В приоритете – превенция коррупции - «Кызылординские Вести»

В приоритете – превенция коррупции

02.12.2023

572 0

Борьбе с коррупцией в Казахстане уделяется значительное внимание со стороны государства, формируется антикоррупционная политика.

В статье 22 Закона Республики Казахстан «О противодействии коррупции» от 18 ноября 2015 года №410 отмечено, что «противодействие коррупции в пределах своей компетенции обязаны вести все государственные органы, организации, субъекты квазигосударственного сектора и должностные лица». При этом основополагающими принципами борьбы с коррупцией являются законность; приоритет защиты прав, свобод и законных интересов человека и гражданина; гласность и прозрачность; взаимодействие государства и гражданского общества; системное и комплексное использование мер противодействия коррупции; приоритетное применение мер предупреждения коррупции; поощрение лиц, оказывающих содействие в противодействии коррупции; неотвратимость наказания за совершение коррупционных правонарушений.

В соответствии с указанным, каждый государственный орган антикоррупционную политику ведет в зависимости от специфики деятельности.

Согласно Закону Республики Казахстан «О государственном аудите и финансовом контроле» компетенция уполномоченного органа по внутреннему государственному аудиту определена в проведении аудита финансовой отчетности, аудита соответствия, осуществления камерального контроля, в оказании методологической и консультационной помощи службам внутреннего аудита. Компетенция уполномоченного органа по внутреннему государственному аудиту также представлена Законом Республики Казахстан «О государственных закупках», где одним из основополагающих принципов государственных закупок является недопущение коррупционных проявлений.

Таким образом, основными источниками информации для выявления коррупционных рисков являются нормативные правовые акты. Территориальным подразделением уполномоченного органа по внутреннему государственному аудиту (далее — Департамент) на постоянной основе вносятся предложения в вышеуказанные законодательные акты для исключения пробелов в законодательстве. Полагаем, что уменьшение либо исключение таких пробелов приведет к исключению коррупциогенных рисков.

Правилами проведения электронного государственного аудита, утвержденного Приказом министра финансов Республики Казахстан от 28 марта 2018 года №413, определен порядок проведения электронного государственного аудита.

Вместе с тем, на сегодняшний день уровень охвата электронным внутренним государственным аудитом незначителен. В свою очередь, максимальное повышение уровня охвата объектов аудита электронным аудитом снизит нагрузки на объекты государственного аудита путем исключения контакта, который является одним из факторов, ведущих к коррупционности в данной сфере.

Кроме того, автоматизация бизнес-процессов государственного аудита, в части интеграции систем госаудита и органов Казначейства, позволит государственному аудитору безпрепятственно получать необходимую информацию по расходованию бюджетных средств объектом аудита для дачи полноценной оценки, что также является исключающим коррупционные риски моментом.

Учитывая, что на государственные закупки направляются значительные финансовые ресурсы, крайне важно их целевое и эффективное использование. Несовершенство законодательства, направленного на противодействие коррупции в сфере государственных закупок, заключается в том, что несмотря на частые изменения и дополнения, вносимые в него, все еще остаются лазейки, которые успешно используются организаторами и субъектами системы государственных закупок, то есть участниками государственных закупок.                    

В этой связи, введение с 2015 года такого вида контроля как камеральный контроль в значительной степени уменьшил коррупционные риски в данной сфере.

Конечно же, правильное применение норм отраслевого законодательства без создания коррупциогенных рисков зависит от компетентности и добросовестности сотрудников.

 Нормами Закона «О государственной службе Республики Казахстан» обеспечен переход к «карьерной» модели государственной службы, внедрены принципы меритократии через механизмы открытого конкурсного отбора, продвижения на основе компетентности. В этой связи, Департаментом модель «карьерного роста» государственной службы в полной мере применяется на практике. Так, только в текущем году в соответствии с требованиями данной модели из числа сотрудников Департамента назначения произведены на должность заместителя руководителя департамента, руководителей отделов аудита финансовой отчетности, камерального контроля, на должности главных специалистов.

Контрольные функции относятся к категории с высокой степенью коррупционности. Учитывая указанное, коллективное обсуждение о фактах коррупционных правонарушений в прошлом, а также принятие мер по их недопущению в настоящем является одним из действенных мер при формировании нетерпимости к фактам коррупции среди сотрудников.

Отношение руководства к коррупции является основой для формирования отношения его коллектива к коррупции. Отношение руководства к коррупции определяет культуру и этические ценности по противодействию коррупции в коллективе Согласно действующему Этическому кодексу государственных служащих в департаменте функционирует совет по этике, проводимая работа которой также способствует выработке антикоррупционного поведения и антикоррупционной культуры среди сотрудников.

В рамках всеобщего декларирования, сотрудниками департамента своевременно предоставляются сведения о полученных доходах.

В соответствии с требованиями Закона Республики Казахстан «О государственном аудите и финансовом контроле» аудит проводится специалистом, обладающим сертификатом аудитора. Результатом работы государственного аудитора является принятие решений, где не исключаются коррупционные риски в части получения вознаграждений за принятие положительного решения. Учитывая, что оплата труда государственных аудиторов остается недостаточно конкурентоспособной по сравнению с корпоративным сектором, необходимо стимулировать аудиторов как материально через повышенную оплату труда, так и разовым премированием за высокие показатели выявленных нарушений, подлежащих возмещению. Полагаем, что принятие указанных мер снимет коррупционные риски, а также текучесть кадров.

И в заключении хочу отметить, что антикоррупционная политика должна сохраняться до того времени, когда результаты борьбы с коррупцией станут очевидны и уровень восприятия коррупции обществом достигнет соответствующего уровня подотчетного и транспарентного государства.

Е.КУЗЕМБАЕВ, руководитель Департамента внутренного государственнного аудита по Кызылординской области Комитета внутренного аудита Министерства финансов РК

Читайте также: