Несмотря на динамичный прогресс, развитие и открытость, Казахстан остается страной, которая сохранила свои лучшие традиции и обычаи. Живя в современном мире, мы являемся свидетелями разных обрядов и сами в быту охотно придерживаемся их. Наш народ за многовековую историю накопил множество традиций, большинство из которых связаны со вступлением в брак. О многих из них мы подробно рассказывали на страницах нашей газеты. Сегодня расскажем об одном из самых красивых обрядов «Беташар», без которого не проходит ни одна казахская свадьба.
Беташар в переводе означает открывание лица невесты. Каждый, кто был на казахском тое видел, как тамада под песню проводил этот обряд, когда невеста с покрытым лицом стоит в центре зала. Он проводится для родственников жениха, которые ранее никогда не видели невесту. Так проходит их первое знакомство.
В последнее время многие проводят беташар прямо на главной свадьбе, после проводов невесты. Тамада начинает исполнять традиционную песню со словами напутствия. Лицо девушки накрывают платком или фатой и выводят к собравшимся гостям. По обе стороны ее сопровождают две старшие снохи (женгелер) со стороны жениха.
Песня «Беташар жыры» переходит из поколения в поколение, поётся под любую мелодию по выбору исполнителя. Содержание песни излагает неписанный устав родовой семьи, в которой невестка, как будущая мать, будет занимать одно из значительных мест. Песня начинается с восхваления молодости, красоты невесты, повествует о том, как она должна чтить и уважать своего мужа, подробно перечисляет её обязанности по отношению к родителям суженного.
Песнь является своего рода наставлением как вести себя со старшими и младшими рода, гостями, учит законам человеческих взаимоотношений в родовом коллективе. Песня прерывается просьбой певца – акына (жырши) поклониться перечисляемым старшим, невеста выполняет требуемые поклоны, приветствует каждого. Акын вставляет шуточные прибаутки, каламбуры, шутит над родственниками жениха за множественные требования для себя и скупящихся на подарки за показ невесты. В конце песни обращается к присутствующим старшим с просьбой назначить ему награду за раскрытие лица красавицы.
Беташар распространён на всей территории Казахстана. За пределами страны этот свадебный ритуал практикуют этнические казахи. Обряд является частью свадебной церемонии и у других тюркоязычных народов: кыргызский «бетачар», узбекский «беточор», татарский «бит ачар» и прочие.
Каждый раз, когда тамада называет имя одного из родственников со стороны мужа, невеста кланяется (салем салу), выражая тем самым почтение и уважение к ним. Родственники в свою очередь в знак благодарности кладут в специальную посуду деньги. Открывают лицо невесты только после того, как были названы все родственники жениха. Делает это обычно свекровь, которая благословляет новоиспеченную невестку и желает счастья молодым.
После представления всех родственников наступает кульминация ритуала: акын грифом своей домбры приподнимает покров – желек, открывая лицо невесты. Свекровь целует её, желая счастья. Жених берет за руку невесту, ведёт её по кругу, показывая собравшимся гостям. В это время старшие родственницы жениха совершают обряд шашу – осыпание новобрачных сладостями и монетками, желая молодым счастья, плодовитости и изобилия.
Беташар символизирует включение невесты в родовой коллектив жениха, который возводит её на новый уровень не только как жену и будущую мать, но и как нового члена семьи.
В наше время традиция немного видоизменилась. Во времена наших предков, беташару придавали намного больше значения. Ведь тогда невесту забирали из другого аула и она не только приходила в новую семью, а становилась новым жителем всего населенного пункта. То есть ей нужно было привыкать к новому укладу жизни с незнакомыми людьми. В каждом поселении были свои обычаи и традиции, поэтому и наставления (текст песни беташар) тоже был разным. В те времена лицо невесты покрывали шалью, девушка ожидала начала беташара в специально сшитом из белой ткани шатре, который назывался отау. После окончания обряда, свекровь делила шаль на несколько частей и раздавала присутствующим женщинам. Они в свою очередь использовали ее в быту, оборачивали ею посуду для хранения молочных напитков. Смена головного убора означала, что теперь девушка поменяла статус и вступила в круг замужних женщин.
«Салем салу» – поклон – один из старинных ритуалов казахского народа, который дошел до наших дней, своего рода приветствие, которым невестка благодарит родственников мужа.
Впервые невестка делает обряд во время обряда «беташар» — «открывание лица», о котором говорилось выше. Считается, что сноха должна кланяться родственникам мужа каждый день. Достигнув преклонного возраста и став бабушкой или матерью взрослых детей, женщина подходит ко входу в дом, преклоняет колени и делает последний салем. С этого момента она больше не делает поклон, молодые первыми здороваются с ней.
«Салем салу» делают сегодня не во всех регионах Казахстана и не во всех семьях. На западе и юге страны этот обычай сохранился. На востоке и на севере эту традицию соблюдают меньше. Часто бывают случаи, когда родители мужа сами говорят снохе не делать поклон.
Казахские народные обычаи имеют свою глубокую философию, направленность и особый смысл. И наша задача сегодня не просто знать, а сохранить и приумножить богатое наследие предков.
Майя АДЕНОВА