Важно знать свои права - «Кызылординские Вести»

Важно знать свои права

20.12.2023

442 0

В Казахстане во исполнение поручений Главы государства запускается новый публичный концепт «Сапалы өнім». На сегодня сформированы законодательные механизмы, в том числе введение института омбудсмена по вопросам защиты прав потребителей.

Главная задача проекта – обеспечение защиты отечественных производителей и потребителей на внутреннем рынке от небезопасной и некачественной продукции, создание условий для развития добропорядочной конкуренции. Об этом, в частности, на брифинге в региональной Службе коммуникаций рассказал руководитель областного департамента торговли и защиты прав потребителей Еркасым Сулейменов.

Как отметил спикер, сегодня действующий закон о защите прав потребителей позволяет общественным объединениям изу-чать потребительские свойства товара, инициировать проведение экспертизы качества и безопасности продукции, проводить опросы населения, обращаться в госорганы, предъявлять иски в суд в интересах клиентов и распространять информацию о результатах исследований качества и безопасности продукции.

– Более того, сегодня общественники вправе применять фото-, аудио- и видеофиксацию всех действий, совершаемых при посещении мест реализации товара. Поэтому мы призываем потребителей и общественные институты громче заявлять о своих правах на качественную и безопасную продукцию. Это и станет ключевым, переломным моментом в построении цивилизованных рыночных отношений, – сказал Е.Сулейменов.

В преддверии праздников руководитель ведомства призвал кызылординцев незамедлительно обращаться в департамент по защите прав потребителей в случае завышения цен или реализации некачественных товаров.

С начала года специалисты департамента проводили ряд проверок, в ходе которых из 160 субъектов предпринимательства у 25 выявлено необоснованное завышение цен на товары первой необходимости, за что их привлекли к административной ответственности.

В сфере защиты прав потребителей за 11 месяцев т.г. поступило 340 обращений о нарушениях прав потребителей, что на 4,3 процента больше, чем за аналогичный период прошлого года. По итогам принятых мер потребителям возвращено 8,1 млн тенге.

– Эти показатели свидетельствуют о том, что сегодня потребители стали активнее защищать свои права, – сказал спикер.

Анализ 340 обращений показал, что 173 приходятся на сферу розничной торговли, в частности, отказ в обмене и возврате некачественного товара, обман потребителей и прочее. Еще 34 обращения в сфере электронной торговли это обман потребителей, некачественное представление товара, отказ в обмене и возврате продукции. Далее 30 обращений в сфере общепита – жалобы на некачественную пищевую продукцию, несоблюдение сроков годности, хранения. Также 18 жалоб на необоснованные начисления платы за комуслуги, ненадлежащее обслуживание КСК. Замыкает пятерку антилидеров – 12 обращений, касающихся цен и низкого качества услуг операторов сотовой связи.

Было отмечено, что для более эффективной интеграции деятельности общественных объединений в эту работу весной этого года при Министерстве торговли и интеграции создан Ситуационный штаб. В его состав включены профильные госорганы, субъекты бизнеса и общественные объединения потребителей. В ходе совместной работы ими исследовано порядка 68 видов импортных товаров, по 19 из них были выявлены нарушения нормативов безопасности пищевой продукции.

– В частности, речь идет о таких нарушениях, как несоответствие продукции санитарно-эпидемиологическим требованиям, заявленным характеристикам и составу, а также нормативам по маркировке. В итоге были отменены 63 декларации о соответствии пищевой продукции и более 200 документов об оценке соответствия, – отметил Е.Сулейменов.

Наталья ЧЕРНЕЙ

Читайте также: