В областной Палате предпринимателей состоялась встреча представителей местных исполнительных органов с предпринимателями, занятыми в ресторанном бизнесе.
Местную власть представляли заместитель акима города Бектас Нуридинов и исполняющая обязанности руководителя городского управления санитарно-эпидемиологического контроля Гульмира Сыздыкова.
Сейчас в регионе насчитывается более 47 тысяч действующих субъектов предпринимательства, что на 5,4 процента больше по сравнению с прошлым годом. И это несмотря на пандемию и ограничения. Между тем, в области до сих пор сохраняются ограничительные меры. Согласно постановлению главного государственного санитарного врача области деятельность ряда предприятий на сегодня приостановлена. В основном, это детские развлекательные центры в торговых домах, бильярдные, компьютерные клубы, а также рестораны и комплексы, ориентированные на проведение крупных массовых мероприятий.
Сегодня для поддержки бизнеса действует комплекс государственных и отраслевых программ. Основная их цель — поддержать бизнес в условиях пандемии, сделать сами программы доступнее и привлекательнее для предпринимательства. По «ДКБ-2025» конечная ставка по кредитам для МСБ составляет 6 процентов годовых. Для поддержки микробизнеса банки второго уровня выдают займы до 20 миллионов тенге. Предусмотрено субсидирование, а также гарантирование кредитов до 85 процентов от фонда «Даму». Бизнесу это интересно. Действуют программы «Экономика простых вещей» и «Еңбек». В целом, эти три основные госпрограммы по поддержке бизнеса эффективно работают. Есть положительная динамика по сравнению с прошлым годом. Также действуют налоговые льготы — выделены 29 отраслей, наиболее пострадавшие в период пандемии. По ним утверждены определенные льготы, например, освобождение от налога фонда оплаты труда, а для ряда предприятий и от налога на имущество. Для фермеров — это освобождение от налога на землю сельхозназначения.
Словом, государство делает все возможное, чтобы поддержать бизнес. В то же время есть и определенные сложности. Как сказал председатель Регионального совета Палаты предпринимателей Кайрат Боранбаев, сейчас все сферы предпринимательства переживают нелегкие времена, но больше всего пострадал ресторанный бизнес. По области насчитывается 128 объектов из этой сферы, многие из них были вынуждены приостановить работу. Основными причинами закрытий заведений общепита стали необходимость выплачивать арендную плату в период простоя (некоторые арендаторы не смогли договориться о смягчении арендных условий), отсутствие резервного фонда и невозможность переориентироваться в формат доставки. А тем, кто остался на плаву и пытается, как-то выжить, мешают санитарные постановления. Поэтому рестораторы и обратились в Палату предпринимателей, чтобы обсудить накопившиеся проблемы. К примеру, субъекты МСБ не согласны с некоторыми пунктами последнего постановления главного санитарного врача области.
Предприниматели обрадовались, когда условия карантина получили послабление, и кафе с посадочными местами до 30 человек разрешили работу до 23-00 часов. Предприниматели, занятые в этом бизнесе, ожидали и дальнейшее послабление, но вместо этого главный санитарный врач области вынес новое постановление №25, где сказано, что время работы кафе сокращается.
—Если бы в регионе эпидемиологическая ситуация была критической, мы бы поняли такой шаг. Однако, сейчас наша область находится в зеленой зоне. В связи с этим мы хотим, чтобы режим работы оставался прежним. Необходимо пересмотреть это постановление и продлить время работы сферы общественного питания, — сказала предпринимательница Акмарал Абдразакова.
Рестораторов возмущают не требование установить санитайзеры и проводить обработку, а режим работы. Мол, в 22.00 двери нужно закрыть. Правда, бизнесмены говорят, им требуется еще час, чтобы убраться, но уже в 22.05 на пороге могут появиться проверяющие и выписать огромный штраф. Вот и получается, что если не запрещается работать постановлением главного санитарного врача, то проверяющие и мониторинговые группы делают все для того, чтобы заведение закрылось.
Поэтому на встрече предприниматели выступили и с предложением пересмотреть работу мониторинговой группы. Приведены факты, что члены этой группы зачастую приходят без подтверждающих на то документов.
-В период пандемии мы столкнулись с ограничительными мерами, — сказал Бектас Нуридинов. — Совместно с Палатой предпринимателей призывали и призы-ваем соблюдать все санитарные нормы, правила. Только за счет их соблюдения возможно недопущение развития инфекции и дальнейшего сохранения функционирования субъектов бизнеса. Сегодня большая часть субъектов МСБ продолжает свою работу. Есть специальные приложения. В первую очередь это Info Kazakhstan, разработанное по инициативе центрального аппарата НПП «Атамекен». На нем субъекты бизнеса могут регистрироваться и получать акты готовности. Что касается работы мониторинговой группы, то она будет пересмотрена. Все предложения, поступившие от предпринимателей на встрече, будут рассмотрены в ближайшее время на заседании штаба.
Хочется в это верить. Ко всему прочему хотелось бы добавить вот что. Как известно, в постановлении №25 главного санитарного врача области сказано, что работа торгово-развлекательных центров, торговых объектов площадью две тысячи и более квадратных метров (за исключением находящихся в них продуктовых супермаркетов и аптек), а также непродовольственных и продовольственных крытых рынков ограничена в воскресные и праздничные дни. Буквально в прошлое воскресенье корреспондент «КВ» совершил вояж по торговым домам города. И вот что наблюдалось. Если торговые дома и закрыты, то торговля велась возле них. Взять, к примеру, ТД «Жайна». Сам объект был закрыт, но то, что творилось на автостоянке возле него, говорило о том, что некоторым торговцам постановления не указ. Вся автостоянка была заполнена торговцами, которые продавали сотовые телефоны и аксессуары к ним, футболки, носки и так далее. Торговля велась с автомашин. Вот и получается, что легальным продавцам, добросовестным налогоплательщикам работать запрещено в торговом доме, а за его дверями — пожалуйста, зарабатывай в обход казны! Почему у нас кому-то можно работать, а кому-то нет? И как тут не спросить, где же вы, мониторинговая группа? Или ее представители только и могут, что ходить по кафе и частным домам в поисках проведения свадьб…
Наталья ЧЕРНЕЙ