В начале всех искусств –  искусство слова — «Кызылординские Вести»

В начале всех искусств –  искусство слова

10.09.2022

317 0

Его имя связывают с именем великого поэта, мыслителя Абая Кунанбаева, духовный мир которого, идеи воспитания, национальная идеология оказали огромное влияние на его творчество.

А.Байтурсынов родился 5 сентября в 1872 году в урочище Сарытубек Тургайского уезда. Его отец Байтурсын Шошакулы, внук прославленного батыра Умбетея, отличался обостренным чувством справедливости и всегда выступал на стороне обиженных и обездоленных. В 1885 году за нанесение побоев уездному начальнику суд приговорил братьев Байтурсына и Актаса Шошакулы к 15 годам каторги в Сибири. Их дети, в том числе и Ахмет, остались на попечении у Ергазы, младшего сына Актаса, который помог ему поступить в Тургайское двухклассное русско-киргизское училище. По окончании этого учебного заведения Ахмет поступил в Оренбургскую киргизскую учительскую школу, которую закончил в 1895 году.

 Тогда же началась педагогическая деятельность будущего ученого. Он учительствовал в аульных и волостных школах и училищах Актюбинского, Костанайского и Каркаралинского уездов, активно занимался самообразованием и литературной деятельностью.

 В Каркаралы Ахмет Байтурсынов нередко выступает с разоблачениями произвола местных чиновников, политики царского режима. В 1905 году несколько представителей казахской интеллигенции под его руководством пишут царскому правительству петицию с предложением о культурном и справедливом землепользовании, создании на национальных окраинах земств, соблюдении прав степного населения. Предложения, конечно, были отвергнуты, а те, кто подписал письмо, взяты царской охраной на заметку и за ними было установлено негласное наблюдение.

 В 1909 году по распоряжению губернатора Байтурсынов был арестован и отправлен в Семипалатинскую тюрьму, где его держали с 1 июля по 21 февраля 1910 года. Оттуда его выпустили с запретом жить в пределах казахских областей. Так он оказался в Оренбурге. Там он продолжил свою литературную и политическую деятельность. В 1911 году вышел в свет сборник его стихотворений и переводов «Комар». В марте 1913 года начал издавать в Оренбурге еженедельную газету «Казах», редактором которой он оставался вплоть до 1917 года. За открытую критику колониальной политики газету пытались закрыть, сам Ахмет Байтурсынов неоднократно подвергался различным преследованиям. С июля 1917 года газета «Казах» становится печатным органом партии «Алаш», однако через некоторое время решением Торгайского съезда Советов она была закрыта.

С самого основания партии «Алаш» Ахмет находился в ее первых рядах, но в 1919 году из-за некоторых политических разногласий Байтурсынов вышел из ее рядов и работал обычным сотрудником в советских учреждениях. Затем его избрали членом ВРК Киргизского (Казахского) края, он становится наркомом просвещения края (1920-1921 гг.), председателем Академического центра (1921-1922 гг.), являлся членом научно-методического совета Наркомпроса. В 1922-1925 годах – председатель научно-литературной комиссии при Наркомате просвещения Казахской АССР, член Полномочной комиссии по присоединению Семиреченской и Сырдарьинской областей, почетный председатель Общества изучения Киргизского края. В 1921-1929 годы занимался преподавательской деятельностью в Казахском институте народного образования в столице автономии Оренбурге, в Казахском пединституте в Ташкенте, в Казахском педагогическом институте в Алма-Ате.

А.Байтурсынов оставил богатое творческое наследие. В своих стихотворениях он выражал нужды и чаяния казахского народа, его мечту о светлом будущем, призывал к свету знаний, культуре.

Он – автор первого казахского букваря. Новый казахский алфавит, названный в честь ученого «байтурсыновским», в свое время служил хорошим образцом для всех тюркоязычных народов при проведении реформы письменности. Автором написаны также «Пособие по родному языку», «Изложение курса казахского языка», «Руководство к изучению грамматики», «Развитие речи», хрестоматии. Им были написаны многочисленные критические статьи по фольклору, по проблемам современной казахской поэзии, прозы, теоретически обоснованы основы казахского стихосложения, исследованы образцы устного народного творчества.

 В 1923 году в Москве был издан написанный Байтурсыновым эпос «Ер Саин» с предисловием автора. В 1926 году вышел в свет сборник «Жоқтау» – «Поминальная песнь». В нем были опубликованы народные поминальные песни по бию Казыбеку, хану Абылаю и другим известным казахским батырам и героям.

«Для того, чтобы сохранить свою самостоятельность, нам необходимо всеми силами и средствами стремиться к просвещению и общей культуре, для этого мы обязаны первым долгом заняться развитием литературы на родном языке. Никогда не нужно забывать, что на самостоятельную жизнь вправе претендовать только тот народ, который говорит на своем языке и имеет свою литературу…» – эти слова выдающегося сына казахского народа остаются актуальными по сей день.

Творчество А.Байтурсынова проникнуто переживаниями о судьбе и будущем казахского народа. Как и великий Абай, он критиковал беспечность, легковерность и беззаботность казахов, призывая к искусству и знаниям, наставляя на труд и гуманизм. Вместе с тем он считал, что мастерство слова – один из видов искусства устной казахской речи. В опубликованном в 1926 году сочинении «Введение в литературу», утверждал, что из всех видов наглядного искусства самым важным является искусство слова и приводил в доказательство казахскую пословицу: «Өнер алды – қызыл тіл» – «В начале всех искусств – искусство слова».

В 20-е годы ХХ века началось активное преследование интеллигенции. По надуманным обвинениям
2 июня 1929 года Ахмета Байтурсынова арестовали и выслали в Архангельскую область, а его семью – жену Бадрисафу и дочь Шолпан – отправили в ссылку в Томск. Произведения, стихи и переводы, статьи и научные исследования просветителя оказываются под запретом, их перестают печатать.

Благодаря заступничеству писателя Максима Горького в 1934 году А.Байтурсынова возвращают из ссылки. Но спустя несколько лет в 1937 году его вновь арестовали и через два месяца расстреляли.

Его жизнь и творчество стали для последующих поколений примером высокой гражданственности, образцом бескорыстного служения народу. Он безгранично любил свой народ и приложил все усилия для духовного и нравственного роста, развития языка и культуры.

«В отличие от некоторых хитрецов, именующих себя патриотами и болеющих за казахов, Ахмет, чтобы помочь своему народу, вступил в Коммунистическую партию. Конечно, Ахмет не смог долго пробыть в рядах этой партии, это было понятно заранее. Не захотел становиться глашателем принятых во благо баев постановлений, не стал и их карателем, ему было неважно, богатый перед ним или бедный, он был просто всем сердцем предан своей нации, своим казахам…», – написала об Ахмете Байтурсынове литературовед Шамшиябану Сатбаева в своей статье, опубликованной в газете «Еңбекші қазақ».

В ноябре 1989 года имя А.Байтурсынова было реабилитировано и к народу вернулось оставленное им богатое наследие.

 Индира АБДРАХМАНОВА

Читайте также: