В поэзии жырау – народная мудрость - «Кызылординские Вести»

В поэзии жырау – народная мудрость

17.09.2022

1861 0

v pojezii zhyrau narodnaja mudrost

Казахские поэты-жырау, творчество которых относится к периоду Казахского ханства — XV-XVIII векам — в своих произведениях призывали народ к единению и сплоченности, оказывали поддержку ханской власти, воспевали подвиги батыров, защищавших родную землю от внешних врагов, людей, которые трудились на благо страны и народа. Они считали своим долгом воспитывать молодое поколение на их примере.

По словам кызылординских ученых Мирамкуль Акаевой и Гульнар Сайгы, изучавших творчество жырау того времени, главная тема их поэтических произведений — любовь к Родине, к своему народу, они призывали к единству и сплоченности.

 Казахский писатель, драматург и учёный Мухтар Ауэзов дал такую оценку творчеству поэта-жырау Асана Кайгы: «Через критические рассуждения, наставления, отраженные в его произведениях, мы получаем различные сведения, картины, представления об обстоятельствах жизни тех лет и о нем самом. При этом поэт прибегает к иносказаниям, обрисовывая картины жизни того периода и делая прогнозы на будущее. Каждое его слово содержит в себе глубокие раздумья, полно содержания, но вместе с тем поэт не выражает свои мысли конкретно, точно, а дает в завуалированной форме. Каждое слово поэта имеет цель: о чем бы ни говорил, в первую очередь он рассуждает о чаяниях народа, о его положении или же беседует с народом на морально-этические темы в форме наставлений, назиданий».

 В период Казахского ханства поэты-жырау выступали на стороне народа, являясь в то же время советниками ханов и биев. Казахские бии активно участвовали в управлении государством, в создании справедливых законов и судопроизводстве.

Вот что сказал о казахских биях учёный, историк, этнограф, фольклорист, путешественник и просветитель Шокан Валиханов: «Человек, претендующий на должность бия, должен неоднократно доказать народу, что он обладает познаниями в области законов. Такие бии прославились на всю казахскую степь, их имена известны всему народу».

Становление Казахского ханства как независимого государства относится ко второй половине XV века (приблизительно 1470-1471 годы). Ученый-историк Мухаммед Хайдар Дулати в своей знаменитой работе «Тарих-и- Рашиди» в главе «Шайбани наме» пишет: «Границы Казахского ханства на западе простирались до Жаика, на юго-западе – до правого берега Сырдарьи, занимали земли от Арала до Мангыстау. На юге в состав ханства вошли многие города, расположенные вдоль берегов Сырдарьи. На севере в состав ханства вошли территории от Улытау и далее, на юго-востоке – территория Жетысу между реками Шу, Талас, Каратал, Или. Численность народа, находящегося под властью Касым хана, составляла около одного миллиона человек».

Поэзия жырау начала развиваться с момента образования Казахского ханства. Асан Кайгы, Сыпыра жырау, Казтуган жырау – наиболее яркие представители этого вида творчества XV века.

Народ очень уважал поэтов-жырау. В периоды, когда вспыхивали народные волнения, мятежи или на землю нападали враги, за помощью и советом обращались к поэтам-жырау: они призывали народ к спокойствию и терпению, оказывали ему поддержку и делали прогнозы, как разрешится та или иная ситуация.

Характерной художественной особенностью поэзии жырау периода Казахского ханства являются персонажи и герои произведений. Главные герои в них – народ, ханы и батыры. То, что образы ханов и батыров занимают значительное место в произведениях жырау, непосредственно связано с исторической эпохой.

Свою оценку поэзии жырау дал и поэт Шакарим. В стихотворении «Ескі ақындық» (Старая поэзия) он высоко оценил устное поэтическое творчество, поэзию жырау. А в своей поэме «Батыр баян» Магжан Жумабаев сравнивает исполнение Бухаром жырау и Татикарой их произведений с тем, как льётся чистая вода.

Итак, мы можем сказать, что поэзия жырау – это многовековое бессмертное наследие нашего народа, в котором отразилась народная мудрость. Ее ценность заключается не только в том, что в ней отражены исторические события, трагедия народа, его мечты и надежды, но и в том, что политическая и общественная деятельность людей, их мировоззрение, миропонимание переданы посредством художественного слова.

Как мы уже отмечали, главная тема поэзии жырау – любовь к родной земле, сплоченность и единение народа. Например, Асан Кайгы в своих произведениях волнуется о судьбе людей. В своих стихах он говорит о богатых землях, куда бы переселил народ, о спокойной жизни людей в этих краях. Он также размышляет о том, что человек не должен считать себя лучше других только потому, что богаче, образованнее, что дружба должна быть бескорыстной, люди должны избегать лжи. Несомненно, эти глубоко философские мысли поэта не утратили актуальности и воспитательного значения и сегодня.

Поэзия жырау имеет форму толгау (мелодичное поэтическое произведение-размышление). Видными представителями этого жанра в XV веке были также жырау Актамберды, Татикара, Умбетай. Большинство их произведений посвящено событиям, связанным с нашествием джунгар.

Произведения Актамберды жырау отличаются остротой содержания, богатством языка и особой художественностью. В основном, они представляют собой назидания-раздумья, в которых звучат мечты и стремления казахского народа.

В произведениях Татикары жырау звучат мысли о независимости казахского государства, поэт воспевает подвиги батыров.

Резюмируя, можно сказать, что главной темой поэзии XV-XVIII веков является тема свободы, героических подвигов народа. Жизнь и творчество жырау занимают значительное место в истории казахского народа, их деятельность является примером для людей.

Канат ЖОЛДАСОВ

Читайте также: