЦК КП (б) Казахстана «за сокрытие в академии буржуазных националистов, засорение кадров академии чуждыми элементами». Сразу же после этих событий он был вынужден временно уехать в Москву. Ему было предложено возглавить Уральский филиал академии, но он отказался.

14 марта 1952 года, после мартовской сессии Верховного Совета, в гостинице «Москва» состоялась беседа К.Сатпаева с секретарем ЦК КП Казахстана Ж.Шаяхметовым, который предложил ученому вернуться в Казахстан на должность директора Института геологии. В конце апреля Каныш Имантаевич вновь возглавил этот институт.

Интерес к истории народа

Диапазон интересов Каныша Имантаевича был необычайно широк и выходил за рамки естественных наук. Он был большим знатоком казахской истории, литературы, культуры, этнографии, музыки и фольклора, общеизвестны его археологические изыскания на территории Центрального Казахстана, труды по педагогике и литературе.

Еще в детстве он любил слушать рассказы аксакалов и приезжих гостей. Во всех учебных заведениях, начиная с родной аульной школы, он изучал историю. Никогда не упускал возможности послушать выступления акынов. Алькей Маргулан писал: «Под влиянием отца Каныш в детские годы с увлечением занимался арабским, персидским языками. Выучил стихи Хафиза, Саади, Навои. Некоторые вещи он знал настолько хорошо, что иногда в часы досуга, особенно когда отдыхал на курортах, любил подолгу читать наизусть».

Проводя геологические работы, ученый также живо интересовался у аксакалов историей исследуемой местности. Содержимое месторождений полезных ископаемых зачастую отражалось в названиях отдельных мест, сохранившихся в памяти старожилов. Исторические памятники Казахстана в конце 30-х годов ХХ века были мало изучены. Многие археологические открытия на территории Центрального Казахстана были сделаны им.

В 1927 году он составил и опубликовал с предисловием в Москве сборник казахского народного эпоса «Ер Едыге» тиражом три тысячи экземпляров. Кстати, за этот труд он подвергнется политическим гонениям и снятию с должности президента АН КазССР в 1952 году.

Следуя традиции собирания устного народного фольклора, он передал 25 народных произведений музыковеду А.В.Затаевичу.

Он был инициатором разработки двух академических изданий по истории Казахстана в 1943 и 1949 годах. Несмотря на то, что шла Вторая мировая война, он был и одним из активных инициаторов записи «Сказания о 40 крымских батырах» у одного из известных в то время сказителей из города Актау – Мурын акына. Вот как он переживал за сохранение национального духовного наследия: «Это нужно сделать немедленно, учитывая преклонный возраст сказителя и уникальную ценность его сказаний».

14 ноября 1944 года он инициировал создание русско-казахского, казахско-русского и терминологических словарей, привлекая из разных регионов Казахстана специалистов.

5 мая 1949 года обратился с письмом в правительство республики с просьбой признания рукописей С.Торайгырова историческими ценностями казахского народа с последующей передачей его наследия в архив АН КазССР.

11 сентября 1950 года он обратился в правительство с просьбой увековечить имя великого Абая в связи с 50-летием со дня его кончины.

К.Сатпаев как выдающийся ученый, крупный организатор науки и общественный деятель был искренне уважаем его современниками за личные, человеческие качества, высокую культуру, простоту в общении, широту научных интересов, глубокое чувство патриотизма.

Выдающийся сын казахского народа умер в 1964 году. Его именем названы город в Карагандинской области, улицы, аул в Баянаульском районе, Институт геологических наук Академии наук Казахстана, Экибастузский инженерно-технический институт и Казахский национальный технический университет. Именем академика названы астероид, открытый астрономом Н.С.Черных, минерал сатпаевит, ледник в Джунгарском Алатау, горная кольцевая структура. В его честь учреждена премия в области естественных наук Академии наук Казахстана. В Академии наук РК открыт мемориальный музей имени академика К.И.Сатпаева. В память о выдающемся сыне казахского народа во многих городах Казахстана установлены памятники, проводятся научные чтения и конференции.

Подготовила Наталья ЧЕРНЕЙ

Комментарий нет. Напишите первым!

Читайте также: